Программа коррекции эмоционального выгорания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать программу тренинговых занятий, направленную на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Провести диагностику измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов В.В.Бойко.
Разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания………………………………...….5
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии…….......5
1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания».................................................................…………………………….14
1.3. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………...20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..…25
Глава 2. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.........27
2.1. Диагностика проявлений эмоционального выгорания педагогов ………….27
2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов….................................................………………………………….………32
Выводы по главе 2 ...…………………………………..…..…..……..……………..55
Заключение…………………………………………………………………………..56
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Программа коррекции эмоционального выгорания педагога.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:

- физические симптомы (усталость,  физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечнососудистой системы);

- эмоциональные симптомы (недостаток  эмоций; пессимизм, цинизм и черствость  в работе и личной жизни;  безразличие, усталость; ощущение  беспомощности и безнадежности;  агрессивность, раздражительность;  тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

- поведенческие симптомы (рабочее  время более 45 часов в неделю; во время работы появляется  усталость и желание отдохнуть;  безразличие к еде; малая физическая  нагрузка; оправдание употребления  табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

- интеллектуальное состояние (падение  интереса к новым теориям и  идеям в работе, к альтернативным  подходам в решении проблем;  скука, тоска, апатия, падение  вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

- социальные симптомы (низкая социальная  активность; падение интереса к  досугу, увлечениям; социальные контакты  ограничиваются работой; скудные  отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания  других и другими; ощущение  недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения  в психической, соматической и социальной сферах жизни [1].

В настоящее время существует несколько  теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать  эмоциональное выгорание как  пятиступенчатый прогрессирующий  процесс.

- Первая стадия эмоционального  выгорания ("медовый месц"). работник обычно доволен работой  и заданиями, относится к  ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

- Вторая стадия эмоционального  выгорания ("недостаток топлива"). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

- Третья стадия эмоционального  выгорания (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно у "трудоголиков", приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, "загнанности в угол". Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

- Четвертая стадия эмоционального  выгорания (кризис). Как правило,  развиваются хронические заболевания,  в результате чего человек  частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

- Пятая стадия эмоционального  выгорания ("пробивание стены"). Физические и психологические  проблемы переходят в острую  форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Динамическая модель Б. Перлмана и  Е.А. Хартмана представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

- Первая стадия - напряженность,  связанная с дополнительными  усилиями по адаптации к ситуационным  рабочим требованиям. Такую напряженность  вызывают два наиболее вероятных  типа ситуаций. Первый: навыки и  умения недостаточны, чтобы соответствовать  статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

- Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

- Третья стадия сопровождается  реакциями основных трех классов  (физиологические, аффективно-когнитивные,  поведенческие) в индивидуальных вариациях.

- Четвертая стадия представляет  собой эмоциональное выгорание  как многогранное переживание  хронического психологического  стресса. Будучи негативным последствием  психологического стресса, переживание  выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия - определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с "затуханием горения" при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляются чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие  стадии или фазы.

- Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие: чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; ограничение социальных контактов.

б) Истощение: чувство усталости; бессонница; угроза несчастных случаев.

- Снижение уровня собственно  участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам: потеря положительного восприятия коллег; переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стериотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам - проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии; безразличие; циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять  свои обязанности; искусственное продление  перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных  потребностях; чувство переживания  того, что другие люди используют тебя; зависть.

- Эмоциональные реакции

а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательный страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия: защитные установки, обвинение  других, игнорирование своего участия  в неудачах; отсутствие толерантности  и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением.

- Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить  сложные задания; фригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции.

в)Эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

- Психосоматические реакции и  снижение иммунитета; неспособность  к релаксации в свободное время;  бессонница, сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

- Разочарование и отрицательная  жизненная установка; чувство  беспомощности и бессмысленности  жизни; экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная зависимость  от работы приводит в итоге к полному  отчаянию и экзистенциальной пустоте [13].

 

1.2 История и модели изучения «синдрома выгорания».

Проблемой «выгорания» персонала  исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет; «местом рождения» и становления данного психологического феномена является США. Как отмечают западные психологи, история изучения выгорания в американской науке прошла две фазы, и в последнее десятилетие исследования этого психического состояния выходят на качественно новый уровень научного познания.

Первый этап – это фаза «поисков» (70 гг. ХХ века, США). Цель, стоявшая перед учеными, заключалась в том, чтобы исследовать  природу и операционализировать понятие «выгорание личности». Объектом исследований были специалисты «помогающих профессий» (врачи, психологи, психиатры).

На данной фазе феномен выгорания изучался в  двух направлениях – психиатрическом  и социально-психологическом. Именно представитель психиатрического (или  клинического) направления Х. Дж. Фрайденберг в 1974 году ввел понятие «burn-out». Он изучал характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Следовательно, симптомы выгорания и сущность психического здоровья были предметами исследования психиатрического направления.

Необходимо отметить, что в англоязычной психологической литературе следует  отличать термин «burnout» от психиатрического термина «burn out». Последний связан с остаточными явлениями шизофрении, симптоматика которых проявляется иначе.

Второй подход, с которым связаны  исследования выгорания на фазе «поисков», был социально-психологический. Концепт  «выгорания» как трехсимптомного комплекса сформулировали К. Маслач и ее коллеги [10]. Первая статья, посвященная данной проблеме, появилась в 1978 году. К. Маслач как социальный психолог изучала взаимодействие людей в ситуационном контексте работы. К ситуативным факторам выгорания были отнесены: а) большое количество клиентов; б) преобладание негативной обратной связи от клиента; в) недостаток личностных ресурсов для совладания со стрессом.

Таким образом, в 70-х годах ХХ века изучалась природа и факторы  выгорания, то есть качественная сторона феномена. Методами исследования были интервьюирование, разбор конкретных случаев и наблюдение. Практико-ориентированная направленность в исследовании выгорания обуславливалась социальными, экономическими, историческими и культурными факторами 70-х годов ХХ века. Эти факторы связаны с развитием сферы услуг в США.

В 80-х годах ХХ века началась методологическая фаза в изучении синдрома выгорания. Основной фокус был направлен  на оценку данного психического состояния. Составлялись опросники и разрабатывалась методология исследования в рамках индустриально-организационной психологии. В 1981 г. К. Маслач был опубликован инструмент MBI для измерения выгорания [10].

При этом выгорание стало пониматься как форма трудового стресса, которая связана с понятиями удовлетворенности трудом, организационной культуры и текучести кадров. Индустриально-организационный подход объединил клиническое и психологическое направления изучения выгорания.

С середины 1990-х годов изучение синдрома выгорания в американской психологии вышло на качественно новый уровень – помимо факторов предметом исследования выступили другие аспекты данного психологического феномена.

Во-первых, выгорание стало изучаться  не только в широком круге социальных профессий, но и у офисных работников, военнослужащих, руководителей. Также объектом диагностики рассматриваются представители профессий из «несоциальной сферы» (программисты, летчики и т.д.).

Во-вторых, исследования выгорания  опираются на разработанную методологию. К. Маслач сформулировала выгорание не только как форму, но и как результат хронического стресса в труде. Данное психическое состояние развивается под воздействием 6-ти «областей» организационных факторов. Она считает, что в трудовой деятельности существует 6 групп стрессовых факторов: «рабочие нагрузки», «контроль и автономность сотрудника», «восприятие вознаграждения», «психологическая совместимость сотрудника с деятельностью и коллегами», «восприятие справедливости» и «конгруэнтность ценностей работника с декларируемыми/скрытыми ценностями организации» [9].

Информация о работе Программа коррекции эмоционального выгорания педагога