Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа
Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.
Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114
У преступников насильственной направленности до проведения психокоррекции были обнаружены статистически значимые взаимосвязи (p<0,05) между компонентами эмоциональной и мотивационной сфер: между интенсивностью эмоций и длительностью эмоций (r=0,49), интенсивностью эмоций и отрицательным влиянием на эффективность деятельности (r=0,47), длительностью эмоций и уровнем невротизации (r=0,45), уровнем невротизации и агрессией (r=0,47) – этой взаимосвязи не наблюдается у корыстных преступников; мотивацией к успеху и мотивацией к избеганию неудач (r=-0,55), уровнем невротизации и мотивацией на семейные неурядицы (r=-0,49), мотивацией на агрессию и мотивацией на взаимоотношение полов (r=-0,51), мотивацией к пагубным пристрастиям и деньгами (r=-0,82), мотивацией на деньги и карьерой (r=-0,45), мотивацией на карьеру и мотивацией на семейные неурядицы (r=0,76). То есть насильственные преступники считают, что успех в карьере возможен только, когда не мешает семья.
После коррекционной работы
у преступников насильственной направленности
выявить новые корреляционные взаимосвязи:
между эмоциональной
У насильственных преступников до и после психокоррекции зафиксированы устойчивые взаимосвязи между компонентами эмоциональной и мотивационной сфер (p<0,05): интенсивностью эмоций и длительностью эмоций (r1=0,49, r2=0,49), интенсивностью эмоций и отрицательным влиянием эмоций на эффективность деятельности (r1=0,47, r2=0,57), мотивацией к успеху и мотивацией к избеганию неудач (r1=-0,55, r2=-0,45), мотивацией к пагубным пристрастиям и мотивацией на деньги (r1=-0,82, r2=-0,76), мотивацией на карьеру и семейными неурядицами (r1=0,76, r2=0,76).
При анализе корреляционных связей между компонентами эмоциональной и мотивационной сфер преступников разной направленности мы выявили как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Положительные указывают на прямую зависимость показателей. Так, у корыстных преступников при увеличении эмоциональной возбудимости увеличивается отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности (r=0,66).Отрицательные связи указывают на обратную зависимость между показателями. Например, у насильственных преступников при увеличении мотивации к успеху снижается мотивация к избеганию неудач (r=-0,55).
Итак, исходя из полученных
в ходе корреляционного анализа
данных, мы можем констатировать, что
у корыстных преступников на начальном
этапе исследования обнаруживаются
причинно – следственные связи между
эмоциональной возбудимостью, уровнем
невротизации и влиянием эмоций на
деятельность и общение, т.е. у преступников
данной направленности на эффективность
деятельности, общения и поведения
в целом состояние
Также обнаружено, что мотивация
к пагубным пристрастиям уменьшает
степень готовности к риску, а
увеличение уровня невротизации влечёт
за собой снижение мотивации на деньги.
Поэтому у корыстных
После проведения тренинговых занятий обнаружилось, что повышенный уровень невротизации негативно влияет на мотивацию к успеху.
У насильственных преступников до психокоррекции с помощью корреляционного анализа выявились причинно – следственные связи между высоким уровнем невротизации и мотивацией на агрессию. После психокоррекции данная взаимосвязь не наблюдалась. Кроме того, выявленные взаимосвязи между компонентами эмоциональной и мотивационной сфер, характерные только для преступников определённой направленности: у корыстных правонарушителей – взаимосвязь между мотивацией на деньги и человеческой глупостью (r=-0,61), у насильственных – между уровнем невротизации и агрессией (r=0,47), мотивацией на карьеру и мотивацией на семейные неурядицы (r=0,76).
Таким образом, можно констатировать,
что использование предложенной
нами психокоррекционной программы
приводит не только к изменению показателей
эмоциональной и мотивационной
сфер преступников корыстной и насильственной
направленности, но и влечёт глубинную
перестройку структуры
Заключение
Проблема личности преступника – её структура, психологические особенности – имеет давнюю историю и пока далека от окончательного разрешения. Поэтому необходимым является изучение её мотивационной направленности, являющейся крупной составляющей личности человека, и эмоциональной сферы, позволяющей глубже охарактеризовать механизм мотивации преступного поведения.
Теоретической основой нашего исследования эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных и насильственных преступников можно считать работы отечественных учёных в области криминологии и криминальной психологии Ю.М. Антоняна, В.Е. Эминова, В.П. Голубева, Ю.Н. Кудрякова, М.И. Еникеева о различных искажениях в мотивационной сфере правонарушителя, характерных для насильственных и корыстных преступлений; Л.А. Рогочевского о существенном влиянии эмоций на мотивационные процессы; В.Н. Кудрявцева о значении и возрастных изменениях мотивации преступного поведения; А.М. Столяренко о генезе насилия.
Исследуя эмоциональную
и мотивационную сферы
Поэтому центральной проблемой нашего исследования была коррекция эмоциональных особенностей преступной личности и дальнейшее изменение её мотивационной направленности. К сожалению, доступная нам научная литература не располагает полноценными сведениями о методах психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности, но на основании практических разработок Н.М. Гаджиевой, Г.И. Маросанова, Н.А. Куксовой нами предложена программа психокоррекции, предусматривающая поэтапное изменение эмоциональных свойств и мотивационной направленности личности.
Проблема изучения личности преступника связанна с проблемой недостаточной разработки высокообъективных и практичных методик. Следует отметить, что использованные нами психодиагностические методики отличались практичностью, краткостью, простотой в проведении. Мы считаем, что такие тесты открывают широкие перспективы их использования в работе с преступниками.
Анализ результатов, полученных нами в ходе исследования, позволил сделать следующие выводы.
1. Эмоциональная сфера
корыстных преступников
2. Преступники насильственной
направленности отличаются
3. Мотивационная сфера
корыстных преступников
4. Для насильственных
преступников сверхзначимой
5. Специально подобранные
методы коррекции
Таким образом, гипотеза нашей работы о том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности, а для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга, подтвердилась.
Однако, проблема личности преступника,
её эмоциональной и мотивационной
сфер требует дальнейшего изучения,
так как в процессе работы над
теоретической частью данного исследования
мы столкнулись с недостаточным
количеством работ, посвящённых
эмоциональной сфере
Наше исследование ещё
раз подтвердило мнение Ю.М. Антоняна
о том, что эмоциональная сторона
мотивационной сферы сложна и
многообразна, как сложны и многообразны
эмоциональные отношения
Научная достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются:
- разносторонним анализом научной литературы, посвященной групповым методам психологического воздействия;
- наличием этапов работы, логически следующих друг за другом;
- использованием разнообразных психодиагностических методик, которые применялись до и после тренинга;
- применением методов математической статистики для обработки данных.
Практическая значимость данного исследования состоит в выработке принципов и методических рекомендаций по проведению тренинга умений и мотивации достижения в условиях блокировки группового процесса, эмоциональной напряженности, искаженной мотивационной направленности в группах заключенных. Исследование позволяет сделать процесс и результаты тренинга общения в группах заключенных более предсказуемыми и минимизировать отрицательные эффекты, обусловленные спецификой этих групп. Результаты настоящего исследования могут способствовать повышению психологической готовности тренеров к проведению тренинга умений и мотивации достижения в аналогичных условиях.
Разработанный тренинг может быть использован в практике психологической лаборатории в исправительных учреждениях, а также дополнительного образования для организации целенаправленного влияния на изменение эмоционально-мотивационной сферы молодёжи.
Данный тренинг может быть использован психологами в развивающей и коррекционной работе.
Список используемой литературы