Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа
Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14
Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29
Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………………………………...……..
Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …
Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….
Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БАСНИ Л.С. ВЫГОТСКОГО
И ИЗУЧЕНИЕ БАСНИ В СРЕДНЕЙ И В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
(ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14
Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29
Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней
«Ворона и лисица» (методическа
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …
Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….
Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа является продолжением ряда дипломных проектов, выполненных на кафедре русского языка, литературы и спецметодик в предшествующие годы и связанных с изучением басни в средней и в коррекционной школе. Своеобразие нашей дипломной работы заключается в том, что в ней проанализирована психологическая теория басни, содержащаяся в книге Л.С. Выготского в главе «Анализ эстетической рекации» и дан к ней критический комментарий; прослежены некоторые тенденции использования инновационных технологий на уроках литературы (чтения); рассмотрена возможность использования мультимедийных презентаций и тестов как формы обучения и контроля не только в начальной и средней, но и в коррекционной школе (при соответствующей их адаптации); проанализирована методика изучения басен в начальной и в коррекционной школе.
Методы, использованные в работе: сравнительно-сопоставительный, аналитический.
Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать
- проанализировать раздел «
- проследить некоторые тенденции использования инновационных технологий в литературном образовании (использование тестов, презентаций, межпредметных связей) и предложить свой вариант мультимедийной презентации урока по басням И.А. Крылова, а также предложить свой вариант тестов для начальной, для коррекционной школы и дать рекомендации по их составлению;
- проанализировать разделы «
Цели и задачи работы определяют её структуру: дипломное сочинение состоит из Введения, главы 1-ой «Психологическая теория басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал», главы 2-ой «Инновационные аспекты литературного образования», главы 3-ей «Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова», включающей презентацию урока по изучению басен И.А. Крылова в школе, Библиографии и Приложений, включающих тесты для начальной и тесты для коррекционной школы по басням Крылова, а также рекомендации к составлению тестов для коррекционной школы.
ГЛАВА I
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БАСНИ Л.С. ВЫГОТСКОГО
И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни
Теория басни Л.С. Выготского содержится
в его книге «Психология искусс
Прежде всего, ученый точно определяет предмет своего исследования – басню поэтическую в отличие от басни прозаической и утверждает: «исторические пути развития басни раскололись надвое» [Выготский 1986: 142]. Басня поэтическая создана по законам поэзии, прозаическая – по законам логики, риторики. Басня прозаическая ученого не интересует, поскольку она одномерна, прямолинейно назидательна и эмоционально обесцвечена, лишена психологической напряженности; прозаическая басня близка притче с ее назидательностью, всеобщностью, обезличенностью. Л.С. Выготский не был первопроходцем в разделении басни на два русла (в числе предшественников Выготский называет В.А. Жуковского), но он сделал из этого разделения последовательные и далеко идущие выводы. Л.С. Выготский рассматривает басню в рамках не психологии логического мышления, а психологии искусства, и предметом его анализа являются поэтические достоинства басни как явления поэзии; он утверждает, что выступает против традиционного изучения басни только ради морали, дидактики, объединяющих содержание (речь идет о баснях Крылова) [см.: Выготский 1986: 121-122].
Прочтение жанра басни (текстов Лафонтена и Крылова) по коду поэтического текста открывало перед Выготским широкие исследовательские перспективы: здесь вступал в свои права психолог и литературовед (Выготский начинал как учитель литературы), оперирующий психологическими и одновременно литературоведческими категориями и терминами (характер, психологическая напряженность и двойственность ситуации, аффективное противоречие, конфликт, его развитие, кульминация и разрешение – «катастрофа», по Выготскому, стилистические приемы и др.). Использование подобного инструментария позволяло охватить богатое образное содержание басен И.А. Крылова.
Причисляя басню к поэзии (к художественной литературе), Л.С. Выготский должен был решить вопрос о ее жанровой специфике и соотнести с лирикой, эпосом и драмой. Ученый ставит задачу разгадать загадку Крылова, о которой говорили биографы великого баснописца, и ответ находит в универсальности таланта Крылова: одновременно и лирика, и эпического писателя, и драматурга. Возможно, предполагает Выготский, что в этом факте отразилось биографическое начало: прославленный создатель басен начинал как драматург и прозаик. Крылова всегда отталкивала басня аллегорически-назидательная с ее тесным горизонтом идей, однозначностью и он, создавая басни, обратился к «обширному полю драматической поэзии, которая была его страстью и которая составляет истинную сущность басни поэтической» [Выготский 1986: 178].
Выготский не только отклоняет упрек Басням Крылова в притчевой однозначности, но и высказывается против трактовки басен как преимущественно сатирических миниатюр. Дело в том, что сатира, как бы ярка и убедительна она ни была, всегда одностороння, тенденциозна, выпячивает одну сторону в ущерб другим и как следствие, обречена на скорое забвение, когда уйдет ее злободневность.
На многообразие поэтической басни обращали внимание и до Выготского (автор ссылается на Энциклопедический словарь [Выготский 1986: 182]), но ученный развернул эту идею и обосновал ее в своем исследовании. Он утверждает: в басне, «как в элементарном виде поэзии, есть зерно и лирики, и эпоса, и драмы. …Было бы величайшей ошибкой думать, что басня есть непременно насмешка, или сатира, или шутка. Она бесконечно разнообразна по своим психологическим жанрам, и в ней действительно заложено зерно всех видов поэзии. Наряду с такими баснями, как «Кошка и Соловей» или «Рыбья пляска», которые можно назвать самой жестокой общественной и даже политической сатирой, мы видели у Крылова и психологическое зерно трагизма в «Волке на псарне», и психологическое зерно героического эпоса в «Море зверей», и зерно лиризма в «Стрекозе и Муравье» [Выготский 1986: 182].
Во всех своих литературно-
Фабула и сюжет Л.С.Выготским трактуются в духе формалистов: «обозначающих фабулой, в согласии с литературной традицией, именно лежащий в основе произведения материал. Соотношение материала и формы в рассказе есть, конечно, соотношение фабулы и сюжета. Если мы хотим узнать, в каком направлении протекало творчество поэта, выразившееся в создании рассказа, мы должны исследовать, какими приемами и с какими заданиями данная в рассказе фабула переработана поэтом и оформлена в данный поэтический сюжет» [Выготский 1986: 188].
В соответствии с особенностями жанра басни И.А.Крылова как поэтического произведения решает Л.С.Выготский и проблему басенной аллегории и выбора в качестве персонажей зверей, животных. По традиции, аллегория считалась неотъемлемым атрибутом и свойством басни. Однако в случае с Крыловым, утверждает Выготский, «теория аллегории и здесь терпит неудачу», «аллегоричность и поэтичность сюжета оказываются в прямо противоположном отношении» [Выготский 1986: 127-128], так как аллегория пресна, однозначна, слишком логична.
В свое время Лессинг отвел предположение, что животные используются в басне для удивления, поскольку говорящие животные в искусстве никого не удивляют. По Лессингу, животные необходимы в басне потому, что они обладают большей определенностью характера, чем люди, а также потому, что они вызывают меньше сочувствия, чем люди в этой же ситуации, и помогают лучше уяснить идею, без лишней аффектации. Если бы на место лисы в басне поставили человека, то для характеристики его как действующего лица понадобились бы дополнительные усилия.
Однако Л.С.Выготский оба эти аргумента Лессинга отводит от поэтической басни как несостоятельные и приводит три своих аргумента, более обоснованные:
- он утверждает, что животные выбираются не для эмоционального отстранения читателя от логической сути басни, а напротив, для подчеркивания аффективного момента: этот прием дает «возможность изолировать и сконцентрировать один какой-нибудь аффективный момент в таком условном герое» (точно так же, как такую возможность предоставляет лермонтовский «Парус» или «Утес») [Выготский 1986: 127-134];
-еще одна причина заключается в том, что говорящие и действующие животные в басне побуждают читателя принять законы искусства с его условностью: животные «представляют собой наиболее удобные условные фигуры, которые создают сразу же совершенно нужную и необходимую для эстетического впечатления изоляцию от действительности» [Выготский 1986: 134]. В противном случае, особенно начинающему читателю, пришлось бы потратить дополнительные усилия на то, чтобы разобраться, с чем он имеет дело: с реальной историей, жизненным случаем, или с вымыслом, условностью произведения;