Программа коррекции эмоционального выгорания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать программу тренинговых занятий, направленную на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Провести диагностику измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов В.В.Бойко.
Разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания………………………………...….5
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии…….......5
1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания».................................................................…………………………….14
1.3. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………...20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..…25
Глава 2. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.........27
2.1. Диагностика проявлений эмоционального выгорания педагогов ………….27
2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов….................................................………………………………….………32
Выводы по главе 2 ...…………………………………..…..…..……..……………..55
Заключение…………………………………………………………………………..56
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Программа коррекции эмоционального выгорания педагога.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Нами была проведена диагностика, направленная на выявление эмоционального выгорания педагогов. Полученные результаты показали необходимость разработки программы коррекции эмоционального выгорания педагогов. При разработке программы нами были учтены результаты диагностики, которые позволили нам подобрать наиболее эффективные упражнения направленные на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов. В диагностики было выявлено, что фаза “напряжения” сформировалась у 39,2% педагогов, это означает, педагоги в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Для того что бы скорректировать эту фазу мы использовали такие упражнения, как «Приятные воспоминания», «Роза», «Подарок», «Мышечная релаксация», «На берегу моря». Выявленная фаза «Резистенции» сформировалась у 42,8% педагогов, для коррекции этой фазы мы взяли несколько упражнений которые стимулировали навыки  межличностной коммуникации:  разрешение конфликтов, развитие групповой ответственности, развития умения общаться с группой. Такие как : «Я обладаю, знаю, умею», «Расскажи о своем состоянии», «Письмо другу». В разработке программы коррекции эмоционального состояния мы учли наличие у некоторых участников опыта работы в тренинговых группах с помощью подбора упражнений и выработки определенных правил, например, правила «Уважение говорящего» и «Общение по принципу здесь и сейчас» предполагающие отсутствие неуважительного отношения и эффекта «всезнания» некоторых участников. Необходимое условие  любого общения – налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать, принять и выслушать окружающих людей, принятия отетсвенности за  группу. Так же необходимо самораскрытие, самопознание, самоконтроль. Для учета первых признаков эмоционального выгорания нами были подобраны упражнения «Мозговой штурм», «Ловец блага» и «Я обладаю, знаю, умею», которые направлены на выявление внутренней саморегуляции.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что  для разработки эффективной программы тренингов, необходимо учесть результаты диагностики эмоционального выгорания педагогов, а так же наличие первых признаков эмоционального выгорания и наличие опыта участия в тренинговых группах, нами доказана.

 

Список используемой литературы

1. Сидоров П. Синдром эмоционального  выгорания [текст] / П. Сидоров  // Медицинская газета, № 43 – 8 июня 2005.

2. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания [текст] // интернет-версия: www.psyinst./library.php?part=article&id=2

3. Водопьянова Н. Е. Профессиональное  выгорание врачей стоматологов: [текст] / Н. Е. Водопьянова // Журнал  Стоматолог, №7, - 2002.

4. Ильин Е. П. Психофизиология  состояний человека [ текст] / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2005. – с. 233 - 236.

5. http://www.psychologos.

6. Орел В. Е. Феномен «выгорания»  в зарубежной психологии: эмпирические  исследования и перспективы [текст] / В. Е. Орел // Психологический  журнал. – 2001. – № 1. – С. 90–101.

7. Arthur N. M. The assessment of burnout: a review of three inventories useful for research and counseling // Journal of Counseling and Development. – 1990. – Vol. 69. – PP. 186–189.

8. Leiter M. P., Maslach C. Banishing burnout: six strategies for improving your relationship with work – Jossey-Bass, A Wiley Imprint, 2005. – 193 p.

9. Maslach C. M. Job burnout: new directions in research and intervention // Current Directions in Psychological Science. Vol. 12. 2003. PP. 189–192.

10. Maslach C. M., Schaufeli W.B., Leiter M.P. (2001) Job burnout. In S.T. Fiske, D.L. Schacter, C. Zahn – Waxler. Annual Review of Psychology, Vol. 52, PP. 397–422.

11. Водопьянова Н. Е., Старченкова  Е. С. Синдром выгорания: диагностика  и профилактика [текст] / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова // СПб.: Питер, 2008. - с. 109 - 113.

12. http://student.km.ru/

13. Управление персоналом. Словарь-справочник [текст] // интернет-версия: psyfactor.org/personal/personal17-11.htm

 

Приложение  №1

 

Методика "диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко

 

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждение, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак « + » («да»), если не согласны – то знак « - » («нет»).

 

Текст опросника.

1. Организационные недостатки  на работе постоянно заставляют  нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен  своей профессией не меньше, чем  в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе  профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее  продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия  с партнерами очень зависит  or моего настроения - хорошего или  плохого.

6. От меня как профессионала  мало зависит благополучие партнера.

7. Когда я прихожу  с работы домой, то некоторое  время (часа 2-3) мне хочется побыть  наедине, чтобы со мной никто  не общался.

8. Когда я чувствую  усталость или напряжение, то  стараюсь поскорее решить проблемы  партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет  эмоции.

11. Я откровенно устал  от человеческих проблем, с  которыми приходится иметь дело  на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю  (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с  партнерами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа с людьми  приносит мне все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место  работы, если бы представилась  возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается  предотвратить влияние плохого  настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в  отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю  на работе, что дома стараюсь  общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени,  усталости или напряжения часто  уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные  ситуации общения на работе  вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю  обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами  побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании  о некоторых коллегах по работе  или партнерах у меня портится  настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее  устанавливать или поддерживать  контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе  мне кажется очень трудной,  сложной.

28. У меня часто возникают  тревожные ожидания, связанные с  работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т.д.

29. Если партнер мне  неприятен, я стараюсь ограничить  время общения с ним или  меньше уделять ему внимания.

30. В общении не работе  я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю  домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда  мое эмоциональное состояние  плохо сказывается на результатах  работы (меньше делаю, снижается  качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю  за свою работу.

35. Партнерам по работе  отдаешь внимания и заботы  больше, чем получаешь от них  признательности.

36. При мысли о работе  мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие  (вполне удовлетворительные) отношения  с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь,  видя, что моя работа приносит  пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.

40. Некоторые стороны  (факты) моей работы вызывают  глубокое разочарование, повергают  в уныние.

41. Бывают дни, когда  контакты с партнерами складываются  хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.

43. Усталость от работы  приводит к тому, что я стараюсь  сократить общение с друзьями  и знакомыми.

44. Я обычно проявляю  интерес к личности партнера  помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю  себя на том, что работаю  с партнерами автоматически, без  души.

47. На работе встречаются  настолько неприятные люди, что  невольно желаешь им чего-нибудь  плохого.

48. После общения с  неприятными партнерами у меня  бывает ухудшение психического  и физического самочувствия.

49. На работе я испытываю  постоянные физические и психические  перегрузки.

50. Успехи в работе  вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.

52. Я потерял покой  из-за работы.

53. На протяжении последнего  года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.

54. Мне удается беречь  нервы благодаря тому, что многое  происходящее с партнерами я  не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы  приношу домой отрицательные  эмоции.

56. Я часто работаю  через силу.

57. Прежде я был более  отзывчивым и внимательным к  партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми  руководствуюсь принципом: не  трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на  работу с тяжелым чувством: как  все надоело, никого бы не  видеть и не слышать.

60. После напряженного  рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень  трудный.

62. Иногда мне кажется,  что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63. Если бы мне повезло  с работой, я был бы более  счастлив

64. Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю  со своими партнерами так, как  не хотел бы, чтобы поступали со мною.

66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое  снисхождение, внимание.

67. Чаще всего, после  рабочего дня у меня нет  сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю  время: скорей бы рабочий день  кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран,  защищающий меня от чужих страданий,  и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала  меня.

72. Чтобы восстановить  силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой  рабочий день проходит спокойно  и легко.

74. Мои требования к  выполняемой работе выше, чем  то, чего я - достигаю в силу  обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась  удачно.

76. Я очень нервничаю  из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих  постоянных партнеров я не  хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают  себя людям (партнерам), забывая  о собственных интересах.

79. Моя усталость на  работе обычно мало сказывается  (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется  случай, я уделяю партнеру меньше  внимания, но так, чтобы он этого  не заметил.

81. Меня часто подводят  нервы в общении с людьми  на работе.

82. Ко всему (почти  ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми  плохо повлияла на меня как  профессионала - обозлила, сделала  нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми  явно подрывает мое здоровье.

Ключ к методике

                            “Напряжение”

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5).

  1. Удовлетворенность собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3).

  1. “Загнанность в клетку”:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).

4.   Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).

                                      “Резистенция”

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+5(5),  –17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5).

2.   Эмоционально-нравственная  дезориентация:

Информация о работе Программа коррекции эмоционального выгорания педагога