Программа коррекции эмоционального выгорания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать программу тренинговых занятий, направленную на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Провести диагностику измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов В.В.Бойко.
Разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания………………………………...….5
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии…….......5
1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания».................................................................…………………………….14
1.3. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………...20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..…25
Глава 2. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.........27
2.1. Диагностика проявлений эмоционального выгорания педагогов ………….27
2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов….................................................………………………………….………32
Выводы по главе 2 ...…………………………………..…..…..……..……………..55
Заключение…………………………………………………………………………..56
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Программа коррекции эмоционального выгорания педагога.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, стал разнообразнее психодиагностический инструментарий. На данном этапе зарубежные психологи измеряют выгорание с  помощью нескольких тестов: MBI, SBS и The Tedium Scale [8]. Самым распространенным тестом по измерению выгорания является MBI, все остальные разрабатываются на его основе. Однако опросник MBI критикуется многими специалистами за то, что он чаще измеряет личностные черты и установки, чем ситуационные факторы выгорания.

В-четвертых, помимо использования лонгитюдного метода проводятся кросс-культурные исследования выгорания. Например, результаты сравнения пяти профессиональных групп (образование, социальная служба, медицина, психиатрия и тюрьма) показали схожие профили выгорания у специалистов США и Голландии.

В-пятых, предметом исследования американских психологов выступил антипод феномена выгорания. В качестве такового К. Маслач было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется направленностью  на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду [9]. К. Маслач считает, что повышение вовлеченности в работу более эффективно, чем обучение сотрудников эффективным копинг-стратегиям.

В-шестых, наблюдается «выход» синдрома выгорания из узкого толкования его  в рамках трудовой деятельности и приобретение им статуса экзистенциального явления. «Выгорающий» или «выгоревший» человек ощущает сложную симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. В результате возникает психическое (субъективное) и физическое неблагополучие, снижается или утрачивается трудовая активность и работоспособность, исчезает удовлетворенность качеством жизни и осуществлением смысла жизни. В.Е. Орел пишет: «Американские психологи выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности» [6].

Таким образом, на современном этапе  американской науки исследования выгорания ведутся как в психологии стрессовых состояний, так и в рамках психологии профессиональной деятельности и экзистенциальной психологии.

Синдром психического «выгорания»  широко исследуется в зарубежной психологии уже более двадцати пяти лет. В отечественной психологии интерес к этому явлению возник относительно недавно.

В англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному  сгоранию». Однако исследования носили главным образом описательный и  эпизодический характер. Трудности исследования синдрома до 1980-х годов связаны с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных характеристик, а также с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с психическим «выгоранием» В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.

В MBI синдром психического выгорания  рассматривается как трехмерная конструкция, включающая в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений.

В моделе немецких исследователей Энзмана  и Клейбера выделяются три вида истощения: деморализация, истощение и потеря мотивации.

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса «выгорания». Авторы динамической фазовой модели «burn-out» - Р.Т. Голембиевский и Р.Ф. Голембиевский - выделяют три степени и восемь фаз «выгорания», отличающиеся взаимоотношением показателей по всем трем факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника «MBI», относительно среднестатистических величин). Предложенная модель позволяет выделить среднюю степень «выгорания», при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения, и представляет собой переходный уровень. До этой стадии «выгорания» эмоционально-энергетический «запас» противодействует нарастающей деперсонализации и редукции личных достижений.

Японские исследователи считают, что для определения выгорания к трехфакторной модели Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлеченность), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью и др., а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение). Большинство специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени «выгорания». При этом вклад каждого из факторов различен (например, исключение фактора «персональные достижения» сближает синдром выгорания с депрессией). Существует также двухфакторный подход - Д.В. Дайрендонк, У.Б. Шефли - согласно которому в синдром «выгорания» входят:

- эмоциональное истощение - «аффективный»  фактор, относится к сфере жалоб  на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;

- деперсонализация - «установочный»  фактор, проявляется в изменении  отношений к пациентам или  к себе.

При рассмотрении синдрома «выгорания»  как одномерной конструкции, Пинес  и Аронсон это явление рассматривают  как состояние физического и  психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

A. Широм считает «выгорание»  комбинацией физического, эмоционального  и когнитивного истощения или  утомления, при этом главным  фактором является эмоциональное  истощение. Дополнительные компоненты «burn-out» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоционального выгорания, которое выражается в редуцировании персональных достижений. В противоположность двум предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» определенными группами специалистов.

В настоящее время нет единого  взгляда на структуру синдрома burnout, но несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в  системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [3].

 

 

1.3 Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов

 Для того чтобы перейти  к эмпирическим исследованиям  необходимо проанализировать деятельность  педагога с точки зрения наличия факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание.

Рассмотрим  сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.

- Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания.

Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя  величина рабочей недели учителя, равна  по подсчетам Л.Ф. Колесникова, 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний [5].

- Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым высоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

- Социально-психологические факторы. Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у учителей выгорание. [9]

 Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции” [12]. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит учитель.

 Маркова А.К. в работе “Психология труда учителя”говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степениответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.[7].

 По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми.

Бойко В.В. приводит следующие данные: из 7300 педагогов  общеобразовательных школ, риск и  повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70% случаев [2]. Указанная сторона здоровья учительства обусловлена многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное выгорание.

 Но есть еще и оборотная сторона приведенной удручающей статистики. Возникают вопросы: кто же учит детей? Может ли человек, обремененный такими страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение?

Рассмотрим  теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. Орел В.Е. отмечает, что из всех социально- демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж [9]. Причины спада профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый “педагогический криз”, выделяет Ю.Л. Львова. По ее мнению, это:

- во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;

- во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;

- в-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

 Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие выгорания [6].

 Что касается зависимости эмоционального выгорания и пола, то, как пишет Форманюк Т.В.– феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в три раза, по данным Т.Н. Егоровой (цитата по Колесникову 1985г.), - заболеваемость психическими болезнями, высокая “стрессируемость”, вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п. [12]

Личностные  особенности. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе.

В их представлении  настоящий педагог - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью

 А вот как описывает людей мотивированных на выбор педагогической специальности Аминов Н.А - эти люди оказались обладателями слабой, лабильной и активированной нервной системы, кроме того, с социальной направленностью интеллекта, направленностью на группу и социальной ориентацией на совместную деятельность [1]. На наш взгляд, данные личностные характеристики могут способствовать развитию выгорания.

Информация о работе Программа коррекции эмоционального выгорания педагога