Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа
Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.
Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114
Однако отчуждение в детстве не может напрямую приводить к совершению корыстных преступлений, равно как не может выступать их непосредственным мотивом. Между неблагоприятным детством и преступным поведением лежит жизненный опыт индивида. К тому же высказанное предположение ещё не полностью раскрывают причины того, почему обогащая неуверенность, преодолевается именно с помощью совершения краж или других имущественных преступлений. Видимо здесь необходимо иметь ввиду другие обстоятельства.
Таким образом, при рассмотрении мотивационной сферы корыстных преступников необходимо обратить внимание на неоднозначные взгляды психологов и криминологов. Одни считают, что корыстные преступления связанны не с отдельными корыстными мотивами, а с общей с корыстной направленностью личности. Другие выделяют виды корыстных мотивов, различающихся по степени антисоциальности.
Так же стоит учитывать особенности
мотивации корыстных
Итак, анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что эмоциональные свойства и мотивация личности являются неотъемлемыми компонентами преступного поведения, проявляясь во всех его элементах и определяя его особенности. Кроме того, преступные деяния можно дифференцировать по различным типам (корыстные и насильственные) в зависимости от особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника.
Основные понятия. Практические психологи правоохранительных органов не только изучают личность клиентов (сотрудников, правонарушителей), но и воздействуют на них с целью оказания психологической помощи. Те реалии, которые связаны с функцией психологического воздействия на клиента, чаще всего обозначают терминами «психотерапия», «психологическая коррекция», «развитие личности». Рассмотрим их более детально.
Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) дословно переводится как «лечение души». В настоящее время термин не имеет однозначного толкования. При всем многообразии толкований прослеживаются два подхода: клинический и психологический1. При первом подходе психотерапия рассматривается как сфера научных знаний о методах лечения, влияющих на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности. При втором подходе психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психологического характера. Таким образом, основная цель второго подхода — не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником клиента, его другом и наставником [60, С.310].
Психологическая коррекция — это направленное психологическое воздействие на личность с целью обеспечения ее полноценного развития и функционирования [56, С.61].
Термин «развитие личности» (личностный рост) обозначает формирование социально значимых личностных качеств и устранение психологических условий, препятствующих этому [56, С.80].
Таким образом, основанием для
разграничения категорий «
Особенности психологического
воздействия на внутренний мир человека
(клиента) определяются исходной теоретической
позицией, которую выбирает практический
психолог. Анализ научной литературы
показывает, что в настоящее время в России
наиболее распространены следующие теоретические
подходы к психотерапевтической и психокоррекционной
работе: психоаналитичекий (основанный
на глубинной психологии); поведенческий
(включает тренинги умений и программы
модификации поведения); гипносуггестия
и самовнушение (аутотренинга); нейролингвистическое
программирование; гештальттерапия; экзистенционально-
Индивидуальное консультирование как форма психокоррекционной работы. Следует разграничивать индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы. Наиболее типичной формой индивидуальной психокоррекционной работы практического психолога является консультирование. Как отмечается в научной литературе, психологическое консультирование, как молодое направление психологической практики, пока не имеет строго очерченных границ. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США предлагает следующее определение: «Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений» [32, С.3].
Это определение достаточно близко тем, которые дают и отечественные специалисты. Так, Г.С. Абрамова отмечает: «Суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными, подчеркиваю, специальными знаниями, профессиональными, научными, создал условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач» [32, С.6].
Психологическое консультирование как сфера психокоррекционной работы имеет ряд отличий от психотерапии:
• консультирование ориентировано на клинически здоровую личность это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цели дальнейшего развития личности (т.е. консультирование —это средство личностного роста);
• консультирование основано на вере в человека, в его возможности измениться к лучшему;
• консультирование чаще ориентировано на настоящее и будущее клиентов (в отличие от психотерапии, ориентированной на поиск причин проблем в прошлом);
• консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (по 15 встреч); психотерапевтические сеансы могут продолжаться несколько лет;
• консультирование ориентируется
на социально-психологические
• консультирование направлено на изменение поведения и развития личности клиента [56, С.109].
Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения [32, С.2]. В литературе обычно описывают 5-6-шаговую модель процесса консультирования [56, С.200].
Первая стадия — исследование
проблем. На этой стадии психолог-консультант
устанавливает контакт (рапорт) с
клиентом и достигает взаимного
доверия. Неслучайно эту стадию иногда
маркируют «Привет». Для установления
психологического контакта большое
значение имеет внимание к клиенту
(симпатия), выбор лексики, ее доступность
для восприятия. Например, клиентов
нередко пугает слово «проблема»,
поэтому рекомендуется
На первой беседе следует поощрять рассказ клиента о том, что его привело к психологу, какие он испытывает трудности, фиксировать его чувства, невербальное поведение. Особо обращается внимание на необходимость уменьшения чрезмерной тревоги, страха клиента, обозначить наиболее важные проблемы (трудности), которые предстоит обсуждать при последующих встречах. Каждая консультация обычно длится около 50 минут.
Вторая стадия — двумерное
определение проблем. Эта стадия
обычно начинается со сбора информации
о контексте темы, происходит выделение
проблемы (хотя в последующих встречах
она может уточняться); диагностируются
потенциальные возможности
Пытаясь найти ответ на поставленный вопрос, психолог задает уточняющие вопросы, стремится разобраться во внутреннем мире клиента, выявить истоки проблемы, акцентировать внимание клиента на его индивидуальных особенностях, показать логику его поведения. На этой стадии главное — достичь одинакового понимания проблем психологом и клиентом.
Третья стадия — осознание идеальной модели будущего (желаемого) результата. Клиент должен ответить на вопрос: «Чего он хочет добиться?». Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть; что в его жизни произойдет, если проблема будет решена. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны незамедлительно.
Четвертая стадия — обсуждение
альтернативных вариантов решения.
На этой стадии выясняются и открыто
обсуждаются возможные
Пятая стадия - планирование. Она предполагает критическую оценку имеющихся альтернатив с точки зрения реальности их реализация для достижения желаемого результата. Составление плана реалистического решения проблем должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Одни требуют слишком много времени, другие не зависят от клиента и требуют пересмотра взглядов на проблему. В окончательном плане решения проблем следует наметить средства, способы, а также временной интервал реализации плана. Особо обращается внимание на ответственность самого клиента за принятое решение и его реализацию.
Шестая стадия — деятельность
по выполнению намеченного плана. Это
может быть решение как реальных
жизненных задач, так и выполнение
специальных психологических
Седьмая стадия — обратная
связь с клиентом и оценка результатов
психокоррекционной деятельности. На
этой стадии клиент вместе с консультантом
обсуждают достигнутые
Процедуры и техники консультирования имеют решающее значение для успеха [60, С 88]. Поскольку в правоохранительных органах психологическое консультирование проводится по инициативе не только клиента, но и штатного психолога, то важную роль в получении личностной информации выполняют вопросы. Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы обычно используются для уточнения конкретной информации и предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»), например: «У вас часто бывает такое настроение?»
Открытые вопросы служат
не столько для получения
• вынести на обсуждение и активизировать новый материал, с которым будет работать психолог;
• определить суть проблемы
и выбрать соответствующие
• поощрить клиента изменить отношение к теме, которая является объектом обсуждения.
Вопросы первого типа, как правило, реализуются в начале беседы. При этом они носят открытый характер, например: «Как вы поживаете?», «Что бы вы хотели изменить в своей жизни?»
Вопросы второго типа могут звучать следующим образом: «И часто это случается?», «Вы говорите, один-два раза в неделю?», «И вы считаете, это часто?», «А как это связано с вами?». Вопросы второго типа часто бывают закрытыми. Но сама беседа психолога с клиентом должна носить форму диалога, а не допроса подозреваемого.
Вопросы третьего типа наиболее сложные, но, как отмечают специалисты, один хорошо поставленный вопрос из этой категории «может изменить жизнь человека» [49, С.22]. Например, в ситуации, когда клиент настаивает, что он может совершить какие-то нерациональные действия (уйдет с работы, кому-то отомстит и т. д.), эффективными могут быть вопросы типа: «Что случится, если ты сделаешь это?», «Что случится, если ты не сделаешь это?».
Одобрение и установление особо важны для создания и укрепления психологического контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие и понимание. Например: «Продолжайте» (при паузе), «Я вас понимаю», «Хорошо».
Важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с одобрением позволяет клиенту поверить в себя, глубже открыться в своих планах на будущее. В качестве успокаивающих используют фразы: «Вы поступили правильно», «Не волнуйтесь из-за этого», «Это чувство испытывают многие».
Перефразирование и обобщение. Клиент должен осознавать, что содержание излагаемой им проблемы понятно консультанту. Поэтому в ходе беседы (интервью) с клиентом важна обратная связь, особенно в ситуациях, когда клиент испытывает неуверенность, излагает непоследовательно свои мысли или очень болтлив, говорит не по существу и его нужно тактично останавливать и переводить беседу в нужное русло.
Перефразирование — краткое изложение своим языком основной мысли клиента. Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее. Порой это помогает клиенту самому лучше понять, чего он хотел.
В отличие от перефразирования, которое осуществляется по конкретному эпизоду, обобщение предполагает изложение основной идеи и причинно-следственных связей между несколькими эпизодами. В научной литературе по психологическому консультированию указываются основные ситуации, в которых чаще всего используется обобщение [49, С.38]: