Программа коррекции эмоционального выгорания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать программу тренинговых занятий, направленную на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Провести диагностику измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов В.В.Бойко.
Разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания………………………………...….5
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии…….......5
1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания».................................................................…………………………….14
1.3. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………...20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..…25
Глава 2. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.........27
2.1. Диагностика проявлений эмоционального выгорания педагогов ………….27
2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов….................................................………………………………….………32
Выводы по главе 2 ...…………………………………..…..…..……..……………..55
Заключение…………………………………………………………………………..56
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Программа коррекции эмоционального выгорания педагога.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Упражнение 2. «Принятие  правил групповой работы» 7 мин.

(звучит тихая инструментальная музыка)

Участники садятся в кресла по кругу.

Инструкция.

После того как мы познакомились, приступим  к обсуждению основных правил групповой работы. Я буду предлагать правила, вы можете их дополнить или изменить.

Правила групповой работы.

  1. Обращаться друг к другу по имени.
  2. Принимать себя и других такими, какие они есть.
  3. Быть искренним.
  4. Избегать оценок друг друга.
  5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
  6. Активное участие в происходящем.
  7. Уважение говорящего.
  8. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
  9. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  10. Общение по принципу «здесь и сейчас».

Комментарии для тренера.

После обсуждения правила групповой  работы принимаются.

Участники должны осознавать, что  это не формальные правила, а нормы, которые значительно сокращают потери времени, позволяют продуктивно работать над собой и помогают достичь главной цели тренинга.

Материал под запись. (15-20 мин) Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. " Эмоциональное выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда " эмоциональное выгорание " отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами, что хуже всего – на здоровье терапевта.

Фазы и симптомы синдрома эмоционального выгорания 

  1. Фаза напряжения: переживание психотравмирутщих обстоятельств, неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку", тревога и депрессия.
  2. Фаза резистенции: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование,эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей. 
  3. Фаза истощения: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Известный факт, что специалист, занимающийся "лечением души", невольно принимает  на себя негативные эмоции своих клиентов и является "сточной канавой" для  их проблем. Если у специалиста не "проработаны" личные границы, он часто вовлекается в терапевтический процесс настолько, что происходящее с клиентом, в большей степени происходит и с ним, что тоже ведет к выгоранию.

Для эффективной работы и для профилактики "эмоционального сгорания" психотерапевту необходимо хотя бы один раз в год опорожнять "помойное ведро", разобраться с собственными границами и научиться их простраивать.

Для этого существует данная группа. Вместе с тем, эта группа направлена на личностный рост специалиста, на совершенствование  его профессионализма.

Учитывая, что у профессионалов хорошо выражены психологические защиты, а особенно рационализация, специалисты  также знают многие направления  психотерапии и "ненамеренно" сопротивляются терапии, в качестве основных инструментов на данной группе используются телесно-ориентированные и трансперсональные техники, которые эффективны, не зависимо от сопротивления.

Упражнение 3. «Поза Наполеона» (10-15 мин)

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего. Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.

Упражнение 3. «Мозговой штурм» (20 мин)

Участники по очереди называют способы, которые они используют в своей  жизни для выхода из стрессовой ситуации или для оказания себе самопомощи в трудных жизненных ситуациях. Способы оформляются на доске или ватмане. Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.

Диагностика уровня психического выгорания педагогов (60мин)

Опросник психического выгорания  педагогов и воспитателей (Приложение 4) в контексте программы является наиболее качественной и удобной измерительной процедурой. Проводится после лекции и на заключительном тренинге.

Комментарии для ведущего.

Участникам предлагается методика для определения уровня психического выгорания. Для этого каждому выдается бланк для ответов.

Ведущий объясняет правила заполнения бланка и смысл данного опросника, Участники заполняют бланк.

Проведение опроса не требует соблюдения особых условий. Однако чтобы снизить  влияние на результаты опроса случайных факторов, необходимо обеспечить нормальный уровень освещенности в помещении, где проводится опрос и полностью исключить посторонний шум. Нельзя допускать, чтобы опрос проводился в условиях дефицита времени. Если в ходе работы у испытываемых появляются вопросы, необходимо быть готовым ответить на них. При групповом опросе количество испытуемых не должно превышать 20 человек. При этом каждый должен занимать отдельный стол и самостоятельно работать над опросником. Не допустимо проводить опрос путем зачитывания вслух для всей группы испытуемых утверждений опросника.

Перед началом тестирования дается следующая инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств и мыслей, связанных с вашей работой. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, насколько оно верно по отношению к вам. Если указанное в опроснике чувство никогда у вас не возникало, то в ответе ставится 0 – никогда. Если такое чувство появлялось, следует указать, как часто оно ощущалось. В этом случае необходимо поставить отметку в графе соответствующей частоте переживаний: ) – никогда, 1 – очень редко, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – очень часто, 6 – всегда. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».

В целях снижения искажения ответов, вызванных стремлением испытуемых к выбору социально-одобряемого ответа, перед началом тестирования необходимо создать атмосферу доверительности и благоприятного эмоционального контакта. Важно подробно объяснить цели и задачи тестирования.

Порядок обработки полученных результатов.

Для обработки полученных данных используется ключ. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и  фиксируются в «Листе для ответов».

Интерпретация результатов  проводится на основании сравнения полученных оценок со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными.

Субшкала «Эмоциональное истощение».

Высокий уровень свидетельствует  о наличии чувства усталости  и эмоциональной пустоты, депрессивного  настроения. У педагога отсутствует  желание идти на работу, он физически и психологически не способен работать полный рабочий день, появляется раздражительность и холодность по отношению к окружающим людям, могут появиться симптомы физического здоровья (головные боли, бессонница).

Низкий уровень говорит об обратных процессах. Педагог может длительное  время продуктивно работать, не испытывая усталости. Он полон оптимизма и энергии, активен в контактах с окружающими людьми.

Субшкала «Деперсонализация».

Высокий уровень свидетельствует  о нежелании педагога взаимодействовать с окружающими людьми. Это проявляется в уменьшении контактов с коллегами, появлении чувства раздражительности и нетерпимости  в общении с воспитанниками и учениками. Появляются излишняя конформность, чувство зависимости, повышается негативизм, скепсис, а порой и проявление циничности, раздражительности и нетерпимости при общении с воспитанниками. Проявляется равнодушие к бедам и проблемам коллег и воспитанников.

Низкий уровень показывает нацеленность педагога на взаимодействие с окружающими людьми. Он имеет обширные контакты с учениками и воспитанниками. Охотно принимает проблемы окружающих на себя и стремиться помочь в их разрешении.

Субшкала «Редукция  личных достижений».

Высокий уровень говорит об отсутствии у педагога интереса к работе, о снижение уровня самооценки (низко оценивают успехи своей собственной работы и степень своей профессиональной компетентности), о проявлении негативного отношения к работе, о снижении творческой активности профессионализма и продуктивности работы. Проявляется незаинтересованность в результатах своего труда, нежелание совершенствовать свою профессиональную деятельность.

Низкий уровень свидетельствует  о включенности в работу, о заинтересованности в результатах своего труда, о желании постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Степень оценки своей успешности и профессиональной компетентности достаточно высока. Свою профессию и собственный вклад оценивают положительно.

Таким образом, если испытуемый имеет  высокий уровень выгорания по всем трем субшкалам, то можно говорить о высоком уровне психического выгорания педагога. Кроме того, методика позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания. Дальнейшим шагом может стать психокоррекция и профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Кроме классических методик можно дополнять исследование выгорания современными методиками типа: «Состояние вашей нервной системы по К. Либельт», опросниками по определению стрессоустойчивости и др.

Заключительная часть.

Цель: завершить тренинг, подвести итоги.

Упражнение 1. «Мнение» 10-15 мин.

Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы, передавая мягкую игрушку.

1. С какими чувствами вы заканчиваете  нашу встречу?

2. Что нового и важного вы  сегодня узнали?

Упражнение 2. «Подведение  итогов» 15 мин.

Комментарии для ведущего. Ведущий обобщает итоги дня, выделяет главные аспекты лекции, настраивает участников на следующие занятия, которые будут проходить в режиме тренингов, решает организационные задачи.

Занятие 2. 

Тема: Тренинг саморегуляции.

Цель: научиться овладеть способами психической саморегуляции

Задачи:

    • создать условия для овладения способами психической саморегуляции
    • восстановления внутренних ресурсов
    • осознания своих проблем и способов их преодоления
    • установления нервно-психического равновесия.

Ход занятия. 

Вводная часть.

Цель: Настроить участников на занятие. Снять эмоциональное напряжение. Сплотить группу.

Упражнение 1. «Здравствуй, я хочу тебе сказать!» 15-20 мин

Участники свободно располагаются  в сенсорной комнате.

Инструкция. Каждый из вас сейчас будет подходить к любому участнику и, начиная фразу: «Здравствуйте, я хочу тебе сказать!» продолжит её комплиментом, пожеланием, рассказом о себе или любой интересной историей. Важно пообщаться со всеми участниками. Двигаться можно по всей площади комнаты. После того как все пообщались, каждый участник (можно по желанию) делиться с остальными самой запоминающейся информацией.

Комментарии для ведущего. Это упражнение прекрасно снимает эмоциональное напряжение и сплачивает группу и повышает мотивацию к обучению, повышает комфортность пребывания в тренинговом пространстве.

Упражнение 2. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом) 10-15 мин.

Участники располагаются в креслах  лежа.

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Естественная функция дыхания сама по себе не требует улучшений. Диафрагмальное дыхание призвано освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек.

Дыхание связано  с состоянием тела: при расслабленности  и покое дыхание свободное; при  сильном возбуждении дыхание быстрое, интенсивное. При состоянии напряжения дыхание становится поверхностным. Глубокое дыхание успокаивает тело.

Инструкция. Лягте так, чтобы найти удобное положение для головы и туловища. Одну руку положите на живот. Вдохните воздух через нос и «опустите» его в живот. Живот при этом надувается. Задержите дыхание. Затем медленно выдыхайте через нос, втягивая живот. При полном выдохе живот должен стать плоским.

Основная часть.

Цель: продолжить обучение приемам и способам  саморегуляции. Способствовать развитию положительной самооценки. Развивать умение вступать в контакт с самим собой. Познакомить участников с приемами позитивной психотерапии, обучить приемам саморегуляции.

Упражнение 1. «Ловец блага» 15-20 мин.

(звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция. Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода  встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы  уехать куда-нибудь в отпуск.

Информация о работе Программа коррекции эмоционального выгорания педагога