Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа
Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.
Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114
2. Ведущий говорит участникам:
«Мысленно очертите вокруг
3. Во время произнесения
формулы необходимо напоминать
участникам, чтобы они запоминали
состояние покоя, тяжести,
4. По необходимости любую
строчку формулы можно
5. В каждый пункт формулы
можно вносить элементы
6. Заканчивать формулу
аутогенной тренировки можно
на счёт. Например, «Сейчас я буду
считать. Один – сейчас вы
начинаете вдыхать прохладную
энергию…, два – ваше дыхание
становится всё глубже и
7. Формулы аутогенного
погружения можно проводить
Тренинги умений, или тренинги развития жизненно важных навыков, позволяют научить адаптивным способам поведения, действиям, которые служат средством удовлетворения важнейших жизненных потребностей [37, С.13].
Основная цель данного вида упражнений – выработать такие формы поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих участников. Усилия в группе направлены на то, чтобы помочь участникам в развитии важных навыков межличностных отношений и управления эмоциями.
В группах обучают умению
планировать карьеру и
В нашей психокоррекционной программе использованы упражнения, основанные на одном из подходов к тренингу умений, а именно на «структурированной обучающей терапии». Он фокусируется на конкретных адаптивных формах поведения. Этот подход был разработан специально для людей, которым не хватает умения жить в обществе, планировать свою жизнь. Для обучения трудных подростков социальным навыкам мы применяли ролевые игры, моделирование реальных ситуаций.
Также в нашу психокоррекционную программу в рамках тренинга умений включены упражнения на развитие уверенности в себе. Главная цель таких упражнений:
1) всесторонний анализ
слабых и сильных сторон
2) создание положительного образа «Я».
Данные упражнения помогают научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность в себе. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Агрессивный человек нарушает права других путём доминирования. Агрессивность представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счёт другого человека. Уверенное же поведения увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.
Уверенный человек знает, что он имеет определённые права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми «на равных» вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убеждён в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.
Из арсенала гештальт–терапии в нашу программу включены упражнения на воображение, которые предназначены для того, чтобы проиллюстрировать процессы проекции и помочь участникам психокоррекционных групп идентифицировать и, возможно, исправлять фрагментарные аспекты личности. Ценность таких упражнений в том, что они позволяют человеку соприкоснуться с теми сторонами его личности, которые никогда не осознавались им полностью.
Одной из основных задач нашей психокоррекционной программы является повышение мотивации к успеху. Для этого мы использовали упражнения тренинга мотивации достижения.
В целом ряде экспериментов было доказано, что высокая мотивация достижения формируется в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой общения со своими детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, были безразличны к ним, либо осуществляли слишком жестокий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неуспеха, и, следовательно, формировать низкий уровень мотивации достижения в целом [46, С.56].
На современном этапе нет каких–либо значимых отличий в использовании конкретных методов развития мотивации достижения в зависимости от уровня развития участников тренинга. Исключение составляют лишь дети дошкольного и младшего школьного возраста, для которых наиболее доступным методом является метод игры. Упражнения, предложенные в нашей программе, ориентированны на людей от 11 лет и выше.
Основная цель тренинга мотивации достижений: повышение уровня мотивации достижения успеха.
Основные задачи.
1. Достижение того, чтобы
у участников по окончании
тренинга появились (развились)
2. Развитие стойкого стремления к достижению самостоятельно поставленной цели.
3. Нивелирование стремления понравиться окружающим людям в своих целях средствах и результатах деятельности.
4. Обучение умению выбирать
средние или чуть выше
Формирование у человека мотивации к успеху предполагает обучение способам создания проективных рассказов с ярко выраженной темой достижения; обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией достижения; изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.
Таким образом, в программу психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности нами были включены тренинговые упражнения, направленные на снижение эмоциональной напряжённости, развивающие умения сдерживать эмоции и на изменение мотивационной направленности личности.
2.4. Анализ результатов
психокоррекции эмоциональной
После психокоррекции эмоциональной
и мотивационных сфер личности преступников
мы провели повторное
Таблица 3
Результаты первичной и повторной психодиагностики мотивационной сферы преступников
Показатели |
Корыстные преступники |
Насильственные преступники | ||||
сентябрь 2009, баллы |
февраль 2010, баллы |
Δ % |
сентябрь 2009, баллы |
февраль 2010, баллы |
Δ % | |
1. Мотивация к успеху |
13,3 |
16,6 |
24,8 |
12,6 |
15,9 |
26 |
2. Мотивация избегания неудач |
10,3 |
14,9 |
44,6 |
10,8 |
15,2 |
40,7 |
3. Готовность к риску |
23,7 |
21 |
-11,4 |
22,8 |
19,8 |
-13 |
4. Агрессия |
7,7 |
6,7 |
-13 |
15,8 |
12,8 |
-19 |
5. Взаимоотношение полов (секс) |
17,2 |
14,8 |
-14 |
19,7 |
16,7 |
-15,3 |
6. Пагубное пристрастие |
13,9 |
12 |
-14 |
12,9 |
11,9 |
-8 |
7. Деньги |
19,5 |
16,4 |
-16 |
10,6 |
9,6 |
-9,5 |
8. Мода |
3,1 |
4 |
29 |
3,5 |
4,5 |
28,6 |
9. Карьера |
11,5 |
12,3 |
6,9 |
7,8 |
8,8 |
12,8 |
10. Семейные неурядицы |
3,6 |
5,7 |
58 |
7,8 |
9,8 |
25,6 |
11. Социальные неурядицы |
7,3 |
9,3 |
27 |
7,2 |
9,1 |
26 |
12. Бездарность в искусстве |
4,9 |
5,7 |
16 |
4 |
5 |
25 |
13. Человеческая глупость |
11,1 |
13,2 |
19 |
10,8 |
11,8 |
9 |
Таблица 4
Результаты первичной и повторной психодиагностики эмоциональной сфер преступников
Показатели |
Корыстные преступники |
Насильственные преступники | ||||
сентябрь 2009, баллы |
февраль 2010, баллы |
Δ % |
сентябрь 2009, баллы |
февраль 2010, баллы |
Δ % | |
1. Эмоциональная стабильность |
17,2 |
19,3 |
12,2 |
15,2 |
18,2 |
19,7 |
2. Эмоциональная возбудимость |
2,9 |
2,05 |
-29,3 |
4,9 |
3,6 |
-22 |
3. Интенсивность эмоций |
5 |
4 |
-20 |
5,6 |
4,4 |
-21,4 |
4. Длительность эмоций |
4,6 |
2,2 |
-52,2 |
3,7 |
3 |
-19 |
5. Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности |
4,6 |
3,75 |
-17,3 |
4 |
3,3 |
-17,5 |
6. Уровень невротизации |
14,5 |
13,2 |
-9 |
24,9 |
18,9 |
-24 |
Исходя из полученных нами данных, мы можем констатировать, что у всех испытуемых произошли изменения по всем тестовым показателям. Наблюдается общий рост (средний суммарный балл) в 23% в эмоциональной сфере и в 20% в мотивационной сфере у корыстных преступников и в 20,6% в эмоциональной сфере и в 19,9% в мотивационной сфере у насильственных преступников (p<0,05). Это свидетельствует об эффективности тренинговых упражнений, включённых в предложенную нами психокоррекционную программу.
У корыстных преступников в эмоциональной сфере на 29,3% снизился показатель по «эмоциональной возбудимости», на 9% - «уровень невротизации». Показатели по «интенсивности эмоций» уменьшились на 20%, а по «длительности эмоций» - на 52,2%. На 12,2% улучшился показатель по «эмоциональной стабильности». А по «отрицательному влиянию эмоций на эффективность деятельности и общения» наблюдается уменьшение на 17,3%. Это, на наш взгляд, является результатом выполнения упражнений на снижение эмоциональной напряжённости и упражнений, развивающих умение сдерживать эмоции, на саморегуляцию.
В мотивационной сфере
преступников корыстной направленности
наблюдается прирост в 24,8% по тесту
«Мотивация к успеху» и 44,4% по тесту
«Мотивация к избеганию неудач»,
который позволяет выявить
Позитивные изменения произошли в доминирующих мотивационных темах корыстных преступников: на 13% снизились показатели по «Агрессии», на 14% - по «Пагубным пристрастиям».
Однако наблюдается прирост в 58% по мотивационной теме «Семейные неурядицы», в 27% - «Социальные неурядицы». Незначительно возросли показатели по теме «Карьера» - 6,9%.
Произошедшие изменения
в мотивационной сфере
Рис.3. Эмоциональное развитие личности корыстного преступника
до и после психокорркции.
Рис.4. Развитие мотивационной сферы личности корыстного преступника до и после психокоррекции.
У преступников насильственной направленности в эмоциональной сфере максимальное изменение наблюдается по тесту «Уровень невротизации» - 24%. На 22% снизился показатель «Эмоциональной возбудимости», на 21,4% - «Интенсивности эмоций», на 19% - «Длительности эмоций» (p<0,05).
На 17,5%уменьшилось «Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения». На 19,7% улучшился показатель по тесту «Эмоциональная стабильность», что связано с эффективностью тренинговых упражнений.
В мотивационной сфере наилучшим является показатель по тесту «Мотивация к избеганию неудач»: он увеличился на 40,7%. Уровень «Мотивации к успеху» повысился на 26%, а степень «Готовности к риску» снизилась на 13%. Этому способствовали, по нашему мнению, упражнения на мотивацию достижения, составляющие третий блок психокоррекционной программы.
У насильственных, как и у корыстных преступников, произошли изменения показателей по доминирующим мотивационным темам: на 19% снизились показатели по теме «Агрессия». Незначительно уменьшились показатели по темам: «Пагубные пристрастия» - 8%, «Деньги» - 9,5%. Наблюдается прирост по мотивационной теме «Карьера» в 12,8%, «Семейные неурядицы» в 25,6%, «Социальные неурядицы» в 26% (p<0,05). Для графического отображения изменений в эмоциональной и мотивационной сферах личности насильственных преступников результаты представлены в виде гистограмм.
Рис.5. Эмоциональное развитие личности насильственного преступника до и после психокоррекции.