Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14

Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29

Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60

Заключение…………………………………………………………………….

Библиография……………………………………………………...……..

Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …

Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….

Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..

Файлы: 1 файл

Крылов222.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БАСНИ Л.С. ВЫГОТСКОГО

И ИЗУЧЕНИЕ БАСНИ В  СРЕДНЕЙ И В КОРРЕКЦИОННОЙ  ШКОЛЕ 

(ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)»

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………….    3

 

Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее

методический  потенциал.

1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5

1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14

 

Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.

2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21

2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23

2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.

Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29

 

Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова

в средней и в коррекционной  школе.

3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33

3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34

3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36

3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы

(сравнительный анализ учебников)  …………...………………………………….... 44

3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»

(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56

3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.

Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора

дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60

 

Заключение…………………………………………………………………….

 

Библиография……………………………………………………...……..

 

Приложение  № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням

И.А. Крылова для 3 класса начальной школы …………………………  … 

 

Приложение  № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням

И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….

 

Приложение  № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий

по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая работа является продолжением ряда  дипломных проектов, выполненных на кафедре русского языка, литературы и спецметодик в предшествующие годы и связанных с изучением басни в средней и в коррекционной школе. Своеобразие нашей дипломной работы заключается в том, что в ней проанализирована психологическая теория басни, содержащаяся в книге Л.С. Выготского в главе «Анализ эстетической рекации» и дан к ней критический комментарий; прослежены некоторые тенденции использования инновационных технологий на уроках литературы (чтения); рассмотрена возможность использования мультимедийных презентаций и тестов как формы обучения и контроля не только в начальной и средней, но и в коррекционной школе (при соответствующей их адаптации);  проанализирована методика изучения басен в начальной и в коррекционной школе.

Методы, использованные в работе: сравнительно-сопоставительный, аналитический.

Цели  и задачи дипломной работы:

- проанализировать психологическую  теорию басни Л.С. Выготского  и ее методический потенциал, дать критический комментарий;

- проанализировать раздел «Изучение  басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.);

- проследить некоторые тенденции использования инновационных технологий в литературном образовании (использование тестов, презентаций, межпредметных связей) и предложить свой вариант мультимедийной презентации урока по басням И.А. Крылова, а также предложить свой вариант тестов для начальной, для коррекционной школы и дать рекомендации по их составлению;

- проанализировать разделы «Изучение  басен И.А. Крылова» в учебниках  для начальной и для коррекционной  школы и предложить свой вариант  урока.

Цели и задачи работы определяют её структуру: дипломное сочинение состоит из Введения, главы 1-ой «Психологическая теория басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал», главы 2-ой «Инновационные аспекты литературного образования», главы 3-ей «Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова», включающей  презентацию урока по изучению басен И.А. Крылова в школе, Библиографии и Приложений, включающих тесты для начальной и тесты для коррекционной школы по басням Крылова, а также рекомендации к составлению тестов для коррекционной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БАСНИ Л.С. ВЫГОТСКОГО

И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

1.1. Разработка  Л.С. Выготским теории басни

 

Теория басни Л.С. Выготского содержится в его книге «Психология искусства» в разделе «Анализ эстетической реакции» в главах V «Анализ басни» и VI «Тонкий яд». Синтез». Включившись в давний спор о природе басни, о ее генезисе и жанровых особенностях, Выготский критически осмыслил взгляды предшественников на басню, в особенности – Лессинга и Потебни, не усматривавших в басне поэтических достоинств, и предложил оригинальную трактовку басенных текстов И.А. Крылова на основе собственной теории жанра басни. Эта теория может быть названа психологической – по той главной идее, которую Выготский последовательно проводит в своем труде. Но Выготский умел видеть исследуемое явление в его внутренних противоречиях и, естественно, содержание его теории не ограничивается узкими рамками психологии, поскольку речь идет о художественном произведении – второй реальности, не менее универсальной, чем первая.

Прежде всего, ученый точно определяет предмет своего исследования – басню поэтическую в отличие от басни прозаической и утверждает: «исторические пути развития басни раскололись надвое» [Выготский 1986: 142]. Басня поэтическая создана по законам поэзии, прозаическая – по законам логики, риторики. Басня прозаическая ученого не интересует, поскольку она одномерна, прямолинейно назидательна и эмоционально обесцвечена, лишена психологической напряженности; прозаическая басня близка притче с ее назидательностью, всеобщностью, обезличенностью. Л.С. Выготский не был первопроходцем в разделении басни на два русла (в числе предшественников Выготский называет В.А. Жуковского), но он сделал из этого разделения последовательные и далеко идущие выводы. Л.С. Выготский рассматривает басню в рамках не психологии логического мышления, а психологии искусства, и предметом его анализа являются поэтические достоинства басни как явления поэзии; он утверждает, что выступает против традиционного изучения басни только ради морали, дидактики, объединяющих содержание (речь идет о баснях Крылова) [см.: Выготский 1986: 121-122].

Прочтение жанра басни (текстов Лафонтена и Крылова) по коду поэтического текста открывало перед Выготским широкие исследовательские перспективы: здесь вступал в свои права психолог и литературовед  (Выготский начинал как учитель литературы), оперирующий психологическими и одновременно литературоведческими категориями и терминами (характер, психологическая напряженность и двойственность ситуации, аффективное противоречие, конфликт, его развитие, кульминация и разрешение – «катастрофа», по Выготскому, стилистические приемы и др.). Использование подобного инструментария позволяло охватить богатое образное содержание басен И.А. Крылова.

Причисляя басню к  поэзии (к художественной литературе), Л.С. Выготский должен был решить вопрос о ее жанровой специфике и соотнести с лирикой, эпосом и драмой. Ученый ставит задачу разгадать загадку Крылова, о которой говорили биографы великого баснописца, и ответ находит в универсальности таланта Крылова: одновременно и лирика, и эпического писателя, и драматурга. Возможно, предполагает Выготский, что в этом факте отразилось биографическое начало: прославленный создатель басен начинал как драматург и прозаик. Крылова всегда отталкивала басня аллегорически-назидательная с ее тесным горизонтом идей, однозначностью и он, создавая басни, обратился к «обширному полю драматической поэзии, которая была его страстью и которая составляет истинную сущность басни поэтической» [Выготский 1986: 178].

Выготский не только отклоняет  упрек Басням Крылова в притчевой  однозначности, но и высказывается против трактовки басен как преимущественно сатирических миниатюр. Дело в том, что сатира, как бы ярка и убедительна она ни была, всегда одностороння, тенденциозна, выпячивает одну сторону в ущерб другим и как следствие, обречена на скорое забвение, когда уйдет ее злободневность.

На многообразие поэтической  басни обращали внимание и до Выготского (автор ссылается на Энциклопедический словарь  [Выготский 1986: 182]), но ученный развернул эту идею и обосновал ее в своем исследовании. Он утверждает: в басне, «как в элементарном виде поэзии, есть зерно и лирики, и эпоса, и драмы. …Было бы величайшей ошибкой думать, что басня есть непременно насмешка, или сатира, или шутка. Она бесконечно разнообразна по своим психологическим жанрам, и в ней действительно заложено зерно всех видов поэзии. Наряду с такими баснями, как «Кошка и Соловей» или «Рыбья пляска», которые можно назвать самой жестокой общественной и даже политической сатирой, мы видели у Крылова и психологическое зерно трагизма в «Волке на псарне», и психологическое зерно героического эпоса в «Море зверей», и зерно лиризма в «Стрекозе и Муравье» [Выготский 1986: 182].

Во всех своих литературно-психологических  исследованиях Л.С. Выготский упорно отстаивал идею единства формы и содержания, точнее – идею преодоления формой содержания как главного свойства литературного произведения. Как ученый он посчитал нужным уточнить используемые им рабочие термины – «форма» и «содержание», «фабула» и «сюжет»: «Под материалом … следует понимать все то, что поэт взял как готовое – житейские отношения, истории, случаи, бытовую обстановку, характеры, все то, что существовало до рассказа и может существовать вне и независимо от этого рассказа, если это толково и связно пересказать своими словами. Расположение этого материала по законам художественного построения следует называть в точном смысле этого слова формой этого произведения… Под этими словами (формой) никак не следует понимать только внешнюю, звуковую, зрительную или какую-нибудь иную чувственную форму, открывающуюся нашему восприятию. В этом понимании форма меньше всего напоминает внешнюю оболочку, как бы кожуру, в которую облечен плод. Форма, напротив, раскрывается при этом как активное начало переработки и преодоления материала в его самых косных и элементарных свойствах» [Выготский 1986: 187].

Фабула и сюжет Л.С.Выготским трактуются в духе формалистов: «обозначающих фабулой, в согласии с литературной традицией, именно лежащий в основе произведения материал. Соотношение материала и формы в рассказе есть, конечно, соотношение фабулы и сюжета. Если мы хотим узнать, в каком направлении протекало творчество поэта, выразившееся в создании рассказа, мы должны исследовать, какими приемами и с какими заданиями данная в рассказе фабула переработана поэтом и оформлена в данный поэтический сюжет» [Выготский 1986: 188].

В соответствии с особенностями  жанра басни И.А.Крылова как  поэтического произведения решает Л.С.Выготский и проблему басенной аллегории и выбора в качестве персонажей зверей, животных. По традиции, аллегория считалась неотъемлемым атрибутом и свойством басни. Однако в случае с Крыловым, утверждает Выготский, «теория аллегории и здесь терпит неудачу», «аллегоричность и поэтичность сюжета оказываются в прямо противоположном отношении» [Выготский 1986: 127-128], так как аллегория пресна, однозначна, слишком логична.

В свое время Лессинг  отвел предположение, что животные используются в басне для удивления, поскольку говорящие животные в искусстве никого не удивляют. По Лессингу, животные необходимы в басне потому, что они обладают большей определенностью характера, чем люди, а также потому, что они вызывают меньше сочувствия, чем люди в этой же ситуации, и помогают лучше уяснить идею, без лишней аффектации. Если бы на место лисы в басне поставили человека, то для характеристики его как действующего лица понадобились бы дополнительные усилия.

Однако Л.С.Выготский  оба эти аргумента Лессинга отводит от поэтической басни как несостоятельные и приводит три своих аргумента, более обоснованные:

- он утверждает, что  животные выбираются не для  эмоционального отстранения читателя от логической сути басни, а напротив, для подчеркивания аффективного момента: этот прием дает «возможность изолировать и сконцентрировать один какой-нибудь аффективный момент в таком условном герое» (точно так же, как такую возможность предоставляет лермонтовский «Парус» или «Утес») [Выготский 1986: 127-134];

-еще одна причина заключается в том, что говорящие и действующие животные в басне побуждают читателя принять законы искусства с его условностью: животные «представляют собой наиболее удобные условные фигуры, которые создают сразу же совершенно нужную и необходимую для эстетического впечатления изоляцию от действительности» [Выготский 1986: 134]. В противном случае, особенно начинающему читателю, пришлось бы потратить дополнительные усилия на то, чтобы разобраться, с чем он имеет дело: с реальной историей, жизненным случаем, или с вымыслом, условностью произведения;

Информация о работе Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)