Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа
Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14
Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29
Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………………………………...……..
Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …
Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….
Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..
Басню “Зеркало и Обезьяна” изучают в средней школе во II классе. К ней даётся небольшое количество вопросов, но их достаточно для разбора басни:
Имеется задание творческого характера по словесному описанию действующих лиц, тем более, что иллюстрация отсутствует, то есть здесь идёт домысливание детьми по тексту.
В коррекционной школе эта басня изучается в VI классе. Здесь также представлено всего несколько вопросов:
Вопросы конкретны, доступны пониманию детей. Работа может быть затруднена, так как в учебнике нет иллюстрации к данному тексту. Поэтому учителю следует провести предварительную работу перед чтением басни по картинке, изображающей мартышку, которая не вскрыла бы содержание басни, а только оживила представление учащихся о данном персонаже басни. Или для большей убедительности можно дать кому-нибудь из учеников зеркало и попросить изобразить наглядную обезьяну. В качестве ещё одного задания можно попросить детей определить, какими чертами характера наделена Мартышка.
Басня “Кукушка и Петух” изучается в III классе средней школы и в VII классе коррекционной школы.
III класс средней школы: