Психологическая коррекция эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114

Файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 353.67 Кб (Скачать файл)

2. Ведущий говорит участникам: «Мысленно очертите вокруг себя  линию, выведите за круг свои  проблемы». Можно предложить участникам  материализовать свои проблемы (в  виде предметов, зверей, людей  и т.д.), т.к. их легче увидеть  за кругом.

3. Во время произнесения  формулы необходимо напоминать  участникам, чтобы они запоминали  состояние покоя, тяжести, тепла  и т.д.

4. По необходимости любую  строчку формулы можно повторять  несколько раз.

5. В каждый пункт формулы  можно вносить элементы творчества.

6. Заканчивать формулу  аутогенной тренировки можно  на счёт. Например, «Сейчас я буду  считать. Один – сейчас вы  начинаете вдыхать прохладную  энергию…, два – ваше дыхание  становится всё глубже и энергичнее…,  три – голова становится свежей…,  на счёт пять – открыть глаза  и т.д.»

7. Формулы аутогенного  погружения можно проводить под  музыку, лучше всего связанную  с темой моря.

Тренинги умений, или тренинги развития жизненно важных навыков, позволяют научить адаптивным способам поведения, действиям, которые служат средством удовлетворения важнейших жизненных потребностей [37, С.13].

Основная цель данного  вида упражнений – выработать такие  формы поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих  участников. Усилия в группе направлены на то, чтобы помочь участникам в  развитии важных навыков межличностных  отношений и управления эмоциями.

В группах обучают умению планировать карьеру и принимать  решения, развивают способность  справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения, уверенности в себе.

В нашей психокоррекционной программе использованы упражнения, основанные на одном из подходов к  тренингу умений, а именно на «структурированной обучающей терапии». Он фокусируется на конкретных адаптивных формах поведения. Этот подход был разработан специально для людей, которым не хватает  умения жить в обществе, планировать  свою жизнь. Для обучения трудных  подростков социальным навыкам мы применяли  ролевые игры, моделирование реальных ситуаций.

Также в нашу психокоррекционную программу в рамках тренинга умений включены упражнения на развитие уверенности  в себе. Главная цель таких упражнений:

1) всесторонний анализ  слабых и сильных сторон личности  участника, направленных на формирование  чувства внутренней устойчивости  и доверия к самому себе;

2) создание положительного  образа «Я».

Данные упражнения помогают научиться адекватно оценивать  собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность в себе. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Агрессивный человек нарушает права других путём доминирования. Агрессивность представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счёт другого человека. Уверенное же поведения увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.

Уверенный человек знает, что он имеет определённые права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства  так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с  другими людьми «на равных» вне  зависимости от положения, которое  те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек  убеждён в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет  способами и формами такой  реализации, уважает позиции и  статус других людей.

Из арсенала гештальт–терапии в нашу программу включены упражнения на воображение, которые предназначены для того, чтобы проиллюстрировать процессы проекции и помочь участникам психокоррекционных групп идентифицировать и, возможно, исправлять фрагментарные аспекты личности. Ценность таких упражнений в том, что они позволяют человеку соприкоснуться с теми сторонами его личности, которые никогда не осознавались им полностью.

Одной из основных задач  нашей психокоррекционной программы  является повышение мотивации к  успеху. Для этого мы использовали упражнения тренинга мотивации достижения.

В целом ряде экспериментов  было доказано, что высокая мотивация  достижения формируется в таких  семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям  и одновременно умели оказывать  им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью  и теплотой общения со своими детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, были безразличны к ним, либо осуществляли слишком жестокий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неуспеха, и, следовательно, формировать низкий уровень мотивации достижения в целом [46, С.56].

На современном этапе  нет каких–либо значимых отличий  в использовании конкретных методов  развития мотивации достижения в  зависимости от уровня развития участников тренинга. Исключение составляют лишь дети дошкольного и младшего школьного  возраста, для которых наиболее доступным  методом является метод игры. Упражнения, предложенные в нашей программе, ориентированны на людей от 11 лет  и выше.

Основная цель тренинга мотивации  достижений: повышение уровня мотивации  достижения успеха.

Основные задачи.

1. Достижение того, чтобы  у участников по окончании  тренинга появились (развились)  стойкие желания и умения в  самостоятельной постановке целей  деятельности.

2. Развитие стойкого стремления  к достижению самостоятельно  поставленной цели.

3. Нивелирование стремления  понравиться окружающим людям  в своих целях средствах и  результатах деятельности.

4. Обучение умению выбирать  средние или чуть выше среднего  по сложности выполнения задачи.

Формирование у человека мотивации к успеху предполагает обучение  способам создания проективных  рассказов с ярко выраженной темой  достижения; обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией достижения; изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.

Таким образом, в программу  психокоррекции эмоциональной и  мотивационной сфер личности нами были включены тренинговые упражнения, направленные на снижение эмоциональной напряжённости, развивающие умения сдерживать эмоции и на изменение мотивационной  направленности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Анализ результатов  психокоррекции эмоциональной и  мотивационной  сфер личности  преступников корыстной и насильственной  направленности

После психокоррекции эмоциональной  и мотивационных сфер личности преступников мы провели повторное психодиагностическое исследование, чтобы проследить влияние  тренинговых занятий на мотивационную  направленность и эмоциональные  свойства правонарушителей и сравнить имеющейся уровень с первоначальным. Результаты первичного и повторного тестирования с подсчётом средних  арифметических значений были занесены нами в таблицы 3 и 4.

Таблица 3

Результаты первичной  и повторной  психодиагностики мотивационной сферы  преступников

Показатели

Корыстные преступники

Насильственные преступники

сентябрь 2009, баллы

февраль 2010,

баллы

Δ %

сентябрь 2009, баллы

февраль 2010,

баллы

Δ %

1. Мотивация к успеху

13,3

16,6

24,8

12,6

15,9

26

2. Мотивация избегания неудач

10,3

14,9

44,6

10,8

15,2

40,7

3. Готовность к риску

23,7

21

-11,4

22,8

19,8

-13

4. Агрессия

7,7

6,7

-13

15,8

12,8

-19

5. Взаимоотношение полов (секс)

17,2

14,8

-14

19,7

16,7

-15,3

6. Пагубное пристрастие

13,9

12

-14

12,9

11,9

-8

7. Деньги

19,5

16,4

-16

10,6

9,6

-9,5

8. Мода

3,1

4

29

3,5

4,5

28,6

9. Карьера

11,5

12,3

6,9

7,8

8,8

12,8

10. Семейные неурядицы

3,6

5,7

58

7,8

9,8

25,6

11. Социальные неурядицы

7,3

9,3

27

7,2

9,1

26

12. Бездарность в искусстве

4,9

5,7

16

4

5

25

13. Человеческая глупость

11,1

13,2

19

10,8

11,8

9


 

 

 

Таблица 4

Результаты первичной  и повторной психодиагностики эмоциональной  сфер преступников

Показатели

Корыстные преступники

Насильственные преступники

сентябрь 2009, баллы

февраль 2010,

баллы

Δ %

сентябрь 2009, баллы

февраль 2010,

баллы

Δ %

1. Эмоциональная стабильность

17,2

19,3

12,2

15,2

18,2

19,7

2. Эмоциональная возбудимость

2,9

2,05

-29,3

4,9

3,6

-22

3. Интенсивность эмоций

5

4

-20

5,6

4,4

-21,4

4. Длительность эмоций

4,6

2,2

-52,2

3,7

3

-19

5. Отрицательное влияние эмоций  на эффективность деятельности

4,6

3,75

-17,3

4

3,3

-17,5

6. Уровень невротизации

14,5

13,2

-9

24,9

18,9

-24


 

Исходя из полученных нами данных, мы можем констатировать, что  у всех испытуемых произошли изменения  по всем тестовым показателям. Наблюдается  общий рост (средний суммарный  балл) в 23% в эмоциональной сфере  и в 20% в мотивационной сфере  у корыстных преступников и в 20,6% в эмоциональной сфере и  в 19,9% в мотивационной сфере у  насильственных преступников (p<0,05). Это свидетельствует об эффективности тренинговых упражнений, включённых в предложенную нами психокоррекционную программу.

У корыстных преступников в эмоциональной сфере на 29,3% снизился показатель по «эмоциональной возбудимости», на 9% - «уровень невротизации». Показатели по «интенсивности эмоций» уменьшились  на 20%, а по «длительности эмоций» - на 52,2%. На 12,2% улучшился показатель по «эмоциональной стабильности». А  по «отрицательному влиянию эмоций на эффективность деятельности и  общения» наблюдается уменьшение на 17,3%. Это, на наш взгляд, является результатом  выполнения упражнений на снижение эмоциональной напряжённости и упражнений, развивающих умение сдерживать эмоции, на саморегуляцию.

В мотивационной сфере  преступников корыстной направленности наблюдается прирост в 24,8% по тесту  «Мотивация к успеху» и 44,4% по тесту  «Мотивация к избеганию неудач», который позволяет выявить уровень  мотивации защиты человека. На 11,4% снизилась  степень готовности к риску.

Позитивные изменения  произошли в доминирующих мотивационных  темах корыстных преступников: на 13% снизились показатели по «Агрессии», на 14% - по «Пагубным пристрастиям».

Однако наблюдается прирост  в 58% по мотивационной теме «Семейные  неурядицы», в 27% - «Социальные неурядицы». Незначительно возросли показатели по теме «Карьера» - 6,9%.

Произошедшие изменения  в мотивационной сфере подтверждают результативность нашей программы  психокоррекции. Для наглядного отображения  изменений в эмоциональной и  мотивационной сферах личности корыстных  преступников результаты представлены в виде гистограмм.

 

Рис.3. Эмоциональное  развитие личности корыстного преступника

 до и после  психокорркции.

 

 

Рис.4. Развитие мотивационной  сферы личности корыстного        преступника  до и после психокоррекции.

 

У преступников насильственной направленности в эмоциональной  сфере максимальное изменение наблюдается  по тесту «Уровень невротизации» - 24%. На 22% снизился показатель «Эмоциональной возбудимости», на 21,4% - «Интенсивности эмоций», на 19% - «Длительности эмоций» (p<0,05).

          На 17,5%уменьшилось «Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения». На 19,7% улучшился показатель по тесту «Эмоциональная стабильность», что связано с эффективностью тренинговых упражнений.

В мотивационной сфере  наилучшим является показатель по тесту  «Мотивация к избеганию неудач»: он увеличился на 40,7%. Уровень «Мотивации к успеху» повысился на 26%, а  степень «Готовности к риску» снизилась на 13%. Этому способствовали, по нашему мнению, упражнения на мотивацию  достижения, составляющие третий блок психокоррекционной программы.

У насильственных, как и  у корыстных преступников, произошли  изменения показателей по доминирующим мотивационным темам: на 19% снизились  показатели по теме «Агрессия». Незначительно  уменьшились показатели по темам: «Пагубные  пристрастия» - 8%, «Деньги» - 9,5%. Наблюдается  прирост по мотивационной теме «Карьера»  в 12,8%, «Семейные неурядицы» в 25,6%, «Социальные  неурядицы» в 26% (p<0,05). Для графического отображения изменений в эмоциональной и мотивационной сферах личности насильственных преступников результаты представлены в виде гистограмм.

 

Рис.5. Эмоциональное  развитие личности насильственного преступника до и после психокоррекции.

 

Информация о работе Психологическая коррекция эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности