Программа коррекции эмоционального выгорания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать программу тренинговых занятий, направленную на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Провести диагностику измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов В.В.Бойко.
Разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания………………………………...….5
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии…….......5
1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания».................................................................…………………………….14
1.3. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………...20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..…25
Глава 2. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.........27
2.1. Диагностика проявлений эмоционального выгорания педагогов ………….27
2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов….................................................………………………………….………32
Выводы по главе 2 ...…………………………………..…..…..……..……………..55
Заключение…………………………………………………………………………..56
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Программа коррекции эмоционального выгорания педагога.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Комментарии для ведущего.Ведущий отвечает на все вопросы, которые задают участники. Подводит общие итоги дня, решает вместе с участниками организационные вопросы следующегозанятия.

Упражнение  2 «Аплодисменты» (ритуал прощания)

Инструкция. Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Комментарий для ведущего. Это упражнение поднимает настроение порой до полного восторга, и хорошо завершает занятие в эмоциональном плане.

Занятие 4.

Тема: Тренинг саморегуляции

Цель: создать условия для осознания своих проблем и способов их преодоления

Задачи:

  • создать условия для овладения способами психической саморегуляции, для  восстановления внутренних ресурсов
  • осознания своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия,
  • подвести итоги семинара-тренинга.

Ход занятия.

Вводная часть

Цель: настроить участников на занятие, снять эмоциональное напряжение, поднять настроение.

Упражнение 1. «Письмо другу» 15-20 мин.

Инструкция. Возьмите листы А 4, расположите их вертикально, внизу четко напишите свое имя. Передайте лист соседу слева. Сейчас у каждого находится лист, подписанный чьим–то именем. Напишите этому человеку короткое письмо (2 – 3 предложения). Это может быть комплимент, пожелание. Возможно, что вы поделитесь чем-то сокровенным с этим человеком. Затем сверните дважды верх листа так, чтобы не была видна ваша запись, и передайте соседу слева. К вам придет следующее письмо, напишите несколько строк автору, передайте дальше и т.д. Таким образом, лист каждого из вас обойдет по кругу всех присутствующих  и вернется к хозяину. Когда все получат свои письма, можно их открыть и прочитать.

Комментарии для ведущего. Ведущий наблюдает,  чтобы листы долго не задерживались,  и четко передавались по часовой стрелке. Важно, чтобы все участники одновременно открыли свои листы с письмами. В данном упражнении может участвовать и ведущий, для которого это отличная поддержка и дополнительная обратная связь.

Основная  часть.

Цель: Формировать позитивное принятие себя; закрепить приемы мышечной релаксации, аутотренинга и дыхательной гимнастики, медитации, развивать умение визуализировать.

Упражнение 1. Визуализация «Приятные воспоминания» 15-20 мин.

(звучит тихая инструментальная  музыка,  желательно незнакомая)

Использование образов связано  с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ним связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Инструкция. Чтобы использовать образы для саморегуляции:

- Специально запоминайте ситуации, события, в которых чувствовали  себя комфортно, спокойно, расслаблено, - это ваши ресурсные ситуации.

- Делайте это в 3-х основных  направлениях присущих человеку.

Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события  (что вы видите – облака, цветы,  лес);

2) слуховые образы (какие звуки  вы слышите – пение птиц, журчание  ручья, шум деревьев, музыка);

3) ощущения в теле (что вы чувствуете  – тепло солнечных лучей на  своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

А сейчас сядьте удобно. По возможности  закройте глаза. Дышите медленно и глубоко. Вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций. Проживите её заново, вспоминая все ощущения (зрительные, слуховые, телесные). Побудьте внутри этой ситуации несколько минут (5 минут).

А теперь откройте глаза и почувствуйте, как изменилось ваше состояние.

Комментарии для ведущего. Визуализация – это та же медитация, только для создания образов медитирования важно научиться специально запоминать определенные образы, которые могут быть очень яркими, красивыми, необычными и значимыми для человека. Другими словами, важно создавать для себя банк образов (зрительных, слуховых, телесных), чтобы успешно использовать их для медитаций. Данное упражнение очень ресурсно для участников, поэтому необходимо уделить достаточно времени на его объяснение и выполнение. Возможно, оно подойдет не всем, но ведущий должен убедить участников в том, что необходимо развивать свое воображение, т.к. именно развитое воображение является мощным ресурсом для любого человека.

Заключительная часть «Рефлексия»

Цель: Получение обратной связи. Подведение итогов семинара-тренинга.

Упражнение 1. «Анкета-отзыв» ( Приложение 2) 15-20 мин

Комментарии для ведущего. Ведущий предлагает участникам заполнить анкеты-отзывы, в которых несколько вопросов. Важно убедиться, что участники поняли вопросы анкеты. Участники к моменту заполнения анкеты могут чувствовать усталось от умственной работы, поэтому важно их поддержать, успокоить, помочь, если кто-то испытывает трудность в заполнении анкеты.

Упражнение 2. «Советы психолога »15 мин.

Ведущий раздает, зачитывает участникам памятки и дает рекомендации по их применению (Приложение 3)

Профилактика выгорания.

Удовлетворение физиологических потребностей:

- принимать пищу регулярно (завтрак,  обед, ужин).

- делать зарядку

- проходить медицинский осмотр  у врачей

- брать больничный лист на  время болезней

- пользоваться услугами массажиста (делать самомассаж)

- достаточно спать

- носить одежду, которая нравится

- брать отпуск

- ограничить время телефонных  разговоров

- удовлетворять сексуальные потребности

- вести оптимально активный  образ жизни (танцевать, плавать,  бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.)

Удовлетворение психологических потребностей

- выделять время для саморефлексии

- читать литературу, не относящуюся  к работе

- иметь хобби

- снизить уровень стрессового  воздействия в жизни

- умение говорить «нет»

- проявлять любопытство

- обращаться за помощью к  другим, когда нужно

- посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования

- давать возможность другим  людям узнать меня с разных  сторон,

- прислушиваться к своему внутреннему  опыту (мыслям, чувствам, суждениям)

Удовлетворение эмоциональных  потребностей

- проводить время с людьми, которые  симпатичны

- поддерживать отношение со  значимыми людьми

- поощрять и награждать себя

- любить себя

- перечитывать любимые книги  и пересматривать любимые фильмы

- позволять себе иногда плакать

- играть с детьми

- смеяться и улыбаться

- осознавать свои потребности

- научиться выражать свои эмоции  и делать это конструктивно

Удовлетворение духовных потребностей.

- проводить время на природе

- поддерживать в себе оптимизм  и надежду

- ориентироваться не только  на материальные ценности

- не брать на себя ответственность  за все

- быть открытым новому и неизвестному

- участвовать в осуществлении  того, во что верится

- медитировать, молиться или петь.

 Создание благоприятных условий  работы.

- делать перерывы в работе  в течение дня

- позволять себе поболтать с  сотрудниками

- уметь отстаивать свои принципы

- распределять рабочее время  так, чтобы избежать перегрузок 

- выделять время для завершения  определенной работы

- уделять время профессиональному  росту

- заботиться о своих финансовых интересах

- создать себе удобное рабочее  место

 

Обретение жизненного баланса 

- стремиться к балансу в своей  профессиональной жизни  в  пределах каждого рабочего дня

- стремиться к балансу между  работой, семьей, общением  с людьми, игрой и отдыхом.

Упражнение 3. «Заключительное подведение итогов» 15 мин

Комментарии для ведущего. В конце занятия подводится окончательный итог. Ведущий делится своими впечатлениями от тренинга. Важно найти для каждого участника несколько приятных слов и пожеланий.

Ритуал прощания: чаепитие. 20-30 мин

Комментарии для ведущего. Необходимо заранее подготовиться к данному ритуалу. Очень хорошо, если есть специальное помещение для чаепитий. Можно завершить тренинг  и в любом подходящем для этого действа кабинете. Как показывает опыт, чаепитие – самый лучший способ завершить тренинг. Некоторые упражнения («Расскажи о своем состоянии», «Советы психолога », «Заключительное подведение итогов») можно провести во время чаепития. Участникам можно предложить посетить занятия в психологическом клубе «Счастливчик», который является продолжением данной программы. Ведущий рассказывает о возможностях Центра «Гармония» в  решении различных психологических, педагогических, юридических, логопедических и некоторых медицинских проблем, как детей так и взрослых.

 

 

 

Выводы по главе 2

Нами была проведена диагностика уровня проявления эмоционального выгорания с помощью методики В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания». На основе полученных результатов нами был сделан вывод о необходимости разработки программы коррекции эмоционального выгорания педагогов. Программа состоит из 4 тренинговых занятий по 3 часа и направлена на снижение проявлений эмоционального выгорания педагогов. Первое занятие нацелено на  знакомство и сплочение группы, второе и третье занятия направлены на создание условий овладения способами психической саморегуляции, для восстановления внутренних ресурсов, осознания своих проблем и способах их преодоления. Четвертое занятие является заключительным и имеет своей целью подведение итогов всей программы а так же выявление изменений, произошедших на протяжении тренинговой программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же рассмотрели его особенности у педагогов.  Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

  • Изучена литература по данной проблеме;
  • Проведено психологическое исследование;
  • Разработана программа профилактики эмоционального выгорания педагогов;

Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой можно сказать, что любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности, а социономические профессии типа «человек — человек» считаются наиболее уязвимыми и могут инициировать у профессионала синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Характер, степень выраженности СЭВ зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии и индивидуально-психологических особенностей личности.

Синдром «выгорания» — сложный  психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

 При изучении особенностей личности педагогов, связанных с их спецификой деятельности сделаны следующие выводы: данная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств без которых, ее осуществление практически невозможно.

 На развитие «эмоционального выгорания» у педагогов могут влиять                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           группы личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

Информация о работе Программа коррекции эмоционального выгорания педагога