Программа коррекции эмоционального выгорания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать программу тренинговых занятий, направленную на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Провести диагностику измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов В.В.Бойко.
Разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания………………………………...….5
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии…….......5
1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания».................................................................…………………………….14
1.3. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………...20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..…25
Глава 2. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.........27
2.1. Диагностика проявлений эмоционального выгорания педагогов ………….27
2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов….................................................………………………………….………32
Выводы по главе 2 ...…………………………………..…..…..……..……………..55
Заключение…………………………………………………………………………..56
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Программа коррекции эмоционального выгорания педагога.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, мы видим, что личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова же основная причина развития эмоционального выгорания – личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.

Выводы по главе 1

           В  данной главе мы рассмотрели  теоретические основы формирования  синдрома эмоционального выгорания  у педагогов.

         Анализ  литературы по данной тематике  позволяет нам сформулировать  теоретическую позицию, согласно  которой синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной  деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.

    - Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

- Выделяют множество симптомов эмоционального выгорания. У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции, которые проявляются в хронической усталости, когнитивной дисфункции (нарушения памяти, внимания), нарушениях сна, личностных изменениях, возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, попытки суицида. К общим соматическим симптомам при эмоциональном выгорании относят: головную боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения. Также выделяются 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания: физические симптомы; эмоциональные симптомы; поведенческие симптомы; интеллектуальное состояние; социальные симптомы.

- К основным факторам, играющим существенную роль в эмоциональном выгорании, относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Ролевой фактор проявляется в ролевой конфликтности и ролевой неопределенности.

К личностному фактору относят: склонность к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем  неустойчивость, склонность к мечтаниям, одержимость навязчивыми идеями; эмпатия, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

Организационные факторы следующие: безразличие к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизация  в форме растущего негативизма  по отношению как к пациентам  или клиентам, так и к сотрудникам, ощущение собственной профессиональной несостоятельности, ощущение неудовлетворенности работой, явления деперсонализации. Необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу.

Относительно профессии феномен  «эмоционального выгорания» рассматривается как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.). В "социальных" продолжительные, многобразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству общения и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов.

 

 

Глава 2 Программа коррекции эмоционального выгорания у педагогов

2.1. Диагностика  проявлений эмоционального выгорания педагогов

Для проведения исследования  была выбрана методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”.

      Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

  1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.
  • 9 и менее баллов симптом не сложился;
  • 10-15 баллов – складывающийся симптом;
  • 16 и более баллов – симптом сложился.
  1. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.
  • 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов – фаза сформировалась.
  1. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в Приложении 1.

Было протестировано 10 психологов-профессионалов одного из центров г. Новокузнецка.

Изучение эмоционального выгорания показало, что уровень  эмоционального выгорания у психологов-профессионалов проявилось следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 101,7 балла. При этом - 30 % респондентов демонстрировали достаточно высокий уровень эмоционального выгорания (выше 120 баллов); 30 % обследованных - средний и выше среднего уровень эмоционального выгорания (выше 100 баллов); 30 % обследованных - чуть менее среднего уровень эмоционального выгорания (выше 80 баллов) и 10 % - относительно небольшой уровень эмоционального выгорания (выше 50 баллов) (рисунок 1).

 

 

Изучение симптомов  эмоционального выгорания показало, что напряжение у психологов профессионалов проявилось следующим образом: средний  балл в группе респондентов "Напряжение" составляет 30,8 балла. При этом 60 % обследованных имеют несформированную фазу; 40 % обследованных имели фазу в стадии формирования (рисунок 2). Средний балл в группе по симптому переживания психотравмирующих обстоятельств составляет 11,4 балла. При этом 50 % обследованных имели несложившийся симптом; 20 % отмечали его складывающийся характер; 30 % демонстрировали признаки сложившегося симптома. Средний балл в группе по симптому неудовлетворенности собой составляет 4,7 балла. При этом 70 % обследованных имели несложившийся симптом; у 20 % - симптом носит складывающийся характер и у 10 % - симптом сложившийся. Средний балл в группе по симптому "загнанности в клетку" составляет 7,2 балла. При этом 70 % обследованных имели несложившийся симптом; у 20 % - симптом носит складывающийся характер и у 10 % обследованных симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому тревоги и депрессии составляет 7,7 балла. При этом 70 % обследованных имели несложившийся симптом и у 30 % - симптом носит складывающийся характер.

 

 

Изучение симптомов  эмоционального выгорания показало, что "резистенция" у психологов-профессионалов проявлялось следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 43,3 балла. При этом 30 % обследованных имели несформированную фазу; 60 % - отмечали ее формирование; 10 % обследованных демонстрировали сформированную фазу резистенции (рисунок 3). Средний балл по симптому неадекватного избирательного эмоционального реагирования среди психологов-пофесионалов составляет 14,1 балла. Из них у 20 % обследованных имели несложившийся симптом; у 40 % - симптом носит складывающийся характер; у 10 % - симптом сложившийся и 30 % обследованных показали данный симптом доминирующим. Средний балл в группе по симптому эмоционально-нравственной дезориентации составляет 9,7 балла. При этом 40 % обследованных имеют несложившийся симптом; у 40 % - симптом носит складывающийся характер; у 10 % обследованных симптом сложившийся и у 10 % - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому расширения сферы экономии эмоций составляет 6,5 балла. При этом 90 % обследованных имели несложившийся симптом и у 10 % - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому редукции профессиональных обязанностей составляет 13 баллов. Из них 40 % обследованных имеют несложившийся симптом; у 10 % - симптом носит складывающийся характер; у 30 % - симптом сложившийся и у 20 % профессионалов симптом доминирующий.

 

 

Изучение симптом эмоционального выгорания показало, что "истощение" у психологов-профессионалов проявлялось  следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 27,4 балла. При этом 10 % обследованных имели фазу в стадии формирования и 90 % - имеют несформированную фазу (рисунок 4). Средний балл в группе обследованных профессионалов по симптому эмоционального дефицита составляет 8,5 балла. Из них 70 % обследованных имеют несложившийся симптом; у 20 % - симптом носит складывающийся характер и у 10 % обследованных симптом сложившийся. Средний балл в группе по симптому эмоциональной отстраненности составляет 6,8 балла. При этом 70 % обследованных имели несложившийся симптом; у 10 % - симптом носит складывающийся характер; у 10 % обследованных симптом сложившийся и у 10 % - симптом доминирующий. Средний балл в группе по симптому личностной отстраненности, или деперсонализации составляет 7,1 балла. При этом 70 % обследованных имели несложившийся симптом и у 30 % - симптом носит складывающийся характер. Средний балл в группе по симптому психосоматических и психовегетативных нарушений составляет 5 баллов. При этом 80 % группы респондентов имели несложившийся симптом и у 20 % - симптом носит складывающийся характер.

 

 

Таким образом, можно  говорить о том, что подавляющее  большинство психологов-профессионалов (за редким исключением) имеют относительно высокий уровень эмоционального выгорания. Две из трех фаз "выгорания" у подавляющего большинства профессионалов находятся в сформированном состоянии и у меньшинства только начинают формироваться, лишь одна фаза в состоянии формирования у большинства и у меньшинства не сформирована, либо начинает только формироваться, не смотря на то, что редки доминирующие симптомы по каждой фазе. Всего лишь у двух людей встречаются сразу два доминирующих симптома в фазе "резистенция". У остальных людей редки доминирующие симптомы, либо отсутствуют как в фазе "резистенция", так и в других фазах.

 

2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов

Цель программы: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов посредством овладения ими способами психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов.

Задачи программы

    • познакомить педагогов с понятием «синдрома эмоционального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
    • обучить способам психической саморегуляции;
    • снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
    • содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
    • сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Парадигма программы: Тренинг как репетиторство, в результате которого происходит формирование и обработка умений и навыков эффективного поведения. Данная парадигма выбрана по следующим причинам:

  1. Возраст педагогов характеризуется наличием перспективы обратной связи и предполагает наличие самоанализа и рефлексии.
  2. Данная парадигма более подходит темпераменту тренера.
  3. Выбор данной парадигмы способствует достижению эффективных результатов в данной профессиональной группе, так как педагоги привыкли к когнитивным способам получения информации.

Структура программы

Программа включает  в себя следующие блоки:

1. Диагностический:

- знакомство;

- лекция;

- групповая диагностика.

2. Основной - тренинговый:

- тренинги саморегуляции с элементами  социально-психологического тренинга.

3. Итоговый:

- завершающий тренинг;

- групповая диагностика

- рефлексия;

- заповеди здорового педагога.

Методическое оснащение  программы и организационные  формы

Программа рассчитана на 12 часов: 4 занятия по 3 часа.

 Данная программа разработана для педагогов, имеющих проявления эмоционального выгорания и рассчитана на тренинговую группу, состоящую из 18-21 человек. Возраст участников – 28-50 лет. Участниками являются преподаватели – женщины, имеющие опыт работы в средних общеобразовательных учреждениях 4 мес.-28 лет.

Содержание программы

Занятие 1.

Тема: «Профилактика синдрома  эмоционального выгорания».

Цель: создание  благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.

Задачи:

    • познакомить с понятием «эмоциональное выгорание»,
    • познакомиться, настроить на занятие;
    • снизить эмоциональное напряжение, принять правила группы.

Вводная часть.

Ведущий: представляет себя, называет цель и план занятия, обсуждает правила тренинговой группы, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.

Упражнение 1. «Давайте познакомимся» 15-20 мин. (звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция. Встаньте в круг. Каждый по очереди называет своё имя и одновременно делает какое-либо движение (обыграть имя), выходя в центр круга. Затем все участники повторяют это имя и движение. Следующий по кругу участник называет своё имя и показывает движение, группа снова повторяет и т.д.

Информация о работе Программа коррекции эмоционального выгорания педагога