Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14

Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29

Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60

Заключение…………………………………………………………………….

Библиография……………………………………………………...……..

Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …

Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….

Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..

Файлы: 1 файл

Крылов222.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Басню “Зеркало и Обезьяна” изучают в средней школе во II классе. К ней даётся небольшое количество вопросов, но их достаточно для разбора басни:

  1. Перечитай басню. Назови действующих лиц басни. Каким ты себе представляешь каждого из них?
  2. Найди в басне и прочитай слова Мартышки. Подумай, как они её характеризуют. Какой совет ей дал Мишка? А как отнеслась к нему Мартышка?
  3. Какие недостатки людей высмеиваются И.А. Крыловым в этой басне?

Имеется задание творческого характера  по словесному описанию действующих лиц, тем более, что иллюстрация отсутствует, то есть здесь идёт домысливание детьми по тексту.

В коррекционной школе  эта басня изучается в VI классе. Здесь также представлено всего несколько вопросов:

  1. Что подумала Мартышка, увидев себя в зеркале?
  2. Какие слова говорят о том, что Мартышка видела в зеркале не себя, а другую обезьяну?
  3. Какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете его совет?
  4. Подготовьтесь к чтению басни по ролям.

Вопросы конкретны, доступны пониманию  детей. Работа может быть затруднена, так как в учебнике нет иллюстрации к данному тексту. Поэтому учителю следует провести предварительную работу перед чтением басни по картинке, изображающей мартышку, которая не вскрыла бы содержание басни, а только оживила представление учащихся о данном персонаже басни. Или для большей убедительности можно дать кому-нибудь из учеников зеркало и попросить изобразить наглядную обезьяну. В качестве ещё одного задания можно попросить детей определить, какими чертами характера наделена Мартышка.

Басня “Кукушка и Петух” изучается в III классе средней школы и в VII классе коррекционной школы.

 III класс средней школы:

  1. Проследи, как Кукушка и Петух обращаются друг к другу, как называют друг друга. Что они говорят о голосе и пении друг друга? Выбери и прочитай эти слова.
  2. Припомни, как действительно “поют” петух и кукушка. Соответствует ли хвалебные, льстивые речи героев басни настоящему пению этих птиц?
  3. Прочитай, что сказал об их пении Воробей?
  4. В каких строках содержатся главная мысль басни?
  5. Какие недостатки людей высмеиваютс<span class="dash00ce_00e1_00fb_00f7_00ed_00fb_00e9__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)