Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:00, дипломная работа
Цель данной работы – исследование особенностей эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности; и разработка коррекционной программы для данного контингента лиц.
Объект исследования - личность преступников корыстной и насильственной направленности.
Предмет исследования – эмоциональная и мотивационная сферы личности преступников корыстной и насильственной направленности; методы психологической коррекции личности преступника.
Гипотеза данной работы заключается в том, что эмоциональная и мотивационная сферы личности преступника имеют специфические особенности в зависимости от преступной направленности личности; для успешной ресоциализации личности преступников представляется наиболее эффективным метод психологической коррекции в виде психологического тренинга.
Введение……………………………………………………..……………...3
Глава I. Исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника в современной психологии………………………………………...7
Понятие эмоциональной и мотивационной сфер личности и их значение для криминальной психологии…………………………7
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности насильственных преступников……………………...……………35
Особенности эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстных преступников………………………………….……47
Особенности психологической коррекции личности преступника……………………………………………….………..56
Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности корыстной и насильственной направленности…………………………………………………………………..73
Методы и организация исследования………………….…………73
Анализ результатов психодиагностики эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников………….………..78
Программа психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступника……………………….………………85
Анализ результатов психокоррекции эмоциональной и мотивационной сфер личности преступников корыстной и насильственной направленности……………….…………………93
Заключение………………………………………………………………110
Список литературы…………………..…………………………………114
Игровые
мотивы часто наблюдаются в
Изучая (совместно с В.П. Голубевым и Ю.Н. Кудряковым) преступников-"игроков", Антонян М.Ю., Еникеев М.И., Эминов В.Е. выделили среди них два типа личности и соответственно два типа подобной мотивации: игрового активного и игрового демонстративного [8, С.91].
Для первого из них характерно сочетание способности к длительной активности и импульсивности, что рождает постоянное влечение к острым ощущениям и переживаниям. Они активно ищут возбуждающие ситуации и нуждаются во внешней стимуляции. У них это сочетается с пренебрежением социальными нормами, правилами, обычаями, сверхактивностью, импульсивностью в поступках, безответственностью. Это люди, в значительной степени идущие на поводу своих желаний и влечений, у них часто встречается склонность к злоупотреблению алкоголем, беспечной праздности, легкой жизни. Они чрезвычайно общительны, легко устанавливают контакты и всей душой отдаются игре. Пускаясь на отчаянные авантюры, не испытывают страха перед возможным разоблачением и не думают о последствиях, часто совершая такие действия без видимой необходимости. Они рискуют, "играя" не только с законом, но и с соучастниками, невзирая на угрозы расправы со стороны последних, поскольку основным в их мотивации является удовлетворение потребности в острых ощущениях.
Лица
второго типа обладают хорошо развитым
механизмом вытеснения эмоций и поэтому
сравнительно легко игнорируют трудности
и неудачи, с которыми встречаются.
Главное для них - произвести сильное
впечатление на окружающих. За счет
своей артистичности и
Таковы в общих чертах игровые мотивы преступного поведения, позволяющие многое понять в его природе.
Среди различных личностных форм, оказывающих существенное влияние на мотивационные процессы и проявляющиеся в них, следует выделить прежде всего эмоции и чувства, интересы, потребности и волю. Это обусловлено тем, что указанные психические образования не только проявляются в своей определенной части через мотивы поведения, но и являются их внутренними источниками. Потому знание эмоций, чувств, интересов и потребностей, воли личности преступника позволяет глубже охарактеризовать механизм мотивации преступной деятельности.
И какой бы специфической
характеристикой ни обладали те или
иные эмоциональные элементы мотивационной
сферы преступления, социальная сущность
их одинакова: они являются внутренними
источниками опасной для
В
длинном пути эволюции человека эмоции
всегда играли роль средства для обеспечения
наиболее успешного и быстрого удовлетворения
потребностей. Эмоции отражают те отношения,
которые складываются у личности
с отдельными объектами отражения,
с другими людьми. Роль эмоциональных
явлений в жизни человека велика,
они напрямую связаны с удовлетворением
или неудовлетворением его
Эмоции - это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений восприятия, памяти, мышления, для которых работающими "единицами" психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в виде переживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведения других людей [47, С.64].
Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Например, боязнь или страх как чувство, т.е. устойчивое отношение к определенным объектам, жизненным ситуациям, может переживаться в отличающихся друг от друга эмоциональных процессах: иногда человек бежит от страшного, а иногда цепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха и отчаяния броситься навстречу опасности.
Повторяясь, возникая все чаще и чаще, эмоции превращаются в чувства - устойчивые эмоциональные переживания.
К психическим состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение преступников, следует, прежде всего, отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности - фрустрации, аффекта и т.п. [48, С.31].
Каждое эмоциональное состояние имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений.
Настроение - равнодействующая многих эмоций, отличается длительностью, устойчивостью, образует как бы эмоциональный фон для прочих психических явлений (мотивационных, познавательных, волевых) [47, С.41].
Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.
Обычно настроение характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает его. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает свой отпечаток и на умственную деятельность (на ход мыслей, легкость соображения), и на особенности движений и действий человека, влияя даже на продуктивность выполняемой работы.
На настроение влияют различные причины, например, удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как складываются отношения на работе, в семье, в школе, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека.
К распространенным эмоциональным состояниям также относятся интерес, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд. Приведенный перечень основных эмоциональных состояний (общее число эмоций, название которых фиксируют словари, огромно) не подчинен какой-либо классификационной схеме. Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе.
Фрустрация в буквальном переводе обман, расстройство, крушение планов. Это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи. Она возникает, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижению цели, или прерывает его. Это «стресс рухнувшей надежды» по Г. Селье.
Фрустрация может воздействовать на человека конструктивно или деструктивно.
Деструктивное воздействие фрустрации проявляется в нарушении деятельности, в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией. В подобного рода конфликтных ситуациях типичными реакциями на действия фрустратора являются:
а) агрессия, в том числе в виде замещающих действий, нередко направленных на совершенно посторонние объекты;
б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий [48, С.50].
Состояние
фрустрации не освобождает виновных
от ответственности за преступления.
Воспитанный человек сумеет подавить
свою агрессию. Однако знание психологических
предпосылок возникновения
Состояние тревоги - это особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознанной, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека, до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в кризисной ситуации [23, С.48].
Тревога
нередко рассматривается в
Человек, переживающий тревогу, ощущает свою беспомощность, неопределенность собственного положения, неуверенность, беззащитность, что действует на его активность, а порой парализует ее вовсе. Поэтому сильная тревога, являясь неопределенной, является самым мучительным состоянием эмоциональной напряженности.
Весьма
близкой по характеру своего происхождения
к состоянию тревожности
Переживания
страха варьируют от предчувствия опасности,
боязни, до ощущения испуга, ужаса. Наиболее
общими причинами появления страха
считаются ощущение субъектом непреодолимой
опасности для себя и значимых
для него людей, ощущение приближающейся
неудачи, ощущение физической боли и
прогнозируемые в связи с этим
негативные последствия для жизни,
здоровья, чувство собственной
Эмоции страха, нравственные страдания, переживаемые субъектом в той или иной криминальной ситуации, могут быть составным элементом мотивационной сферы личности, рассматриваться в качестве психологического мотива, побудительной силы, толкнувшей его на совершение преступления (убийства, причинения телесных повреждений и т.п.).
Аффект - переживания, протекающие кратковременно, бурно, внешне выраженные в определенных моторных актах и имеющие определенные внешние причины и поводы для возникновения. При аффекте наблюдается явление "сужения сознания" у человека, то есть резкого снижения уровня самоконтроля и волевой регуляции. Состояние сильного душевного волнения или аффекта учитываются в уголовном законе (см.ст.ст.107,113 УК РФ) при квалификации преступлений и назначении наказания.
Аффектами
называются эмоциональные процессы,
быстро овладевающие человеком и
бурно протекающие. Они характеризуются
значительными изменениями
В
начале аффективного состояния человек
не может не думать о предмете своего
чувства и о том, что связано
с ним, невольно отвлекаясь от всего
постороннего, даже практически важного.
Выразительные движения становятся
все более и более
На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безотчетные и безрассудные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон. Торможение охватывает кору и гасит сложившиеся системы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость [25, С.120].
Особую форму переживания чувств представляют стрессовые состояния (от англ. слова stress - давление, напряжение), или эмоциональный стресс.
Сресс (стрессовое состояние) - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора (неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т.п.). Отрицательные переживания, с которым связан стресс, вызывают у человека напряженность, депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметь управлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания [58, С.64].