Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14

Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29

Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60

Заключение…………………………………………………………………….

Библиография……………………………………………………...……..

Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …

Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….

Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..

Файлы: 1 файл

Крылов222.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Если М.М. Щербатов находился  у самих истоков, то И.А. Крылов и  Л.С. Выготский - у вершин, первый - художественной практики басни, второй - теории и, как следствие, методики басни. После Крылова и Выготского басня изучается и читается в школе не как явление риторики, а как явление словесности, художественно и психологически очень емкое.

Какие ориентиры ставит в области методики изчуения басни  современная вузовская наука - авторы учебников по методике чтения для  средней, начальной и коррекционной  школы?

Учебник для студентов-филологов  «Методика преподавания литературы»  под ред. О.Ю. Богдановой (М., 2000) не содержит раздела «Изучение басни». Предполагается, что для средних и старших классов басня - это пройденный этап, поскольку басня читается в начальной школе.

Изучению  басни в начальной школе посвящен соответствующий раздел учебного пособия для начальной школы (см.: Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - 2-е изд., испр. - М., 2000. Далее цитаты приводятся по этому изданию).

В учебном пособии  дается определение басни: «Басня - небольшое произведение повествовательного рода в стихах (реже в прозе) с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием» и уточняется, что в  хрестоматии для начальной школы входят в основном  басни  нравоучительного характера И.А.Крылова. В этом учебном пособии можно выделить 3 содержательных момента:

1. При  подготовке  к  восприятию текста басни  в учебном пособии рекомендуется  вспомнить   и   обсудить  с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни. Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения. Например,   перед   чтением   басни   И.А. Крылова   «Кукушка и Петух» следует спросить:  Как поет кукушка? (Ку-ку, ку-ку) Как можно назвать такое пение? (Однообразное, монотонное). А как поет петух? (Ку-ка-ре-ку).  Что можно сказать о его пении? (Громкое, крикливое.)   А кто-нибудь слышал пение соловья? (Соловей выводит разнообразные рулады, пощелкивает и посвистывает, его пение приятно слушать).  Про чье пение можно сказать - красивое, приятное? (Про соловьиное пение). После такой беседы детям легче будет уяснить нравоучительный смысл басни:

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что  хвалит он Кукушку.

2. В учебном пособии  рекомендуется также, в отличие  от сказки, раскрывать и обсуждать с детьми иносказательный смысл басни, иначе ее эстетическое содержание и жизненная мудрость не предстанут перед детьми в полном объеме.

3. И третье, на чем останавливаются авторы учебного пособия - проблема раскрытия аллегории, т.е. когда раскрывать аллегорию - до анализа конкретного содержания или после него?  Авторы учебного пособия рекомендую выбрать тот или иной вариантв зависимости от сформированности навыка чтения и уровня обученности детей:

-  одни методисты считают, что ребенок должен сначала уяснить конкретное содержание басни, эмоционально пережить его и только затем осмыслить мораль. Методисты основываются на том, что в басне имеет место высокая степень обобщения и ребенок, который учится читать и тратит усилия на раскодирование и осмысление отдельных слов и фраз, не в состоянии сразу воспринять текст на таком уровне обобщения;

- другие (в частности Л.В.Занков и его последователи) считают, что начинать анализ басни надо с ее морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка. Только при этом условии, по мнению ученых, возможно раскрыть перед детьми всю неповторимость языка и художественного мира басни.

Рекомендуется также  на этапах перечитывания и творческой деятельности  учащихся использовать графическое иллюстрирование, чтение по ролям, драматизацию.

В учебнике для коррекционной школы Аксеновой А. «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе» (Учеб. для студ. дефектологич. фак-тов педвузов. – М., 1999. Далее цитаты приводятся по этому изданию) методике изучения басни уделено более пристальное внимание, - за счет адаптации методики для нужд коррекционной школы.

Более подробным и  точным выглядит определени басни в  этом учебнике: «Басня — это короткий аллегорический рассказ с нравоучением, чаще в стихотворной форме. В ней раскрывается один эпизод из жизни людей или животных с оценкой, которая дается либо от имени действующего лица басни, либо от имени самого автора. За внешним ходом действия подразумевается иной смысл — осуждение тех или иных недостатков людей».

Отмечается воспитательный потенциал басни и ее возхможности в развитии речи детей: «Басня обладает значительным воспитательным потенциалом, так как в ней отрицательные  качества характера, неблаговидность  некоторых поступков человека раскрывается в ярких художественных образах, а не в речевых сентенциях на тему морали. Выразительность языка басни, краткость ее содержания, легкость для заучивания создают благоприятные условия и для развития речи детей».

Вопрос о времени начала чтения басен с детьми решается следующим образом: «В специальной (коррекционной) школе изучение басен начинают только с 4-го класса.  Аллегоричность басен создает значительные трудности для понимания их смысла умственно отсталыми детьми».

И, наконец, отмечается, что специфика басни диктует своеобразие методов работы с басней, и в учебном пособии называются следующие приемы:

1. Для выявления основных  линий поведения персонажей басни  надо вначале актуализировать знания детей о героях басни. Так, перед изучением басни «Стрекоза и Муравей» (4-й класс) надо спросить школьников, кто видел стрекозу, чем она занята летом; в процессе беседы подвести детей к употреблению таких слов и словосочетаний, как порхает, садится на листок, ловит и ест мошек, комаров, отдыхает в траве-мураве (объяснить значения этих слов). Устанавливается мнение о стрекозе: веселая, резвая. Такая же беседа проводится и по поводу муравья. Обоих насекомых дети рассматривают либо на картинках, либо в коллекции.

2. Учитывая сложность языка басни и не всегда понятный для детей смысл (даже на уровне информации), можно проводить чтение басни по частям с одновременным разбором каждой. Особенно значим этот подход в работе с учащимися младших классов. Поскольку произведение читается по частям, книги у школьников могут быть открыты. После такого разбора учитель прочитывает басню в целом, демонстрируя образец выразительного чтения.

В 6—9-м классах басню  можно прочитать сразу, но при  закрытых книгах, так как школьники должны сконцентрировать внимание на лице учителя и постараться эмоционально правильно воспринять информационный план басни.

3.  Несмотря на нравоучительный характер басни, анализу подлежит прежде всего ее конкретное содержание. Это положение действует и в том случае, если басня начинается с морали. Последовательность и дробность вопросов при анализе поступков персонажей помогут подвести детей к пониманию основной идеи басни, а через нее и к восприятию морали.

Например, в ходе работы над басней «Зеркало и Обезьяна» (6-й класс) вопросы ученикам можно задать в такой последовательности:

- Кого Мартышка  увидела в зеркале? Поняла ли  она, что это ее собственный образ, что это она сама?

- Можно ли  сказать, что Обезьяна умная?  Почему?

- Как Мартышка  характеризует тот образ, который она увидела в Зеркале? (Рожа, ужимки, прыжки, кривляка; слово ужимки поясняется.) Кому на самом деле она дает такую характеристику?

- Докажите, что  Обезьяна была к тому же  еще и сплетница. («А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть».)

- Прочитайте  строчки басни, в которых Обезьяна  говорит о своем превосходстве над другими. («Я удавилась бы с тоски...»)

- Какой же  изобразил Крылов Мартышку?

- Что вы  можете сказать о Медведе? Какой  он? Какой совет он дал Обезьяне? Что означает сочетание слов попусту пропал!

- Приняла ли  Обезьяна совет Мишки? Почему?

- За что автор осуждает Мартышку?

- В каких  же словах заключена главная  мысль басни? Прочитайте их. («Чем кумушек считать трудиться...»).

После детального разбора  можно обратиться к морали басни: чему учит басня? Что хотел сказать нам И.А. Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)

Аллегория, которая  лежит в основе басни, как понятие  не раскрывается в коррекционной школе. Но для более глубокого понимания идеи и морали басни уже в 4-м классе объясняется ее подтекст: действия животных на самом деле выражают суть поступков людей. Для конкретизации данного тезиса в процессе разбора басни учитель или сами школьники подбирают аналогичный случай из сегодняшней жизни.

4. Пересказывать  басню не следует, так как  ее язык неповторим, использовать его при пересказе учащиеся не смогут: исчезнут сатирические краски в описании событий. Рекомендуется после анализа басни читать текст по ролям, учить наизусть, драматизировать».

Таким образом, вузовские  учебнике по методике чтения в разделе, посвященном изучению и чтению басни, опираются в том числе и на те выводы, к которым пришел Выготский: басня изучается, даже в коррекционной школе, не только ради морали, но и ради ее художественных качеств, предлагается, например, басню «пережить», «эиоционально прочувствовать» детям, а не только полнять мораль. Вместе с тем, разделы о методике изучения басни в вузовских учебниках представлены в недостаточно полном объеме: они задают общее напарвление работы учителю, побуждают его обратиться к соответствующей, более конкретизировнной, методической литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1. Инновации в гуманитарном образовании

 

В рамках приоритетного национального  проекта в сфере образования  в 2006 году был проведен конкурс среди  высших учебных заведений, внедряющих инновационные программы образования. Победили 17 вузов. Самыми результативными оказались университеты и технические вузы, суммарно получившие более 80 % из числа победивших в конкурсе вузов. Гуманитарная сфера была представлена слабее. И среди победителей совсем не оказалось педагогических вузов [См.: Голуб 2006: 3]. Между тем в педагогической, гуманитарной области внедрение инновационных технологий необходимо и должно поднять образование на новый уровень.

Под инновациями в гуманитарном образовании понимаются инновации  как нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанного на использовании достижений науки и передового опыта [Голуб 2006: 3].

В гуманитарном образовании необходимо активнее использовать  современные средства работы с информацией, информатизировать и компьютеризировать гуманитарный образовательный процесс, полнее использовать компьютерные сети общего и ограниченного доступа и электронные библиотеки гуманитарного, общекультурного и общенаучного  направления. При этом технические инновации являются не чем-то внешним, а меняют сам образ и задачи современного гуманитарного образования: они должны вооружить современного обучающегося индивида современным техническим способам добычи нового знания, его критического осмысления и использования. В частности, очень важно научить современного школьника и студента критически использовать ту информацию, которая содержится в ресурсах Интернета: на данном этапе информационные ресурсы Интернета обширны и разнообразны, но далеко не всегда глубоки и основательны. Для того, чтобы отличить, выделить глубокие, содержательные материалы в Интернете, обучающийся должен обладать соответствующей базой и умениями, компетенциями.

Известно, что объем научного знания в последние годы возрастает в  геометрической прогрессии, и никакое образовательное учреждение не в состоянии дать учащемуся или студенту всеобъемлющее знание. В такой ситуации учебный акцент должен смещаться с умения запоминать на умение размышлять и действовать, в связи с чем повышается роль заданий, направленных на развитие творческих способностей.

Современные образовательные технологии должны быть ориентированы также на формирование компетенций, то есть конкретных умений выпускников школы или высшего учебного заведения.

Необходимо преодолевать фрагментарность, односторонность  развития личности. Для этого в основу образовательного процесса должен быть положен интегративный подход. Интегративные процессы в науке, взаимодействие учебных дисциплин в процессе образования позволяет перестроить мышление его участников и вывести их на многомерный содержательный диалог.

Комплекс фундаментального гуманитарного образования должен активно развиваться через разнообразные  попытки стимулировать взаимодействие различных частей собственно гуманитарного образования, в поиске и выявлении пограничных полей. Междисциплинарность на стыке естественно-научного и гуманитарного знания становится сейчас ключевой чертой инновационности в гуманитарном образовании.

Информация о работе Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)