+6(10), -18(3), +30(3), +42(5, +54(2), +66(2), -78(5).
3. Расширение сферы экономии
эмоций:
+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).
- Редукция профессиональных обязанностей:
+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).
“Истощение”
- Эмоциональный дефицит:
+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).
- Эмоциональная отстраненность:
+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).
- Личностная отстраненность(деперсонализация):
+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).
- Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).
Приложение 2
Анкета-отзыв
- Чему вы научились на занятиях?
- Какие способы психической саморегуляции стали для Вас наиболее эффективными?
- Изменилось ли Ваше состояние за время занятия? Если «да», то каким образом?
- Что больше всего запомнилось?
- Считаете ли Вы эти занятия эффективными и нужными. Почему?
- Ваши предложения и замечания.
Приложение 3
Советы психолога
Управление временем и планирование.
Вопросы для самоанализа.
- Потери времени при постановке цели
- мею ли я систематический обзор задач, возникающих в сфере моей деятельности, в том числе на уроке?
- Представляю ли я взаимосвязь моей работы с функционированием всей школы?
- Соответствует ли моя нагрузка моим возможностям?
- Соответствуют ли мои мелкие проблемы глобальной цели моей работы?
2. Потери времени при планировании.
- Знаю ли я примерное распределение времени (в %) необходимого
для выполнения предстоящих дел?
- Готов ли я к возможным трудностям при выполнении работы?
- Предусматриваю ли я резервное время для непредвиденных случаев, кризисов или помех (установка дисциплины, конфликты на уроке и т.д.)?
- Принимаю ли я меры против помех, чтобы не отрываться от своей работы?
3. Потери времени при принятии решений.
- Устанавливаю ли я приоритетность дел в зависимости от их важности?
- Уделяю ли я отдельным делам нужное количество времени в соответствии с их значением (важностью
и срочностью)?
- Работаю ли я над серьезными делами, уделяя мелочам не больше времени, чем это необходимо?
- Могу ли я, когда это необходимо, освободить себя от рутинной работы (использую ли разнообразные формы
и методы ведения урока)?
- Решаю ли я главный вопрос при выполнении поставленной передо мной задачи?
- Соответствует ли моя деятельность поставленным целям и задачам?
- Способен ли я не отвлекаться на частные разговоры в промежутках между выполнением отдельных дел?
4. Потери времени из-за недостаточно
четко организованной работы.
- Разумно ли я дозирую время работы над одной проблемой?
- Делегирую ли я полномочия?
- Располагаю ли я помощниками, которым мог бы поручить выполнение какой-либо задачи?
- Порядок ли на моем рабочем месте?
- Использую ли я технические средства облегчающие и ускоряющие мою работу?
- Способен ли я своевременно исправлять и не повторять ошибки?
5. Потери времени при начале работы.
- Планирую ли я предстоящий рабочий день?
- Занимаюсь ли я в первую очередь личными делами?
- Требуется ли мне в начале дня время, чтобы приступить к работе?
- Продумываю ли я дело, прежде чем начать его?
- Забочусь ли о достаточной подготовке моей трудовой активности?
- Откладываю ли я часто важные дела?
- Занимаюсь ли трудными проблемами в конце рабочего дня?
- Довожу ли я свои дела до конца?
6. Потери времени при составлении
распорядка дня
- Знаю ли я свой личный трудовой ритм и график продуктивности?
- Знаю ли я суточные закономерности своей производительности?
- Соответствует ли мой рабочий распорядок этим ритмам?
- Планирую ли я благоприятное время дня для важнейших дел?
- Занимаюсь ли я в свои наиболее продуктивные часы не важными проблемами или рутиной?
7. Потери времени при обработке информации
- Выбираю ли я материал для чтения с учетом его важности?
- Пробегаю ли я информацию чтобы «схватить» главное и лишь потом знакомиться с деталями?
- Заканчиваю ли я беседу, звонок или совещание, если всякое продолжение кажется бесполезным?
- Перед разговором проверяю ли я цели свои и собеседников, чтобы исключить напрасную трату времени?
- Пишу ли я черновики своей корреспонденции?
- Использую ли схемы для рутинной работы?
Способы эффективного управления стрессом.
- В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую – нибудь конкретную мыслительную задачу. Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных мыслительных усилий.
- Старайтесь быть «позитивны»:
Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».
- Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в
расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь
расслабляться. В напряженных ситуациях
можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен,
собран, готов к действию».
- Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.
- Вспомните, какие эмоции вы
знаете. Умение распознавать свои
истинные мысли и чувства помогает их контролировать.
- Учитесь ставить реальные
цели.
- Попробуйте «использовать»
стресс: если вы не можете бороться с тем, что вас беспокоит, то просто используйте стресс в творческом процессе.
- Физическая нагрузка поможет
вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.
- Всегда хорошо высыпайтесь.
Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.
- Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.
- Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.
- Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.
- Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.
- Постарайтесь выговориться. Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы ра<span class="dash0421_043f_0438_0441_043e_043a