Психологическая коррекция эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114

Файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 353.67 Кб (Скачать файл)

У корыстных преступников выявлен  средний уровень мотивации к  успеху (13,3), низкий уровень мотивации  к избеганию неудач (10,3) и высокая  степень готовности к риску (23,7).

Практически такой же результат  наблюдается и у насильственных преступников: мотивация к успеху – 12,6; мотивация к избеганию неудач – 10,8; готовность к риску – 22,8.

Анализ полученных результатов  показывает, что чем выше степень  готовности к риску у преступников, тем ниже мотивация к избеганию  неудач (защиты) и тем ниже мотивация  к успеху.

При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной  мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при  слабой мотивации к успеху.

Низкий уровень мотивации к  избеганию неудач говорит о том, что корыстные и насильственные преступники не боятся несчастных случаев. Это приводит к увеличению степени готовности к риску. Усиливает установку на защитное поведение два обстоятельства:

  1. когда без риска удаётся получить желаемый результат;
  2. когда рискованное поведение ведёт к несчастному случаю

  Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.

Высокий уровень готовности к риску  у преступников как корыстной, так  и насильственной направленности, можно  объяснить следующим: во-первых, с  ростом отверженности личности, в  ситуации внутреннего конфликта  растёт готовность к риску; во-вторых, в условиях группы готовность к риску  проявляется сильнее, чем при  действиях в одиночку, и зависит  от групповых ожиданий, например, несовершеннолетние совершают правонарушения, как правило, в группе или под её давлением.

При исследовании мотивационной сферы  корыстных и насильственных преступников с помощью «Теста юмористических фраз» были выявлены доминирующие мотивации  исследуемых.

У корыстных преступников основными  мотивирующими темами явились:

1. деньги (19,5);

2. взаимоотношение полов (17,2);

3. пагубные пристрастия (13,9);

4. карьера (11,5);

5. человеческая глупость (11,1).

Среди них доминирующими являются тема денег и тема взаимоотношения  полов. Остальные мотивационные  темы являются второстепенными: агрессия (7,7), социальные неурядицы (7,3) бездарность  в искусстве (4,9), семейные неурядицы (3,6), мода (3,1).

Таким образом, у корыстных преступников выявлены сверхзначимые мотивации, а именно добыча денег, взаимоотношение полов (секс), пагубные пристрастия (пьянство) и карьера.

У насильственных преступников выявлены следующие основные мотивационные  темы:

1. взаимоотношение полов (19,7);

2. агрессия (15,8);

3. пагубные пристрастия (12,9);

4. человеческая глупость (10,8);

5. деньги (10,6);

Среди них доминирующими являются такие мотивации как взаимоотношение  полов и агрессия.

Остальные мотивационные темы являются второстепенными: карьера (7,8), семейные неурядицы (7,8), социальные неурядицы (7,2), бездарность в искусстве (4), мода (3).

Таким образом, у преступников была выявлена сверхзначимая мотивация, которая определяет их основную направленность – корыстную или насильственную.

По методике «Шкала эмоциональной  стабильности - нестабильности» Г. Айзенка  были получены следующие результаты: как у корыстных (17,2), так и у  насильственных (15,2) преступников эмоциональная  стабильность находится на среднем  уровне. Сравнивая между собой  показатели этих двух типов преступников, необходимо обратить внимание на то, что  у корыстных правонарушителей эмоциональная  стабильность выше, чем у насильственных. Этот факт говорит о большей эмоциональной  устойчивости первых по сравнению со вторыми. Анализ результатов по данной методике указывает на меньшую эмоциональную  возбудимость, колебание настроений, эмоциональную впечатлительность  корыстных преступников, т.е. для  них характерен больший самоконтроль и самообладание.

Меньшая эмоциональная стабильность насильственных преступников свидетельствует  о нарушении у них, в большей  степени, чем у корыстных правонарушителей, эмоционального равновесия и включает повышенную тревожность, фрустрированность, нейротизм.

Самооценочный тест «Характеристики  эмоциональности» позволил выявить  степень выраженности различных  характеристик эмоций:

1) средний балл по эмоциональной  возбудимости у корыстных преступников  составил 2,9, у насильственных –  4,9. Эти данные свидетельствуют  о большей вспыльчивости и  раздражительности вторых по  сравнению с первыми соответственно. Этот факт объясняется большей  степенью чувствительности к  отрицательным эмоциональным раздражителям,  т.е. слабостью нервной системы.

2) по характеристике «Интенсивность  эмоций» наблюдается незначительное  отличие между корыстными (5) и  насильственными (5,6) преступниками.  Тем не менее, имеющееся различие  указывает на более бурное  и сильное протекание эмоциональных  реакций у насильственных правонарушителей.

3) по следующей характеристике  «Длительность эмоций» получен  балл выше среднего. У корыстных  преступников (4,6) эмоции более длительны,  чем у насильственных (3,7). Это  свидетельствует об эмоциональной  ригидности корыстных преступников, т.е. они отличаются вязкостью  эмоций, которая связана с фиксацией  внимания и аффекта на значительных  событиях, объектах, психотравмирующих  обстоятельствах, на неудачах  и обидах, волнующих темам.

Насильственных правонарушителей можно охарактеризовать как эмоционально лабильных, у которых прежняя  эмоция быстро сменяется новой, т.е. эмоциональные реакции кратковременны. Но необходимо обратить внимание на то, что из-за сильной выраженности этого  свойства, личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой. Человек не способен выработать твёрдые  взгляды и убеждения, симпатию или  антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности.

4) по отрицательному влиянию  эмоций на эффективность деятельности  и общения получены следующие результаты: у корыстных – 4,6, у насильственных – 4 балла (уровень выше среднего).

Более выраженное отрицательное влияние  эмоций на эффективность деятельности и общение у корыстных преступников объясняется их эмоциональной вязкостью, т.е. длительность эмоций сказывается  на всем их поведении.

Насильственные преступники, способные  быстро сменять одну эмоцию на другую, менее подвержены отрицательному влиянию  своего эмоционального состояния на эффективность деятельности и общения.

С помощью Методики «Определение уровня невротизации» был выявлен средний  уровень невротизации у корыстных  преступников (14,5) и высокий уровень  невротизации у насильственных преступников (24,9). Следовательно, у насильственных правонарушителей ярко выражена эмоциональная  возбудимость, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряжённость, беспокойство, раздражительность; безынициативность, которая формирует  переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; эгоцентрическая личностная направленность). У корыстных преступников перечисленные качества выражены в  меньшей степени.

Таким образом, особенности эмоциональной  сферы преступников можно дифференцировать в зависимости от типа совершённого преступления.

Для наглядного отображения результаты первичной диагностики эмоциональной  и мотивационной сфер личности корыстных  и насильственных преступников мы представили  в виде гистограмм, где 1 ряд - корыстные  преступники и 2 ряд - насильственные преступники.

 

Рис.1. Гистограмма результатов первичной диагностики эмоциональной     сферы

 

 

Рис.2. Гистограмма  результатов первичной диагностики 

 мотивационной сферы преступников.

 

 

 

 

2.3. Программа психокоррекции эмоциональной  и мотивационной сфер личности  преступника

Нами разработана программа  психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников (Приложение 2). Она включает в себя три блока упражнений:

1 блок: упражнения, направленные на снижение эмоциональной напряженности;

2 блок: упражнения, развивающие умение сдерживать отрицательные эмоции;

3 блок: упражнения на изменение мотивационной направленности личности.

Программа рассчитана на 12 занятий  по 3-4 упражнения. Время проведения каждого занятия колеблется от 60 до 90 минут.

Главная цель психокоррекционной программы: снижение эмоциональной возбудимости, напряжённости; изменение мотивационной  направленности личности.

Основные задачи.

1. Помочь достигнуть внутреннюю  уверенность и гармонию с самим  собой и с окружающим миром.

2. Обучить приёмам саморегуляции  и самораскрытия.

3. Обучить умению сдерживать  негативные эмоции.

4. Выделить собственные успешные стратегии самомотивации

5. Повысить мотивацию на успех.

6. Понизить готовность к риску.

7.Научить видеть правомерный способ выхода из конфликтной ситуации.

Упражнения построены в игровой  форме и предусматривают интенсивное  личностное и групповое включение  в тренинговой процесс.

Психокоррекционная программа  сочетает в себе тренинги общения, гештальт – терапии, аутогенную тренировку, тренинги умений (уверенности в себе), дыхательные упражнения (произвольная регуляция дыхания), релаксацию, тренинги мотивации достижения.

Данные упражнения, на наш взгляд, наиболее оптимально помогут решить поставленные задачи и достигнуть цели.

Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого  человек сознательно контролирует число дыхательных движений: вдохов и выдохов [50, С.70]. Цель произвольно регулируемого дыхания заключается в том, чтобы заставить человека изменить привычный ритм своего дыхания с тем, чтобы вызвать состояние большей релаксации, снизить напряжённость. Данный метод использовался в течение тысячелетий для снижения тревоги и чтобы способствовать состоянию общей релаксации.

История произвольной релаксации дыхания берёт начало за несколько  столетий до нашей эры. Умение управлять  своим дыханием развивалось в  Древней Индии как индуистская  традиция, и использовалась в Китае  как компонент боевого искусства.

В данной психокоррекционной программе предложены способы произвольно  регулируемого дыхания, которые  являются наиболее пригодными для снижения эмоциональной возбудимости и общей  релаксации.

Предложенные дыхательные  упражнения основываются на 4-х фазах  дыхательного цикла.

1. Вдох (аспирация). Он возникает тогда, когда воздух поступает в нос или рот, идёт дальше через трахею, бронхи и бронхиолы и, наконец, наполняет альвеолы, из которых в основном состоят доли лёгкого.

2. Пауза, следующая за вдохом. Во время этой фазы легкие остаются заполненными воздухом.

3. Выдох. Он возникает тогда, когда лёгкие опадают, выпуская отработанный воздух из альвеол в систему верхних дыхательных путей.

4. Пауза, следующая за выдохом. Во время этой фазы лёгкие находятся в покое и не наполнены воздухом.

Существуют три основных типа дыхания в соответствии с  типом вдоха, открывающим дыхательный  цикл:

  1. ключичное: короткое и поверхностное;
  2. грудное: более глубокое дыхание (наиболее встречающийся вид);
  3. диафрагмальное: самое глубокое дыхание.

При таком дыхании вдыхается  больше всего воздуха, в дыхательном  процессе участвует наибольшее количество альвеол. Кроме того, здесь  впервые  наполняется воздухом нижние отделы лёгких.

Именно упражнения на диафрагмальное дыхание могут быть эффективно использованы для взывания более глубокого  состояния расслабления. При выполнении таких упражнений тренер должен внимательно  следить за правильностью их выполнения.

Предлагаются следующие  указания пригодные для всех форм диафрагмального дыхания: «Вы целиком  заполняете воздухом легкие, избегая  появления ощущений напряженности  и дискомфорта. Если после задержки (на вдохе) воздух с шумом вырывается из легких, то остановка дыхания  была слишком продолжительной; воздух должен выдыхаться равномерно и плавно…  Точно также после паузы на выдохе, воздух следует вдыхать через  ноздри не спеша и спокойно (начиная  новый вдох)» [44, С.104]. Эти общие  указания помогают избежать избыточного  дыхания, а также других ошибок.

В нашу программу включены три упражнения на диафрагмальное дыхание, которые нужно выполнять, придерживаясь  выше изложенных указаний.

Аутогенная тренировка предназначена для отработки навыков саморегуляции, для снятия напряженности.

Основным условием аутотренинга является то, что при выполнении упражнения глаза участника должны быть закрыты, так как закрытые глаза  «освежают» мозг.

Во время аутогенного  погружения участники могут занять одну из поз.

Первая поза «кучера, спящего  на вожжах»: сидя на стуле, голова слегка опущена вперед, кисти рук и  предплечья лежат свободно на бедрах, руки не касаются друг друга.

Вторая поза «полулежа». Условия те же, но сидя в кресле, откинувшись  на спинку.

Третья поза «лежа». Голова слегка приподнята на небольшой подушке, руки чуть-чуть согнуты в локтевых суставах, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз, ноги не касаются друг друга, носки слегка развернуты.

Существует ряд правил произнесения формулы аутогенной тренировки.

1. Формула ведущим произносится  от второго лица. После каждого  пункта необходимо делать паузу. 

Информация о работе Психологическая коррекция эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности