Программа коррекции эмоционального выгорания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать программу тренинговых занятий, направленную на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Провести диагностику измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов В.В.Бойко.
Разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания………………………………...….5
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии…….......5
1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания».................................................................…………………………….14
1.3. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………...20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..…25
Глава 2. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.........27
2.1. Диагностика проявлений эмоционального выгорания педагогов ………….27
2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов….................................................………………………………….………32
Выводы по главе 2 ...…………………………………..…..…..……..……………..55
Заключение…………………………………………………………………………..56
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Программа коррекции эмоционального выгорания педагога.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

+6(10),  -18(3), +30(3), +42(5, +54(2), +66(2), -78(5).

3.  Расширение сферы экономии  эмоций:

+7(2),  +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).

  1. Редукция профессиональных обязанностей:

+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).

                                  “Истощение”

  1. Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).

  1. Эмоциональная отстраненность:

+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).

  1. Личностная отстраненность(деперсонализация):

+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).

  1. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета-отзыв

  1. Чему вы научились на занятиях?
  2. Какие способы психической саморегуляции стали для Вас наиболее эффективными?
  3. Изменилось ли Ваше состояние за время занятия? Если «да», то каким образом?
  4. Что больше всего запомнилось?
  5. Считаете ли Вы эти занятия эффективными и нужными. Почему?
  6. Ваши предложения и замечания.

Приложение 3

Советы психолога

Управление временем и планирование. Вопросы для самоанализа.

        • Потери времени при постановке цели
        • мею ли я систематический обзор задач, возникающих в сфере моей деятельности, в том числе на уроке?
        • Представляю ли я взаимосвязь моей работы с функционированием всей школы?
        • Соответствует ли моя нагрузка моим возможностям?
        • Соответствуют ли мои мелкие проблемы глобальной цели моей работы?

2. Потери времени при планировании.

          • Знаю ли я примерное распределение времени (в %) необходимого для выполнения предстоящих дел?
          • Готов ли я к возможным трудностям при выполнении работы?
          • Предусматриваю ли я резервное время для непредвиденных случаев, кризисов или помех (установка дисциплины, конфликты на уроке и т.д.)?
          • Принимаю ли я меры против помех, чтобы не отрываться от своей работы?

3. Потери времени при принятии решений.

  • Устанавливаю ли я приоритетность дел в зависимости от их важности?
  • Уделяю ли я отдельным делам нужное количество времени в соответствии с их значением (важностью и срочностью)?
  • Работаю ли я над серьезными делами, уделяя мелочам не больше времени, чем это необходимо?
  • Могу ли я, когда это необходимо, освободить себя от рутинной работы (использую ли разнообразные формы и методы ведения урока)?
  • Решаю ли я главный вопрос при выполнении поставленной передо мной задачи?
  • Соответствует ли моя деятельность поставленным целям и задачам?
  • Способен ли я не отвлекаться на частные разговоры в промежутках между выполнением отдельных дел?

4. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы.

  • Разумно ли я дозирую время работы над одной проблемой?
  • Делегирую ли я полномочия?
  • Располагаю ли я помощниками, которым мог бы поручить выполнение какой-либо задачи?
  • Порядок ли на моем рабочем месте?
  • Использую ли я технические средства облегчающие и ускоряющие мою работу?
  • Способен ли я своевременно исправлять и не повторять ошибки?

5. Потери времени при начале работы.

  • Планирую ли я предстоящий рабочий день?
  • Занимаюсь ли я в первую очередь личными делами?
  • Требуется ли мне в начале дня время, чтобы приступить к работе?
  • Продумываю ли я дело, прежде чем начать его?
  • Забочусь ли о достаточной подготовке моей трудовой активности?
  • Откладываю ли я часто важные дела?
  • Занимаюсь ли трудными проблемами в конце рабочего дня?
  • Довожу ли я свои дела до конца?

6. Потери времени при составлении распорядка дня

  • Знаю ли я свой личный трудовой ритм и график продуктивности?
  • Знаю ли я суточные закономерности своей производительности?
  • Соответствует ли мой рабочий распорядок этим ритмам?
  • Планирую ли я благоприятное время дня для важнейших дел?
  • Занимаюсь ли я в свои наиболее продуктивные часы не важными проблемами или рутиной?

7. Потери времени при обработке информации

  • Выбираю ли я материал для чтения с учетом его важности?
  • Пробегаю ли я информацию чтобы «схватить» главное и лишь потом знакомиться с деталями?
  • Заканчиваю ли я беседу, звонок или совещание, если всякое продолжение кажется бесполезным?
  • Перед разговором проверяю ли я цели свои и собеседников, чтобы исключить напрасную трату времени?
  • Пишу ли я черновики своей корреспонденции?
  • Использую ли схемы для рутинной работы?

Способы эффективного управления стрессом.

  1. В стрессовых  ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность  рационально мыслить  уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить  какую – нибудь конкретную мыслительную задачу.  Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А»,  посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных  мыслительных  усилий.
  2. Старайтесь быть «позитивны»: 
    Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь,  и все получится хорошо».
  3. Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию».
  4. Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.
  5. Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать.
  6. Учитесь ставить реальные цели.
  7. Попробуйте «использовать» стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе.
  8. Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.
  9. Всегда хорошо высыпайтесь. 
    Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.
  10. Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.
  11. Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.
  12. Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.
  13. Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.
  14. Постарайтесь выговориться.  Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы ра<span class="dash0421_043f_0438_0441_043e_043a

Информация о работе Программа коррекции эмоционального выгорания педагога