Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа
Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.
Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114
• когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;
• когда клиент говорит очень долго и запутанно;
• когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;
• при стремлении придать некое направление беседе;
• в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.
Отражение чувств. Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Психотерапевт должен отражать не только мысли, но и чувства клиента. Например, «Я понимаю вас, с одной стороны, поведение сына раздражает вас, а с другой — вы чувствуете свою вину за происходящее». Отражение чувств выполняет две главные психотерапевтические функции: первая — помогает установить контакт и доверительные отношения между клиентом и консультантом; вторая — помогает клиенту осознавать свои чувства, их причины, естественность, противоречивость.
В основе отражения чувств
клиента лежит способность к
эмпатии (сопереживанию, сочувствию). Эмпатия
— чувство, передающее такое духовное
единение личностей, когда один человек
настолько проникается
Предоставление информации. Информация, которую предоставляет клиенту консультант, как правило, связана с проблемой первого. Но часто, отвечая на вопросы клиента или разъясняя ему, кто компетентен ответить на поставленный вопрос, важно не встать на формальную позицию, «не отфутболить» клиента, ибо это чревато потерей доверия к психологу и его авторитета. Нередко за формальными вопросами клиента содержится попытка «прощупать» психолога, стоит ли к нему обращаться по глубинным вопросам.
Паузы молчания. Когда обрывается беседа, многие испытывают неловкость. Начинающие консультанты стремятся побыстрее заполнить паузы молчания, так как полагают, что в данном случае нарушен психологический контакт с клиентом. Однако паузы молчания бывают и глубоко осмысленными. Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших психотехнических приемов консультанта. Смысловое значение пауз бывает следующим [60, С.100]:
• паузы молчания, особенно в начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, неуверенность в себе и в правильности принятого решения обратиться к консультанту;
• молчание не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз клиент может подбирать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать последствия каких-либо решений и т.д.;
• молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга;
• пауза молчания, особенно если она субъективно неприятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации;
• молчание может выражать сопротивление клиента процессу консультирования, особенно если клиент приглашен по инициативе психолога. Клиент как бы начинает игру: «Я могу сидеть, как камень, и посмотрю, как тебе (консультанту) удастся меня разговорить»;
• молчание иногда подразумевает глубокое общение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.
Распространено мнение, что консультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное молчание. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно замечание консультанта типа: «Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?». Не следует забывать, что клиент имеет право молчать и сам отвечает за прекращение молчания.
Интерпретация. Техника интерпретации рассказа, поступков клиента, его мимики и жестов считается одним из наиболее сложных моментов в методике консультирования. Даже при обычном общении, по мнению известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, важно понять не только то, что говорит человек, но и как говорит, каков подтекст сказанного. Интерпретация консультантом повествования клиента, отдельных его действий помогает вскрыть психологические механизмы проблемы, истоки переживаний клиента. Интерпретация помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новом свете, она подтверждает ожидания (опасения) клиента или вызывает у него реакцию протеста.
Сущность интерпретации в большой мере зависит от теоретической позиции консультанта. В гуманистической, ориентированной на клиента терапии принято уклонятся от интерпретации, не снимая с клиента ответственности за процесс консультирования. Совершенно противоположного взгляда на интерпретацию придерживаются представители психологической школы. Как известно, интерпретации занимают здесь центральное место. Интерпретируется практически все — сновидения, сопротивление клиента, свободные ассоциации, позы, жесты и т.д. В гештальттерапии сам клиент побуждается к интерпретации своего поведения.
Интерпретирование проводится
с учетом стадии консультативного процесса.
Оно эффективно на стадии, когда
обсуждается сущность проблемы и
установлены доверительные
Важно понимать реакцию клиента на интерпретацию. Эмоциональное равнодушие должно заставить консультанта обратить еще раз внимание на ее обоснованность. Враждебная реакция чаще свидетельствует, что интерпретация затронула сущность проблемы.
Рекомендуется, чтобы интерпретация
не носила жестко директивный характер.
Клиенту гораздо легче
Конфронтация. Сущность данной техники состоит в выявлении противоречий в поведении, высказываниях, чувствах клиента и демонстрации ему этих противоречий [60, С.94]. Конфронтация может обострять взаимоотношения между клиентом и консультантом, приводить к конфликту (на интеллектуальном уровне). Но этот конфликт конструктивен. Он помогает клиенту осознать защитные механизмы, которые тот использует, чтобы приспособиться к жизни, но которые ограничивают его развитие. Конфронтация успешно применяется в ситуациях, когда клиент заявляет, что заинтересован в личностном росте, в исправлении определенных личностных качеств, а в ходе консультирования отмалчивается, уклоняется от обсуждения имеющихся проблем. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения враждебности по отношению к клиенту. Конфронтация с клиентом не должна быть агрессивной и категоричной. Специфическая форма конфронтации — прерывание повествования клиента, если он отклоняется от заданной темы, уходит от поставленного вопроса.
Таким образом, индивидуальное консультирование — это достаточно сформировавшееся направление психокоррекционной работы в рамках психологической службы.
Групповая психокоррекционная работа вначале проводилась по экономическим соображениям (стремление охватить как можно большее число людей, нуждающихся в психотерапии), но в последующем было обнаружено, что взаимодействие в группе часто дает гораздо больший психологический эффект, чем общение клиента наедине с психотерапевтом. Известный специалист по проблемам социальной психологии Курт Левин авторитетно заявлял, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» [61, С.3]. Карл Роджерс также со временем стал сторонником групповой психокоррекционной работы и писал, что в психотерапевтической группе «человек познает себя и других глубже, чем в обычных жизненных обстоятельствах. Он постигает сущность окружающего и свое внутреннее «я», которое, как правило, скрыто $i внешней оболочкой. Наконец, он лучше контактирует с людьми как в группе, так и затем и в повседневной жизни» [62, С.10].
В научной литературе выделяют следующие преимущества групповой формы психокоррекционной работы по сравнению с индивидуальной:
1) психокоррекционная группа
способна воссоздавать, моделировать
многие социально-
2) группа дает возможность
получать обратную связь и
поддержку от других членов
группы, увидеть их реакцию на
особенности своего поведения;
экспериментировать с
3) группа дает возможность
облегчить процесс
4) группа дает возможность
сравнивать свои проблемы с
проблемами других людей,
5) работа в группе позволяет развивать коммуникативные и другие социальные качества, которые вне социальной общности не способны формироваться.
Психокоррекционные группы отличаются по различным параметрам. По направленности психокоррекционных целей выделяют: психотерапевтические группы (цель — изменение психических состояний и личностных качеств, имеющих отклонение от психической нормы), группы личностного роста (цель — развитие самоактуализации и социально важных качеств), группы организационного развития (цель — формирование прогрессивного организационного климата в конкретном подразделении).
По характеру (содержанию) решаемых задач могут быть группы сенситивности (развития психологической чувствительности), развития уверенности в себе, развития организаторских способностей, группы анонимных алкоголиков и т.п.
В зависимости от теоретической концепции, в русле которой проводится групповая психокоррекционная работа, чаще всего встречаются следующие группы: трансактуального анализа, аутотренинга, тренинга умений, гештальт-группы, группы встреч, нейролингвистического программирования.
Теоретическая концепция и методика проведения психокоррекционной работы в группах, по мнению специалистов по гуманистической психологии, строится на убеждении, что клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и обсуждать их вместе с группой [62, С.15]. Внешне работа роджеровских групп напоминает работу дискуссионного клуба, и неслучайно они получили название групп встреч («энкаунтер-группы»).
Динамика развития роджеровских групп встреч весьма специфична: настороженность (замешательство, закрытость) на начальном этапе; описание ранее пережитых ситуаций; лишь впоследствии — самораскрытие, изложение личностно значимого материала, выражение спонтанных чувств между участниками группы; столкновение; наконец, взаимопомощь, выражение положительных чувств и близости [49, С.41]. Группы встреч начали активно проводиться не только с законопослушными гражданами, но и с правонарушителями как за рубежом, так и в нашей стране.
Одна из форм групповой психокоррекционной работы, ориентированной прежде всего на развитие личности или отдельных ее компонентов (например, коммуникативных качеств, социальных навыков поведения), называется социально-психологическим тренингом (CUT). По мнению Л.А. Петровской, данным термином обозначают «практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы» [45, С.32]. Если при использовании терминов «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» речь может идти и о клинической и психологической направленности воздействия на клиентов, то термин «социально-психологический тренинг» используется только как психологический феномен.
При всем многообразии теоретических
и методических подходов к проведению
социально-психологических
Принципы проведения социально-психологических
тренингов — это ведущие
Принцип персональной ответственности. Каждый участник тренинга должен осознавать, что результаты обучения и личностного роста зависят прежде всего от него самого. Каждый несет ответственность за свое поведение в группе и реальной жизни. Во время тренинга не должно быть выражений: «Мы считаем», «Мы думаем...» и т.п., «Я считаю...», «Я думаю...» — таково выражение персональной ответственности за свою позицию. Руководитель группы (психолог) должен принять на себя ответственность за результаты обучения персонала.
Принцип самораскрытия. Раскрытие своего «я» (внутреннего мира) другим членам группы есть признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть самих себя от других людей, мы тем самым предпринимаем активные усилия для построения ложного внешнего «я». Как подчеркивает К. Рудестам, «возможность открыть свою душу симпатизирующему слушателю, оказывает психотерапевтическое воздействие». Поэтому в ходе СПТ необходимо поощрять участников к раскрытию себя другим и таким образом устанавливать близкие, доверительные отношения. В условиях социально-психологического тренинга группа выполняет те же функции, что и священник, врач-психотерапевт, психолог-консультант, когда к ним обращаются за помощью пациенты.
Принцип «Здесь и сейчас». Исследования показывают, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт (то, что происходит сейчас). Поэтому в ходе социально-психологического тренинга участникам постоянно ставят вопросы: «Что здесь происходит?» (имея в виду складывающиеся взаимоотношения между членами группы), «Что ты чувствуешь в связи с тем, что остановили твой монолог?» и т.п. Принцип «Здесь и сейчас» заставляет анализировать не то, что было раньше, а те события, которые личностно значимы для человека сейчас. Это один из центральных принципов групповой психотерапии, он способствует освобождению от мучающих человека переживаний, развивает психологическую чувствительность, повышает осознание самого себя.