Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа
Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.
Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114
Принцип «обратной связи». Обратная связь является элементом коммуникативной системы и осуществляется, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение (обращение) других с целью помочь им откорректировать «курс» в направлении достижения целей.
Такая связь в атмосфере
взаимной заботы и доверия позволяет
индивидуумам контролировать и направлять
неадекватное поведение, дает возможность
глубже познать самого себя. Например,
активность некоторых участников в
решении групповых проблем
Обратная связь более эффективна, если она не носит прямых оценочных суждений, а описывает поведение человека. Пример: оценочное суждение: «Ты — несдержанный человек...»; безоценочное: «Ты трижды меня прервал...».
Полезная обратная связь должна являться скорее выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. Пример: «Когда ты бросил реплику в мой адрес, я разозлился». Другими словами, обратная связь обнаруживает в большей степени собственные эмоциональные переживания (например, гнев) участников, чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности.
Принцип гуманистического отношения к личности выражается в уважительном отношении друг к другу, в принятии людей такими, какие они есть. Психолог и член группы не должны стремиться переделать человека. Каждый вправе говорить о том, как он воспринимает другого, какие чувства у него возникают в связи с поведением и высказыванием партнеров. Решение о необходимости коррекции и развитии своих качеств каждый должен принимать самостоятельно. Группа и ведущий лишь помогают в осознании уровня своего психологического развития.
Участие в тренинге и выполнении отдельных процедур является добровольным. Нельзя заставлять других делать то, на что они не могут решиться. Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, может всегда сказать «стоп» (правило «стоп»). Никто не вправе принуждать другого. Но следует помнить: когда участник тренинга часто пользуется этим правилом, он обедняет самого себя.
Принцип гуманности предполагает психологическую защищенность личности, уверенность в том, что доверительная информация не станет предметом обсуждения вне группы, не будет использована против личности (правило конфиденциальности).
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных и насильственных преступников
2.1. Методы и организация
Психодиагностическое
Диагностика была проведена в течение четырёх месяцев: с сентября 2009 года по декабрь 2009 года.
Для выявления особенностей эмоциональной сферы и направленности мотивации у испытуемых нами были использованы следующие методики:
«Тест юмористических фраз», предложенный А.Г. Шмелёвым и В.С. Бабиной, представляет собой оригинальную компактную методику диагностики мотивационной сферы личности, соединяющую достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.
Релевантной практической задачей
ТЮФ является, по мнению авторов, прежде
всего диагностика в целях
индивидуального
В основе методики лежит приём свободной тематической классификации многозначных стимулов – юмористических фраз. Появление крупного класса свидетельствует о наличии сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.
Стимульный материал теста представляет собой 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретации усматривают в них ту или иную тему из числа основных десяти). Соотнесённость фраз с основными темами проверена нормативными экспериментами. В предлагаемых фразах отражены следующие темы:
Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагается классифицировать фразы таким образом, чтобы в одной группе находились фразы на одну из заданных тем. Чтобы приписать определённый балл мотивационной теме, достаточно посчитать количество фраз в соответствующей группе. Десять полученных показателей могут быть представлены в виде профиля. В отличие от стандартизированных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля, выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т.д. [40, С.528].
«Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса позволяет определить уровень мотивации к успеху (низкий, средний, высокий, очень высокий). Она включает в себя 41 утверждение.
Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску». Люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же, людям, мотивированным на успех
и имеющим большие надежды
на него, свойственно избегать высокого
риска. Те, кто сильно мотивирован
на успех и имеет высокую
«Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса состоит из 30 строк, по 3 слова в каждой строке и позволяет выявить уровень мотивации к защите. Результат анализируется вместе с результатами тестов «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».
Люди с высоким уровнем защиты, т.е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу [59, С.630].
«Методика диагностики степени готовности к риску» разработана Шубертом. Она позволяет определить степень склонности человека к риску. Общая оценка теста даётся по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связанна прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.
При анализе результатов по данной методике необходимо придерживаться следующих положений:
- с возрастом готовность к риску падает;
- с ростом отверженности
- в условиях группы готовность
к риску проявляется сильней,
чем при действиях в одиночку,
и зависит от групповых
Методика «Определение уровня невротизации» разработана Л.И. Вассерманом. Она включает в себя 40 утверждений. Испытуемым даётся следующая инструкция: «Ознакомитесь с приведёнными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да или нет». Подсчитав количество положительных ответов, можно определить уровень невротизации.
Высокий уровень свидетельствует
о выраженной эмоциональной возбудимости,
в результате чего появляются негативные
переживания (тревожность, напряжённость,
беспокойство, растерянность, раздражительность);
о безынициативности, которая формирует
переживание, связанные с
Низкий уровень невротизации свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности; о чувстве собственного достоинства, социальной смелости; о лёгкости в общении [59, С.509].
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» разработан Е.П. Ильиным и предназначен для самооценки различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, длительности эмоций, влияние эмоций на эффективность деятельности.
Методика включает в себя 32 вопроса. По инструкции испытуемым предлагается отвечать «да», если согласны с тем, о чём спрашивают, или «нет» при отсутствии согласия. Затем подсчитывается сумма баллов по каждой из четырёх шкал: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, влияние эмоций на эффективность деятельности и общения [59, С.549-550].
Методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности» представляет собой часть методики Г. Айзенка для измерения экстраверсии – интроверсии и нейротизма (форма А). Оставлены только вопросы, касающиеся нейротизма, и вопросы на скрытость или откровенность ответов (33 вопроса).
Эмоциональная нестабильность (нейротизм)
представляет собой континуум от
«нормальной аффективной
Таким образом, для исследования эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников мы отобрали методики, которые максимально могут раскрыть предмет изучения.
2.2. Анализ результатов
Психодиагностическое
Таблица 1
Результаты первичной
Показатели |
Корыстные преступники |
Насильственные преступники |
сентябрь – декабрь 2009 г. Баллы | ||
1. Мотивация к успеху |
13,3 |
12,6 |
2. Мотивация избегания неудач |
10,3 |
10,8 |
3. Готовность к риску |
23,7 |
22,8 |
4. Агрессия |
7,7 |
15,8 |
5. Взаимоотношение полов (секс) |
17,2 |
19,7 |
6. Пагубное пристрастие |
13,9 |
12,9 |
7. Деньги |
19,5 |
10,6 |
8. Мода |
3,1 |
3,5 |
9. Карьера |
11,5 |
7,8 |
10. Семейные неурядицы |
3,6 |
7,8 |
11. Социальные неурядицы |
7,3 |
7,2 |
12. Бездарность в искусстве |
4,9 |
4 |
13. Человеческая глупость |
11,1 |
10,8 |
Таблица 2
Результаты первичной
Показатели |
Корыстные преступники |
Насильственные преступники |
сентябрь – декабрь 2009 г. Баллы | ||
1. Эмоциональная стабильность |
17,2 |
15,2 |
2. Эмоциональная возбудимость |
2,9 |
4,9 |
3. Интенсивность эмоций |
5 |
5,6 |
4. Длительность эмоций |
4,6 |
3,7 |
5.Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности |
4,6 |
4 |
6. Уровень невротизации |
14,5 |
24,9 |
Результаты теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску».