Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14

Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29

Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60

Заключение…………………………………………………………………….

Библиография……………………………………………………...……..

Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …

Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….

Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..

Файлы: 1 файл

Крылов222.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Однако пересказ басни  возможен не во всяком классе, дети должны быть достаточно подготовленными. Пересказ басни своими словами труден, так как лексика басни уникальна, неповторима, и замена слов ведет к снижению художественного эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.  Басня  в учебниках для средней и  коррекционной школы

(сравнительный анализ  учебников)

 

Басни традиционно входят во все  программы по литературе для средних  и для коррекционных школ. Причиной тому – высокие художественные и нравственные достоинства басен. Басни обладают несомненными воспитательными возможностями. Проверены годами их художественная неповторимость, своеобразие. Немаловажно, что при изучении басен в полной мере возможна реализация принципа межпредметных связей, что делает изучение литературного произведения более наглядным, эстетически впечатляющим, что особенно важно учитывать в коррекционной школе.

В каждой строфе басни  есть материал для художника. А так  как детское зрение на первых порах воспринимает не столь признаки, качество вещей, сколько их движения, их действия, сюжет басни для детей как раз и является разнообразным, подвижным, изменчивым. Басни Крылова не загромождены прилагательными, что особенно важно для учащегося коррекционной школы, которые в основном свою речь строят на глаголах. И поэтому только “глагольная” речь по-настоящему дойдёт до ребёнка.

Стихотворная форма  басен, занимательность сюжета, небольшой  размер произведения облегчает понимание  басен учениками вспомогательной школы. В то же время эти дети сталкиваются с некоторыми трудностями морали басен.

Характеры героев крыловских басен несложны и широко типичны, что тоже объясняет изучение басен  в коррекционной школе.

Отсутствие обширных пейзажей и портретных описаний, деление действующих лиц на положительных и отрицательных, яркая речевая характеристика персонажей также являются аргументами в пользу изучения басен в младших классах средней и в коррекционной школе.

Выразительный и яркий  язык басни обогащает речь учащегося живой, точной и образной лексикой. Басни являются благодатным материалом для работы над выразительным чтением, инсценированием.

Крыловские притчи весело, живо, ненавязчиво помогают детям  понимать, что такое хорошо и что  такое плохо.

В соответствии с действующей программой басни в средних школах изучаются в 1, 2, 3, 5 классах.

Басни, изучаемые  в средней школе

 

I класс

Лебедь, Рак и Щука.

Чиж и Голубь.

Стрекоза и Муравей.

II класс

Слон и Моська.

Мартышка и Очки.

Зеркало и Обезьяна.

III класс

Ворона и Лисица.

Кукушка и Петух.

V класс

Лебедь, Щука и Рак.

Свинья под Дубом.


 

Басни изучаемые  в коррекционной школе

 

IV класс

Лебедь, Рак и Щука.

Стрекоза и Муравей.

V класс

Ворона и Лисица.

Щука и Кот.

Квартет.

VI класс

Зеркало и Обезьяна.

VII класс

Кукушка и Петух.

Волк и Журавль.

Ворона и Лисица.

IХ класс

Волк и Ягнёнок.

Волк и Кот.


 

В средней школе с  баснями знакомятся уже в I классе. В учебнике перед текстом басен помещена небольшая вступительная статья об И.А. Крылове и даётся краткое определение басни. На страницах учебника помещены иллюстрации к басням. Каждая басня сопровождается пословицами, которые помогают лучше понять смысл басен. Например, к басне “Лебедь, Рак и Щука” помещена пословица: “Дружно – негрузно, а врозь хоть брось”. Даются общие вопросы по басням и касающиеся каждой басни. В последующих классах (II, III, V) басни преподносятся без дополнительных статей об авторе или о самих баснях. В учебниках почти ко всем басням имеются цветные иллюстрации. Во II и III классе после каждой басни помещены вопросы, подразумевающие разбор конкретной басни. А в V классе даются вопросы общего характера, затрагивающие басню как литературную историю.

В коррекционной школе  знакомство с баснями начинается позже - с IV класса. Все басни, также как и в средней школе, даются в полном объёме, без сокращений. К текстам имеются иллюстрации и вопросы. Статьи об авторе басен помещены только  в учебнике VII класса. И лишь в IХ классе даётся небольшой пояснение самой басни как литературного жанра.

Остановимся подробнее  на сравнении тех басен, которые  изучаются и в коррекционной школе и в средней.

В I классе средней школы изучается басня “Лебедь, Рак и Щука”. Заданий к этой басне немного, и этого, наверное, достаточно для первого знакомства с басней.

  1. Вспомним басню  “Лебедь, Рак и Щука”. В чём её смысл?
  2. Найти в последней строчке басни поговорку. В каких случаях можно её употребить?

Так как басня  небольшая по объёму, эти вопросы  и будут являться ключевыми.

К басне “Стрекоза  и Муравей” даются задания несколько иного характера.

  1. Басню “Стрекоза и Муравей” тебе, наверное, до школы читали взрослые. Было ли тебе когда-нибудь жалко Стрекозу?
  2. Как ты думаешь, стал ли отказ Муравья для Стрекозы уроком?
  3. Представь, что Муравей оставил у себя Стрекозу. Что могло бы случится? Придумай своё окончание басни.

И далее даются задания  общего характера:

  1. Есть ли сходство между баснями и сказками о животных? В чём оно? А в чём различие.
  2. Выпиши в свою тетрадь слова из басен Крылова, которые употребляются как пословицы (стали “крылатыми”). Приведи пример из жизни, когда можно употреблять эти пословицы.

То есть эти задания заставляют детей рассуждать, делиться своими впечатлениями. Стоит отметить и задание, которое носит творческий характер, где нужно придумать свое окончание басни. Это с одной стороны. А с другой, оно предполагает то, что дети должны будут пожалеть Стрекозу и тем самым проявить добрые чувства, то есть дать возможность исправиться Стрекозе.

При изучение этих же басен  в коррекционной школе задания  носят иной характер. Здесь предложен более подробный разбор текстов и ответы можно найти в самих баснях.

“Стрекоза и  Муравей”.

  1. Прочитайте строчки о жизни Стрекозы летом.
  2. Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
  3. К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
  4. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!”?
  5. Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
  6. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
  7. Объясните выражения: “зима катит в глаз”, “помертвело чисто поле”, “был готов и стол, и дом”.
  8. Прочитайте басню по ролям. (Речь Стрекозы должна звучать жалостно, просяще, а Муравья – уверенно, поучительно).
  9. Выучите басню наизусть.

Предлагается и выборочное чтение. В эти задания включена и словарная работа, где дети сами должны объяснить смысл некоторых выражений. Чтение по ролям здесь тоже уместно, так как роли помещены в тексте в кавычках, отдельными абзацами, нет слов автора. Всё это не затрудняет выполнение задания. И вдобавок в самом задании даётся пояснение как должна звучать роль Стрекозы и роль Муравья.

«Лебедь, Щука и Рак».

  1. Что хотели сделать Лебедь, Щука и Рак? Как об этом сказано в басне?
  2. Прочитайте, почему они не смогли сдвинуть воз с места.
  3. Как вы понимаете первые три строчки басни? Объясните их на примере действия Лебедя, Щуки и Рака.
  4. Как сказать по-другому: “на лад их дело не пойдёт”, “из кожи лезут вон”, “возу всё нету ходу”?
  5. Вспомните, когда в жизни употребляют эти выражения?

Словарная работа может вызвать  у детей затруднение, т.к. все выражения имеют переносное значение. Поэтому здесь потребуется помощь учителя. Для лучшего представления персонажей басни в учебнике помещены цветные иллюстрации.

Басня “Ворона и Лисица” изучается в средней школе в III классе. К ней имеют место следующие задания:

  1. В чём главный смысл басни?
  2. Как изображена в басне Ворона? Как ты себе её представляешь? Почему автор говорит, что она взгромоздилась на ель?
  3. Перечитай отрывок, где Лиса хвалит Ворону. Какой изобразила её хитрая Лиса? Соответствует ли её слова действительному отношению Лисы к Вороне?
  4. Какое впечатление произвела на Ворону льстивая речь Лисы?
  5. Почему Лисе удалось вымолить у Вороны сыр? Какие недостатки людей осуждаются в этой басне?
  6. Подготовься к чтению по ролям: выдели слова автора, Лисы. Подумай, как лучше их читать.

В учебнике также даются разъяснения  к словам:

Бог послал - так раньше говорили о чём либо случайно добытом или полученном.

Ангельский (голосок) - отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью, добротой.

Эта же басня в коррекционной школе изучается в V и VII классе. Пояснение слов в учебнике нет. Стоит предполагать, что это сделает сам учитель. В VII классе басня помещена без трёх начальных строчек (то есть отсутствует мораль). Иллюстрации в обоих случаях не цветные, что сглаживает впечатления о басне и затрудняет работу при ответе на 5 вопрос. Поэтому можно предложить детям выполнить рисунок к басне цветными карандашами или сделать словесное описание героев.

V класс.

  1. В каких словах басни заключен её главный смысл? От чего они предостерегают?
  2. Как вы понимаете, что такое лесть? Кого называют льстецом?
  3. Что автор говорит о лести и льстецах? Прочитайте.
  4. Как вы думаете, почему автор называет Лису плутовкой?
  5. Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне. Сопоставьте их с внешним видом Вороны, используя иллюстрацию.
  6. Как басни подтверждают слова автора о том, что “в сердце льстец всегда отыщет уголок”? Нашла ли лесть Лисы уголок в сердце Вороны? Как это случилось?

VII класс.

  1. Почему Лисица остановилась у дерева? Как она решила выманить у Вороны сыр? Как отнеслась Ворона к словам Лисицы?
  2. Прочитайте, как Лисица хвалила Ворону. Правду ли она говорила Вороне? Выберите слова с уменьшительным значением. Для чего Лисица употребляла эти слова?
  3. Скажите, какие пороки высмеивает И.А. Крылов в этой басне?
  4. Как вы понимаете выражения: “Лисицу сыр пленил”, “говорит так сладко”, “ангельский голосок”, “царь птица”, “с похвал вскружилась голова”.
  5. Какими другими словами можно заменить слова взгромоздясь, позадумалась, близенько, на цыпочках?
  6. Прочитайте басню по ролям.

Повторное изучение басни помогает учащимся более глубоко понять смысл, разобраться в содержании, оценить  художественное слово автора, насколько  это возможно для данной категории учащихся.

К VII классу у детей должен расшириться словарный запас и поэтому соответствуют данные вопросы, где от детей требуется не только объяснение слов и выражений, но и замена им подобными (синонимами). Хорошее задание о выборе слов с уменьшительным значением и о цели их употребления. Вопросы к этой басне разнообразны, интересны, что помогает поддерживать внимание учащихся на уроке.

Объяснения подобраны  правильно, полно, доступно для детского понимания. И в массовых и в  коррекционных школах следует обратить внимание на изобразительную сторону слова взгромоздясь. Можно предположить сопоставить его с другими словами, близкими по значению: взобралась, взлетела, уселась, примостилась, села, опустилась и т.п.. Сравнение любого слова из этого рада с тем, которые столь мастерски использовал Крылов, убеждает, что оно, пожалуй, единственно возможное. Оно позволяет как бы воочию увидеть и неуклюжую громоздкость не очень умной птицы, и то, как она летела с куском сыра, выбирая подходящее место для пиршества и тому подобное.

Информация о работе Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)