Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14

Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29

Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60

Заключение…………………………………………………………………….

Библиография……………………………………………………...……..

Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …

Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….

Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..

Файлы: 1 файл

Крылов222.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Межпредметные связи литературы и изобразительного искусства на уроках чтения басен  И.А. Крылова.  Иллюстрация призвана комментировать, истолковывать, пояснять литературный текст в зрительных образах. Именно этой своей особенностью иллюстрация представляет большую ценность при изучении литературы.

Художник-иллюстратор  является помощником читателя, особенно юного. В восприятии иллюстрации  для читателя прежде всего важно, какими предстали литературные герои. Образы литературного произведения в трактовке иллюстратора приобретают такие детали, которых не найти в тексте, но которые очень естественно воспринимаются читателем.

Часто иллюстратор не просто воссоздает облик героев произведения, но и показывает их в действии, движении, создает серию иллюстраций и строит графический рассказ параллельно тексту.

Рассматривание иллюстраций  на уроках литературы – это осуществление  межпредметных связей, к которым  ученики, помимо уроков изобразительного искусства, подготовлены иллюстрированной книгой, опытами самостоятельного иллюстрирования художественных произведений, а также выполнением заданий, связанных с устным словесным рисованием. Рисунок рассматривается в тесной связи с литературным текстом. Это и определяет специфику использования иллюстраций на уроках литературы как одного из действенных приёмов разбора литературных произведений.

Сопоставление иллюстраций  с текстом художественного произведения конкретизирует и обогащает представления учащегося о событиях и героях книги, о её композиции и стиле. Специфика произведения писателя и особенности иллюстраций к нему художника подсказывают учителю-словеснику содержание и систему работы с ними на уроках литературы.

Картина (произведение изобразительного искусства или иллюстрация) вносит оживление в урок и заставляет разговориться даже самых молчаливых детей. Этот вид работы ведется различно в зависимости от характера и содержания басни.

Некоторые картины показывают в предварительной беседе. Это  те же картинки, которые не вскрывают содержание басни, а только оживляют представления у учащегося, о тех предметах, о которых будет говориться в басне. Картина к басне “Лягушка и Вол ”, показанная в начале урока, даст возможность учителю провести сравнение величины вола и лягушки. И тогда первые слова басни “Лягушка на лугу, увидевши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться ”, вызывают искренний смех детей.

Картины же, являющиеся иллюстрациями  ко всему тексту басен, следует рассматривать  после прочтения басни, чтобы  не ослабить впечатления от чтения.

Вывесив картину, нужно дать ученикам некоторое время внимательно ее рассмотреть, не засыпая их вопросами. Обычно дети, рассматривая картину смеясь, подают свои реплики. “Ой, какой огромный Слон! ”, “У, какая хитрая Лиса! ”.

Учитель должен внимательно  вслушаться в эти реплики, а затем использовать их при дальнейшей работе. Иногда достаточно 2 – 3 вопросов, и картина становится понятной учащимся.

Нельзя обходить без  внимания и иллюстрации в книге  для чтения. Часто на уроках чтения рассматриванию иллюстраций не уделяется время. Начиная с младших классов, нужно учить детей внимательно рассматривать иллюстрации и воспитывать в них наблюдательность и внимание.

После рассмотрения иллюстрации ученикам можно дать несколько минут на чтение басни про себя. Эти несколько  минут чтения про себя дают возможность ученику углубиться в текст. Для того чтобы все дети читали, читали не механически, а вдумчиво, и чтобы быть уверенным, что все добросовестно читают, можно дать задание, НАПРИМЕР: выделить слова одного или другого действующего лица; найти все ласковые слова и т.п.

Использование иллюстрации  на уроке по изучению басни "Ворона и лисица" (фрагмент урока). Рассмотрим использование межпредметных связей на уроке при изучении басни "Ворона и лисица" в 5 кл. коррекционной школы. Работа над иллюстрацией включена в урок как отдельный его этап после чтения басни учителем и беседы по непосредственным впечатлениям учащихся: "Что особенно понравилось в басне? – О чем же это произведение – о хорошо нам знакомых птице и животном или о чем-то другом?"

Далее учитель обращает внимание детей на иллюстрацию, вывешенную на доске (см. приложение). В классе оживление. Дети с интересом ее разглядывают. Учитель проводит беседу по ней.

- И.А. Крылов образными  словами, точными определениями  смог показать нам характер своих героев. А теперь внимательно посмотрите на иллюстрацию по рисунку художника Рачева.

- Как вы думаете,  какой момент изображен на  ней?

(Момент, когда лиса  говорит свои сладкие речи).

- Прочитайте, какие похвалы  говорит лисица вороне?

(Голубушка, как хороша!..)

Сопоставьте их с внешним  видом вороны, используя иллюстрацию (дети отмечают несоответствие иллюстрации тексту).

- Посмотрите, как нарисована  ворона? (Она большая, некрасивая. У нее большая голова, длинный  нос. Ворона опустила голову и вид у нее глупый).

- Соответствует ли  иллюстрацию описанию вороны  Крыловым: "На ель ворона взгромоздясь…"? (Ворона громоздкая, неуклюжая взобралась на ветку).

- Какой художник изобразил  Лисицу?

(Лисица – сама невинность, льстивая, хитрая).

- Как это выражено в иллюстрации?

(У лисицы движение тела изящное,  острая вытянутая мордочка, поджатый  хвост).

После того, как дети четче и  ярче представили себе героев этой басни, представили их облик и характер, можно переходить к подробному разбору содержания данного произведения.

 

 

Глава 3

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА

В СРЕДНЕЙ И В КОРРЕКЦИОННОЙ  ШКОЛЕ

 

3.1.  Задачи  и содержание урока чтения

в коррекционной школе

 

Часть задач, стоящих  перед уроками чтения во вспомогательных  школах, аналогична задачам тех же уроков в массовых школах - это задачи образовательного и воспитательного характера.

Кроме этого уроки чтения во вспомогательной  школе преследуют задачи коррекции недостатков умственно отсталых детей.

Процесс исправления недостатков  идет совместно с работой над развитием навыков чтения. У учащегося исправляются недостатки произношения, регулируется темп чтения, сглаживаются некоторые недостатки логического мышления, в частности затруднения в установленной последовательности событий, их связи, причиной зависимости явлений.

Материал, изучаемый на уроках чтения во вспомогательных школах, разнообразен. В младших классах учащиеся читают небольшие по объему, доступные по содержанию рассказы, сказки, стихотворения, басни. Расположение материала соответствует сезонным изменениям в природе, где выделяются темпы, связанные с жизнью детей, школы, семьи. Кроме художественных произведений, в учебниках для чтения в младших классах помещены деловые статьи на географические и естествоведческие темпы, доступные детям по содержанию.

В старших классах  предлагаются более сложные рассказы, стихотворения, басни, отрывки из больших  художественных произведений. Размещение материала в учебниках по чтению в 5 – 6 классах по прежнему связано с изменением времени года. В эти учебники вкладываются статьи, раскрывающие значение праздников, в ряде статей рассказывается о деятельности выдающихся людей, о жизни и творчестве некоторых писателей.

В 7 – 8 классах начинается изучение литературы в хронологической  последовательности. Учащиеся знакомятся с отрывками из произведений классиков русской и мировой литературы, изучают биографии писателей.

Расположение материала  в хронологической последовательности дает учителю возможность систематизировать (насколько это возможно) к концу обучения знания детей с проблемами в развитии в области русской и советской литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  Жанр  басни  в воспитательном, методическом аспектах

 

В методике обучения необходимо учитывать особенности жанра, в  котором написано то или иное произведение, так как форма всегда связана  с содержанием.

Басня принадлежит к  повествовательным произведениям (как  рассказ или повесть), но она значительно от них отличается. Основные признаки басенного жанра следующие:

  1. Аллегоричность образов. В басне изображаются животные, растения, предметы, но под этим надо подразумевать людей и человеческие отношения. Если в басне изображены люди, то их нередко надо понимать также не в прямом, а в переносном смысле.
  2. Наличие подчеркнутой морали, нравоучения. Нравоучительный смысл обычно связывается с сатирическим изображением тех или иных сторон жизни. Цель этого сатирического изображения – показать, к каким дурным, вредным последствиям приводит нарушение “морали”; например, детям для того чтобы показать, как важно для правильной оценки чего бы то ни было понимание того, о чём берёшься судить, Крылов даёт сатирический образ невежественного, но самоуверенного Осла.
  3. Стихотворная форма. Этот признак нельзя считать обязательным для всего басенного жанра, так как существуют басни (например, басни Эзопа, Л. Толстого), написанные прозой, но для басен Крылова этот признак характерен.
  4. Небольшой размер произведения, примерно 30-50 стихов (строк), и как следствие этого сжатость повествования и невозможность дать развёрнутую характеристику людей и событий.

Особенности басни указывают, в каком направлении надо вести  работу с этим жанром.

Полезно составлять композиционный план некоторых басен, например, басни “Волк на псарне”. Нецелесообразно заниматься пересказом басни: для этой цели лучше обратиться к рассказу и повести. Басни же надо выразительно читать, разбирать и заучивать наизусть как образец точной и краткой речи.

Анализ басни представляет собой большую дидактическую ценность, так как формирует представление о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Не всегда мораль басни доступна детям в полной мере, но смысл ее может постигаться детьми позднее.  Басня учит детей обнаруживать авторское отношение к изображаемому (например, негодование по поводу насилия Волка и сочувствие Ягненку в басне «Волк и Ягненок»).

Басня уже на начальном  этапе литературного образования  даёт ученикам понятие о том, что  такое художественное обобщение, типический характер в литературе, искусстве. Художественное обобщение выражается в крылатых фразах, широко распространившися среди читателей (“Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том верно мало толку!”, “Недаром говорится, что дело мастера боится!” и многие другие).

Басня методически ценна  и в языковом отношении. Она помогает видеть, как люди (а у Крылова  их маски - звери) выявляют себя не только поступками, отношением к окружающим, но и манерой речи.

Ученики, прочитав басню Крылова “Волк и Ягнёнок”, сопоставляют речь Волка и Ягнёнка и на основании особенностей их речи определяют черты характера того и другого. Для выявления особенностей речи полезно задавать вопросы: Какими словами пользуется Волк, обращаясь к Ягнёнку? – Наглец, негодный щенок. Как Волк говорит о наружности и поведении Ягнёнка? – Нечистое рыло, дерзость, нагрубил, вы все мне зла хотите. Подчёркнутые слова показывают особенности речи, а вместе с тем и характер Волка: грубость, его наглость и несправедливость. Это язык господина, деспотичного и надменного по отношению к маленьким, зависящим от него людям.   Как Ягнёнок называет Волка? – Светлейший, Светлость. Какими выражениями пользуется Ягнёнок, разговаривая с Волком? – Осмелюсь я донесть, гневаться напрасно он изволит, помилуй! Ах, чем я виноват? Это язык раба смирённого, забитого, робкого.

Басня представляет собой  благодатный материал для различных  видов выразительного чтения: индивидуального, по ролям и хорового.

Басни Ивана Андреевича Крылова воспитывают в ребенке то, что составляет основу всякого добра: жалость, милосердие ко всем маленьким, обиженным, страдающим и гнев против обидчиков. Такие басни, как “Волк и Ягненок”, - это сердце всей доброй, справедливой, истинно русской поэзии.

Конечно, все ситуации, все нравственные и социальные проблемы крыловских басен несравненно серьезнее, глубже, многообразнее детского восприятия. И невольно возникает  вопрос: “Что дети в них понимают?” На наш взгляд, интуитивно понимают самое главное, важное для воспитания их нравственной жизни. Это воспитание  подано без скучного морализаторства! Здесь нет ничего, что так ненавистно ребячьей душе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.  Методика работы  над басней в коррекционной  школе

 

Понимание басен учащимися младших  классов коррекционной школы затруднено, потому что они не улавливают аллегории, испытывают большие затруднения в понимании идейного смысла образного языка. В процессе работы над баснями необходимо раскрыть перед учащимся образное содержание каждой басни, ярко представить животных, их действия, объяснить, какие пороки высмеивает басня.

Работая над басней, нужно  не торопится раскрывать учащимся аллегорию. Пусть они в начале воспринимают басню как короткий реалистический рассказ или сказку из жизни животных. Необходимо вспомнить, какими чертами характера награждаются обычно в сказках эти животные.

Информация о работе Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)