Программа коррекции эмоционального выгорания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать программу тренинговых занятий, направленную на коррекцию эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи исследования:
Изучить и особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Провести диагностику измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов В.В.Бойко.
Разработать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания………………………………...….5
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии…….......5
1.2. История и модели изучения «синдрома выгорания».................................................................…………………………….14
1.3. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов…………...20
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..…25
Глава 2. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов.........27
2.1. Диагностика проявлений эмоционального выгорания педагогов ………….27
2.2. Программа тренинговых занятий, направленная на профилактику проявлений эмоционального выгорания педагогов….................................................………………………………….………32
Выводы по главе 2 ...…………………………………..…..…..……..……………..55
Заключение…………………………………………………………………………..56
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Программа коррекции эмоционального выгорания педагога.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти  моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

Упражнение 2. «Портрет» (арт-терапевтическая техника) 30мин.

Участники сидят в креслах по кругу. Звучит приятная инструментальная музыка (желательно не знакомая).

Инструкция. Возьмите простые карандаши, листы бумаги А4, разделите их вертикальной линией пополам.

В левой части нарисуйте себя сегодня, а в правой нарисуйте  себя в будущем. Вы можете изобразить себя растениями, животными, схематично или с помощью техники коллажа. Для работы вы можете использовать журналы, клей, ножницы, цветные карандаши, мелки, цветную бумагу. Помните, что, создавая свой портрет, вы должны получать удовольствие. Важно не то, как вы нарисуете, а что вы изобразите. Никто не будет оценивать ваши работы, постарайтесь рисовать так, как хочется вам.

Комментарии для ведущего. После завершения работы каждый участник показывает свою работу и рассказывает о ней группе. Ведущий и другие участники могут задать вопросы рассказчику. Ведущий может оказать психологическую помощь участнику, чьё эмоциональное отреагирование на своё произведение окажется очень сильным и глубоким.

«Рефлексия» обсуждение. .

Упражнение 3. «Роза» (медитация на образе)15 мин

Роза – древний символ уважения, внимания и любви. Даря розу, мы косвенно показываем: «Я ценю тебя и твои уникальные качества». Когда мы видим красоту или дарим её людям, то сами чувствуем свою ценность.

Инструкция. Сделайте три глубоких вдоха, закройте глаза. «Представьте, что вы идете по проселочной дороге. Погода прекрасная, светит солнце... Легкий ветерок колышет листья на деревьях, вы наслаждаетесь красотой природы... Наконец вы подходите к розарию с маленькой калиткой. Войдите внутрь и посмотрите на сотни розовых кустов. Почувствуйте запах роз, прислушайтесь к жужжанию насекомых, которые собирают нектар и цветочную пыльцу...Посмотрите вокруг, и вы увидите одну совершенно особенную розу...» (15 секунд).

Вы узнаете ее по тому, что она  притягивает ваше внимание как магнит... Посмотрите на нее повнимательнее... Какого цвета ее бутоны? Какого она размера? Если хотите, можете осторожно потрогать ее листья и стебель с шипами... Вдохните ее аромат и заполните им свои легкие... Молча скажите розе, как она прекрасна и совершенна...Пусть она тоже скажет вам что-нибудь приятное. Что она вам говорит, когда вы стоите перед ней, все во внимании и благоговении?Поблагодарите свою розу за то, что она вас ждала, и попрощайтесь с ней. Вы знаете, что всегда сможете найти ее и этот сад, когда захотите на мгновение почувствовать себя счастливым...

А теперь выйдите из розария, пройдите по улице и снова вернитесь  в сенсорную комнату. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза».

Комментарии для ведущего. Медитация позволяет снимать эмоциональное напряжение, останавливать поток мыслей. Медитация – это состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот его рассредоточение. Можно использовать самые разные модификации медитаций, важно понимать, какие из них будут эффективными в сложившихся условиях тренинга. Местом для проведения медитации может быть сенсорная комната или помещение, где созданы условия для приятного уютного и спокойного медитирования. Поза для медитации в условиях данного тренинга выбирается такая же, как и в упражнении «Аутогенная тренировка», тем более что медитация является продолжением АТ, которая постепенно переходит в медитацию.

Заключительная часть  «Рефлексия»

Цель: установить обратную связь, усилить позитивное эмоциональное состояние, создать условия для поддержания этого состояния вне занятий.

Подвести итоги занятия.

Упражнение 1 «Расскажи  о своем состоянии» 10-15 мин

Расскажите, что вы почувствовали, когда выполняли эти упражнения? Что бы хотели повторить? Какое из упражнений запомнилось больше всего?

Ритуал прощания. Упражнение «Спасибо за приятное занятие» 15 мин

Инструкция. Пожалуйста,  встаньте в круг. Сейчас один из вас встанет в центр, другой подойдет к нему, пожмет руку и скажет: «Спасибо за приятное занятие!». Оба участника остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго участника, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга увеличивается. Все держатся за руки. Когда к группе присоединится последний участник, ведущий замыкает круг и завершает церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Комментарии для ведущего. Это упражнение способствует выражению участниками тренинга дружеских чувств и благодарности друг другу. Таким образом создается теплая и доброжелательная обстановка, участники заряжаются позитивной энергией.

Занятие 3.

Тема: Тренинг саморегуляции.

Цель: умение вступать в контакт с самим собой.

 Ход занятия.

Вводная часть

Цель: Настроить участников на занятие. Снять эмоциональное напряжение. Поднять настроение.

Упражнение 1. «Подарок» 15 мин (звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция. Каждый участник дарит воображаемый подарок своему соседу слева (по очереди). При этом он касается рук участника, как бы передавая воображаемый подарок, и словами образно характеризует его. В этом упражнении важен творческий подход  и искреннее желание сделать другому что-то очень приятное и необычное.

Комментарии для ведущего. Лучше, если это упражнение начнет сам ведущий. Он может показать, как можно дарить воображаемый подарок, используя свои творческие способности, так чтобы участнику было очень приятно.

Основная часть.

Цель: способствовать осознанию участниками собственных ресурсов, закрепить приемы мышечной релаксации, аутотренинга и дыхательной гимнастики; продолжить обучение медитативным техникам.

Упражнение 1. «Я обладаю, знаю, умею!» 20-25 мин

Инструкция. Возьмите листы бумаги А 4, разделите ручкой на три равные части по вертикали. Затем в первой колонке напишите «Я обладаю», во второй - «Я знаю», в третьей - «Я думаю». Заполните эти колонки в соответствии с их названиями. Старайтесь делать это задание с удовольствием. Я уверена, что у Вас всё получится, ведь в каждом человеке есть очень много достоинств. Время выполнения 7 - 10 минут.

Комментарии для ведущего. После завершения работы, участники зачитывают то, что написали. Идет обсуждение. Ведущему важно поддержать тех, у кого занижена самооценка, помочь им найти в себе лучшие стороны. Данное упражнение очень эффективно именно в группе, т.к. каждый может услышать о достоинствах других участников и найти в себе еще очень много всего положительного, что способствует поднятию самооценки и личностному росту.

Рефлексия – обсуждение.

Упражнение № 2. «Мышечная релаксация» 20 мин.

Участники располагаются в удобных креслах сенсорной комнаты.

Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.

Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения. Умение расслабиться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности.

Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.

Инструкция. Сейчас мы будем использовать для мышечной релаксации  10 групп мышц по методике Джекобсона. Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление.

В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения:

 

Группы мышц

Упражнения 

1. Кисти рук

1. Сжать кисти рук

2. Руки (кисть, предплечье, плечо)

2. Попытаться дотянуться  руками до противоположной стены,  сильно растопырив пальцы

3. Шея и надплечье

3. Плечами дотянуться  до мочек ушей

4. Мышцы спины

4. Свести лопатки и  потянуть их немного вниз

5. Стопы

5. Попытаться дотянуться  пальцами стоп до голени

6. Ноги

6. Встать на цыпочки  и напрячь мышцы ног

7. Мышцы лба

7. Поднять брови высоко вверх

8. Мышцы носа, щек

8. Сморщить нос

9. Мышцы щек, шеи

9. Растянуть уголки  губ («Улыбка Буратино»)

10. Мышцы губ

10.Вытянуть губы трубочкой


 

Все упражнения повторяются два  раза.

Комментарии для ведущего. Ведущий, в процессе выполнения упражнений, помогает участникам сосредоточиться на ощущении расслабления и успокоения. После выполнения упражнений можно дать участникам следующую инструкцию: «Мысленно повторите следующие фразы: «Я хочу быть спокойным…», «Я успокаиваюсь…», «Я спокоен…», «Я буду спокойным…».

Упражнение 3. «На берегу моря» (медитация) 20 мин.

Сделайте три глубоких вдоха. Закройте глаза.

Представьте, что вы находитесь на берегу тропического острова... Вокруг растут пальмы, перед вами  чистое зеленовато-прозрачное море... Песок белый и теплый... Вы не видите ничьих следов... Возможно, вы первый человек, ступивший на этот осетров...

Небо над вами темно-голубое, легкий ветерок смягчает жар солнечных  лучей, он поднимает маленькие волны  и раскачивает листья пальм из стороны в сторону...

Вы чувствуете лучи солнца на коже и хотите двигаться... Вы бежите по воде вдоль берега, брызги воды охлаждают  разгоряченное тело. Ваши движения все шире, темп - быстрее. Вы чувствуете свою силу и удивляетесь тому, что вам хочется двигаться еще быстрее. Большими прыжками вы перемещаетесь по пляжу и чувствуете - чтобы взлететь, вам достаточно раскинуть руки... Невидимая сила поднимает вас выше и выше... Вы управляете своим полетом с помощью легких движений рук и ног... Позади вы видите зеленый остров, окруженный ожерельем белого песка, в центре острова поднимаются холмы...

Вы удивляетесь своему спокойствию  и ощущению счастья... Потоки ветра уносят вас, и вы становитесь все более легким и спокойным... Вы скользите по воздуху и наслаждаетесь тишиной... Вы думаете о том, что должны чувствовать большие морские птицы, летящие в небе... солнце над собой... море и песок внизу... уносимые силой ветра, который помогает им описывать круги в небе... На какое-то мгновение вы забываете про время и не можете сказать, сколько минут длится ваш полет...

Вы обнаруживаете, что с помощью  тончайших движений своего тела вы можете управлять полетом...

Какой-то шум напоминает вам, что  пора возвращаться. Может быть, вы услышали крик морской птицы или равномерный  шум прибоя пробудил вас от погруженности в себя... Вы спускаетесь на землю по большой спирали все ниже и ниже, пока не начинаете скользить вдоль береговой линии... Чтобы замедлить темп, вы используете руки... Ногами вы чувствуете песок под собой, ваш полет переходит в быстрый бег, и вы радуетесь успешному приземлению... Вы бежите по воде... и краски вокруг становятся ярче... вода еще больше вас освежает... Вам хочется лечь на песок, закрыть глаза и отдохнуть... Может быть, вы думаете, что иногда мечты становятся явью...» (1 минута.)

«Вы знаете, что настало время вернуться в сенсорную комнату. Потянитесь и сделайте три глубоких вдоха... Откройте глаза и посмотрите вокруг...».

Комментарии для ведущего. Ведущий в праве выбирать самые разные медитации для групповых занятий. Важно учитывать контингент участников, их возрастной состав и запросы. Лучше всего использовать медитации, связанные с привычными и приятными образами, которые хорошо знакомы участникам («Капля росы на весеннем цветке», «Очищение водой», «Возвращение в детство», «Водопад света» и другие). Тексты медитаций ведущий может создавать и свои. Все зависит от воображения и творчества самого ведущего. После медитации нельзя делать резких быстрых движений. Необходимо спокойно и медленно переходить к следующему этапу тренинга.

Упражнение 4. «Расскажи о своём состоянии» 15-20 мин.

Инструкция. Расскажите о состоянии своего тела (ощущениях) и своих чувствах (эмоциях). Ответьте на вопросы:

- Что вы чувствуете здесь  и сейчас? Что ощущает ваше  тело? (в начале и в конце  занятия).

- Что хотелось бы получить  от занятия? (в начале занятия).

- Что важного и значимого  для себя вы получили от  предыдущего занятия? (в начале  занятий 3, 4, 5).

- Что стало для вас важным, ценным, запоминающимся на занятии? (в конце занятия)

Комментарии для ведущего. Если участнику трудно объяснить своё состояние, ведущий помогает ему и задает наводящие вопросы. Иногда стоит напомнить участникам какие бывают чувства и эмоции. Важно делать акцент именно на чувства участников.

Заключительная часть  «Рефлексия» 15 - 20 мин.

Цель: Установить обратную связь, усилить позитивное эмоциональное состояние, создать условия для поддержания этого состояния вне занятий.

Упражнение  1 «Итоги занятия» 15 мин

Информация о работе Программа коррекции эмоционального выгорания педагога