Психологическая коррекция эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114

Файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 353.67 Кб (Скачать файл)

Принцип «обратной  связи». Обратная связь является элементом коммуникативной системы и осуществляется, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение (обращение) других с целью помочь им откорректировать «курс» в направлении достижения целей.

Такая связь в атмосфере  взаимной заботы и доверия позволяет  индивидуумам контролировать и направлять неадекватное поведение, дает возможность  глубже познать самого себя. Например, активность некоторых участников в  решении групповых проблем может  восприниматься ими самими как желание  помочь другим, а остальной группой  — как попытка доминировать в  группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует  от участников информировать друг друга  о влиянии их поведения, помогает участникам точнее принимать и понимать получаемую информацию.

Обратная связь более  эффективна, если она не носит прямых оценочных суждений, а описывает  поведение человека. Пример: оценочное  суждение: «Ты — несдержанный человек...»; безоценочное: «Ты трижды меня прервал...».

Полезная обратная связь  должна являться скорее выражением эмоциональных  реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его  поведения. Пример: «Когда ты бросил реплику  в мой адрес, я разозлился». Другими  словами, обратная связь обнаруживает в большей степени собственные  эмоциональные переживания (например, гнев) участников, чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности.

Принцип гуманистического отношения к личности выражается в уважительном отношении друг к другу, в принятии людей такими, какие они есть. Психолог и член группы не должны стремиться переделать человека. Каждый вправе говорить о том, как он воспринимает другого, какие чувства у него возникают в связи с поведением и высказыванием партнеров. Решение о необходимости коррекции и развитии своих качеств каждый должен принимать самостоятельно. Группа и ведущий лишь помогают в осознании уровня своего психологического развития.

Участие в тренинге и выполнении отдельных процедур является добровольным. Нельзя заставлять других делать то, на что они не могут решиться. Тот  член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в  какой-то игре, может всегда сказать  «стоп» (правило «стоп»). Никто не вправе принуждать другого. Но следует  помнить: когда участник тренинга часто  пользуется этим правилом, он обедняет самого себя.

Принцип гуманности предполагает психологическую защищенность личности, уверенность в том, что доверительная  информация не станет предметом обсуждения вне группы, не будет использована против личности (правило конфиденциальности).

 

 

 

 

 

 

 

           Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных и насильственных преступников

2.1. Методы и организация исследования

Психодиагностическое исследование эмоциональной и мотивационной  сфер личности корыстных и насильственных преступников проводилось нами на базе СИЗО №1 г. Ставрополя. Выборку составили 40 человек в возрасте от 14 до 17 лет; из них 20 человек – корыстной направленности, другие 20 – насильственной.

Диагностика была проведена в течение  четырёх месяцев: с сентября 2009 года по декабрь 2009 года.

Для выявления особенностей эмоциональной  сферы и направленности мотивации  у испытуемых нами были использованы следующие методики:

  1. «Тест юмористических фраз»;
  2. «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса;
  3. «Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса;
  4. «Методика диагностики степени готовности к риску» Шуберта.
  5. «Определение уровня невротизации» Л.И. Вассермана;
  6. самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»;
  7. «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности» Г. Айзенка;

«Тест юмористических фраз», предложенный А.Г. Шмелёвым и В.С. Бабиной, представляет собой оригинальную компактную методику диагностики мотивационной сферы личности, соединяющую достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

Релевантной практической задачей  ТЮФ является, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях  индивидуального психологического консультирования и коррекции.

В основе методики лежит приём свободной  тематической классификации многозначных стимулов – юмористических фраз. Появление крупного класса свидетельствует о наличии сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

Стимульный материал теста представляет собой 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной  интерпретации усматривают в  них ту или иную тему из числа  основных десяти). Соотнесённость фраз с основными темами проверена  нормативными экспериментами. В предлагаемых фразах отражены следующие темы:

  1. агрессия – самозащита;
  2. взаимоотношение полов;
  3. пагубные пристрастия (пьянство);
  4. деньги;
  5. мода;
  6. карьера;
  7. семейные неурядицы;
  8. социальные неурядицы;
  9. бездарность в искусстве;
  10. человеческая глупость.

Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагается классифицировать фразы таким образом, чтобы в  одной группе находились фразы на одну из заданных тем. Чтобы приписать  определённый балл мотивационной теме, достаточно посчитать количество фраз в соответствующей группе. Десять полученных показателей могут быть представлены в виде профиля. В отличие  от стандартизированных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального  профиля, выявляется порядковая структура  мотивационных тенденций: какие  темы доминируют, какие второстепенные и т.д. [40, С.528].

«Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса позволяет определить уровень мотивации к успеху (низкий, средний, высокий, очень высокий). Она включает в себя 41 утверждение.

Результат теста «Мотивация к успеху»  следует анализировать вместе с  результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию  неудач» и теста «Готовность  к риску». Люди, умеренно сильно ориентированные  на успех,  предпочитают средний  уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к  успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация  к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации  к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации  к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех  и имеющим большие надежды  на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован  на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют  высокую готовность к риску, но высокую  мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к  избеганию неудач, то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели [59, С. 626].

«Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса состоит из 30 строк, по 3 слова в каждой строке и позволяет выявить уровень мотивации к защите. Результат анализируется вместе с результатами тестов «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».

Люди с высоким уровнем защиты, т.е. страхом перед несчастными  случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют  высокую мотивацию на успех. Люди, которые боятся неудач (высокий уровень  защиты), предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача  не угрожает престижу [59, С.630].

«Методика диагностики степени  готовности к риску» разработана Шубертом. Она позволяет определить степень склонности человека к риску. Общая оценка теста даётся по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связанна прямо пропорционально  с числом допущенных ошибок.

При анализе результатов по данной методике необходимо придерживаться следующих  положений:

- с возрастом готовность к  риску падает;

- с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта  растёт готовность к риску;

- в условиях группы готовность  к риску проявляется сильней,  чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий [59, С.632].

Методика «Определение уровня невротизации» разработана Л.И. Вассерманом. Она включает в себя 40 утверждений. Испытуемым даётся следующая инструкция: «Ознакомитесь с приведёнными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да или нет». Подсчитав количество положительных ответов, можно определить уровень невротизации.

Высокий уровень свидетельствует  о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряжённость, беспокойство, растерянность, раздражительность); о безынициативности, которая формирует  переживание, связанные с неудовлетворённостью желаний; об эгоцентрической личностной направленности; о трудностях в общении, о социальной робости и зависимости.

Низкий уровень невротизации свидетельствует  об эмоциональной устойчивости, о  положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности; о чувстве  собственного достоинства, социальной смелости; о лёгкости в общении  [59, С.509].

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» разработан Е.П. Ильиным и предназначен для самооценки различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, длительности эмоций, влияние эмоций на эффективность деятельности.

Методика включает в себя 32 вопроса. По инструкции испытуемым предлагается отвечать «да», если согласны с тем, о чём спрашивают, или «нет»  при отсутствии согласия. Затем подсчитывается сумма баллов по каждой из четырёх  шкал: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, влияние эмоций на эффективность деятельности и общения [59, С.549-550].

Методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности» представляет собой часть методики Г. Айзенка для измерения экстраверсии – интроверсии и нейротизма (форма А). Оставлены только вопросы, касающиеся нейротизма, и вопросы на скрытость или откровенность ответов (33 вопроса).

Эмоциональная нестабильность (нейротизм) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до её выраженной лабильности». Нейротизм  не тождественен неврозу, однако у лиц  с высокими показателями по данной шкале в неблагоприятных ситуациях  может развиться невроз. «Нейротическая личность» характеризуется неадекватно  сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам [59, С.551-552].

Таким образом, для исследования эмоциональной  и мотивационной сфер личности преступников мы отобрали методики, которые максимально  могут раскрыть предмет изучения.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов психодиагностики  эмоциональной и мотивационной  сфер личности преступников

Психодиагностическое исследование, проведённое нами на базе СИЗО №1 г. Ставрополя, позволило выявить особенности  эмоциональной сферы и мотивационной  направленности корыстных и насильственных преступников. Результаты психодиагностики представлены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1

Результаты первичной диагностики  мотивационной сферы личности преступников

Показатели

Корыстные    преступники

Насильственные преступники

сентябрь – декабрь 2009 г. Баллы

1. Мотивация к успеху

13,3

12,6

2. Мотивация избегания неудач

10,3

10,8

3. Готовность к риску

23,7

22,8

4. Агрессия

7,7

15,8

5. Взаимоотношение полов (секс)

17,2

19,7

6. Пагубное пристрастие

13,9

12,9

7. Деньги

19,5

10,6

8. Мода

3,1

3,5

9. Карьера

11,5

7,8

10. Семейные неурядицы

3,6

7,8

11. Социальные неурядицы

7,3

7,2

12. Бездарность в искусстве

4,9

4

13. Человеческая глупость

11,1

10,8


 

 

 

 

 

Таблица 2

Результаты первичной диагностики  эмоциональной сферы личности преступников

Показатели

Корыстные преступники

Насильственные преступники

сентябрь – декабрь 2009 г. Баллы

1. Эмоциональная стабильность

17,2

15,2

2. Эмоциональная возбудимость

2,9

4,9

3. Интенсивность эмоций

5

5,6

4. Длительность эмоций

4,6

3,7

5.Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности

4,6

4

6. Уровень невротизации

14,5

24,9


 

 Результаты теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску».

Информация о работе Психологическая коррекция эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности