Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа
Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14
Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29
Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………………………………...……..
Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …
Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….
Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..
Урок по изучению басни проводится примерно по следующему плану:
Предварительная беседа.
Предварительная беседа не должна быть длительна.
В предварительной беседе надо обратить внимание на наличие двух частей. В первой части, в зависимости от возраста учащихся и их развития, делаем сообщение о Крылове как о великом русском баснописце, выявляем, закрепляем и дополняем знания учащихся о баснях, которые они читали или учили. Во второй части беседы непосредственно подводим учащихся к пониманию и правильному восприятию изучаемых басен.
В баснях Крылова много слов – архаизмов, непонимание которых может ослабить впечатление от басни, а иногда просто помешать пониманию содержания басен. В таких случаях необходимо выбрать непонятные слова и выражения и объяснить их в предварительной беседе. Но было бы ошибкой в предварительной беседе заняться лексической работой по всему словарному материалу басни, это затянуло бы беседу и снизило бы затем впечатление от чтения басни.
При изучении некоторых басен в предварительной беседе можно проводить работу по картинке или иллюстрации в книге.
Чтение басни учителем.
На уроке учитель читает басню наизусть и выразительно – это обязательное условие. Передать хорошо художественное произведение, вскрыть его основную идею, показать красоту художественного слова можно только тогда, когда сам учитель понял, прочувствовал произведение, усвоил его текст, установил свое отношение к произведению. При чтении вслух мы учим детей культуре слушания. Перед чтением надо предложить детям сесть удобнее, чтобы при чтении не менять позы и тем не отвлекать чтеца. Дети быстро усваивают эти требования, и в них воспитывается уважение к чтецу, будь это учитель или свой товарищ по классу.
Учитель должен дождаться тишины, полной тишины и читать простым, естественным разговорным языком. Не стоит злоупотреблять жестом и мимикой: это может отвлечь, а иногда просто рассмешить детей.
Выяснение содержания басни.
После чтения басни учителем нужно, не задавая вопросов ученикам, дать им возможность самим высказаться о басне (часто это бывает просто реплика, иногда вопросы). Затем учитель задает 2 – 3 вопроса по содержанию, вскрывающие понимание основного смысла басни. Например: после прочтения басни “Чиж и Голубь” можно спросить:
- Что случилось с чижом?
Можно коротко пересказать басню.
Пересказ, как и ответы на вопросы, покажут учителю, насколько поняли ученики содержание басни. Учащиеся легко усваивают содержание басни, потому что в басне материал изложен просто, ход действия легко запоминается и не вызывает у детей затруднения.
Рассматривание иллюстраций. Работа с иллюстрацией.
Громкое чтение басни и работа над содержанием и словарем басни.
Работа над содержанием басни может быть успешна только тогда, когда все в басне понятно ученикам. Подготавливаясь к уроку, учитель выбирает слова и выражения, которые могут быть непонятны детям, слова – архаизмы (кум, сват, кунсткамера), народные слова (хвать, чай), непереводимые обороты речи, свойственные только русскому языку (“хлопот Мартышке полон рот”). Выбрав непонятные для детей слова и выражения, тщательно подготовиться к объяснению их.
Работа над словарем басни, особенно во вспомогательных школах, имеет большое значение:
Во–первых, слова малопонятные и непонятные объясняют для того, чтобы учащимся было понятно читаемое литературное произведение.
Во–вторых, чтобы расширить словарь учащегося, обогатить их речь новыми словами, образными выражениями, а следовательно, новыми определениями и представлениями.
Новые для учащегося слова мы делим на две категории:
Понятно, что такие слова как полдюжина, грех, будут в пассивном словаре. Со словами же, которые должны войти в активный словарь учащегося, мы в дальнейшем проводим особую работу (анализ слова, подбор родственных слов, упражнения в употребления этого слова и т.п.)
Работая над расширением словаря ребенка, нужно добиваться не только понимания слова, но и сознательного запоминания его. А это значит, что слово должно быть разъяснено (если возможно, следует показать этот предмет), записано, произнесено, затем слово должно быть дано в смысловом окружении, т.е. дано в тексте различного содержания. Мы объясняем учащимся, что Крылов помногу раз переписывал каждое предложение, подбирая слова, которые дают ему живой образ, и эта филигранная работа над словами дала возможность Крылову создать непревзойденные никем произведения. Из каждой басни мы выписываем крылатые крыловские выражения, ставшие пословицами.
Работа над словом, сознательное отношение к слову воспитывает у учащегося чутье и любовь к русскому языку. Дети начинают понимать и чувствовать красоту родного языка, а это и есть воспитание чувства национальной гордости за свой “великий, могучий, свободный и правдивый русский язык”, величие и могущество которые признаны во всем мире.
Разбор басни по содержанию ведется обычно теми же приемами, как и разбор других художественных произведений.
Главная мысль в басне и раскрытие аллегории.
Часто главная мысль в басне формулируется словами самого текста, например:
“За что же, не боясь греха,
Кукушка хвали Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку ”.
(“Кукушка и Петух”)
“И в сердце льстец всегда отыщет уголок ”
Следует обратить внимание на то, что иногда басне предпосылается нравоучение или басня заканчивается нравоучением.
На первых порах знакомства с баснями раскрывать иносказательную форму басни не следует, но позже уже путем сравнения действия животных с поступками людей раскрываем аллегорию басни и уточняем отношение автора к действующим лицам. Так, в басне “Лебедь, Рак и Щука” обращаемся к детям с вопросом: “А если люди работают несогласно, то работа их пойдет на лад? ”.
К подбору жизненных аналогий мы подходим чрезвычайно осторожно. Обычно, если учитель предлагает детям дать пример из жизни людей, то дети с большой охотой подбирают их из жизни близких им людей.
К некоторым басням учащимся просто трудно подобрать жизненные аналогии, а потому не надо настаивать на этом.
Подбор подходящих пословиц к басне и запись “крылатых крыловских слов”.
Крылов в своих баснях широко использовал народные пословицы, в то же время многие крыловские выражения басни стали пословицами, вот почему особенно важно, изучая басни, проводить работу с пословицами. Мы предлагаем учащимся найти народные пословицы в самих баснях (Видит око, да зуб неймет – в басне “Лисица и Виноград ”). Подобрать подходящие пословицы басне (“Дело мастера боится ” – к басне “Квартет ”). Найти и выписать крыловские крылатые выражения, ставшие пословицами (“А воз и ныне там ”), объяснить пословицы. Все это заставляет учащегося сравнивать, мыслить, рассказывать иносказательную форму пословиц, применять их в жизненной практике. Если же это затрудняет детей, то учитель сам дает пословицы, требуя от учащихся только правильного толкования. На уроке работа по подбору пословиц к басне проходит весело и оживленно. Дети или вспоминают пословицы, или толкуют пословицы, данные учителем, и сообща решают, подходят они к данной басне или нет.
Учащимся стараемся внушить, что иногда можно хорошо подобранной пословицей объяснить свою мысль.
Выразительное чтение басни.
Работа над выразительным
Работа над выразительным чтением басни в классе способствует ее запоминанию. Если заучивание наизусть проходит в классе, то учащиеся читают произведение более выразительно и не искажают ни слова, ни ударения, хотя басни запоминаются труднее, чем стихи, в которых запоминанию помогают четкая рифма, равномерность стихотворных строк и напевность.
Повествовательная форма басни определяет и ее чтение .
Читать басню нужно тоном простого естественного рассказа, обращаясь с рассказом непосредственно к слушателю, потому что в своем жанре Крылов – рассказчик, изобразитель реальной жизни. Читать басни надо убежденным тоном, рассказывать как быль, как случай, который действительно произошел.
Чтец, или вернее “рассказчик” басни, передавая ее содержание, должен стремиться заинтересовать слушателей и показать отношение к истории, о которой он повествует. Басня содержит мораль, она учит, она воспитывает мировоззрение, а потому при чтении басни у чтеца должно чувствоваться его отношение к поступкам действующих лиц в басне.
Исполнение басни – это рассказ, но рассказ стихами. И строковая пауза, и рифма в басне должна строго соблюдаться.
В басне Крылова часто ударение в словах, определяемые метром стиха, не совпадают с ударениями, принятыми в наше время. Поэтому нужно, чтобы дети в классе поставили в тексте ударения, требуемые размером стиха.
“Лишь то беда, висят они высоко”
“Как зима катит в глаза”
Выразительное чтение – сознательное чтение, и поэтому, если ученики поняли смысл басни, если за каждым словом у них правильное понятие, если правильно понята характеристика персонажей, то ученик легче поймет соответствующие интонации и сумеет прочитать басню выразительно.
Читать выразительно мы учим детей в классе. Приступая к работе над выразительным чтением, раньше всего надо установить характерные особенности действующих лиц, а отсюда - тон их речи.
У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер: и проказница – Мартышка, участвует ли она в квартете или примеривает очки, чтобы уметь читать книги, и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожа на человека, и косолапый мишка везде добродушно – честный, неповоротливо – сильный.
В басне “Ворона и Лиса ”- хитрая и льстивая лисица должна говорить ласковым, но неискренним голоском кумушки – втируши; медведь, спокойное и большое животное, говорит медленно и вразумительно и т.д.
Надо стремиться научить учеников за словами басни не только видеть образы, но и слышать звучание стиха, тем более, что Крылов в своих баснях широко пользуется звукозаписью в басне “Ворона и Лиса”;
НАПРИМЕР:
“… И на пРРиветливы Лисицыны слова
ВоРРона каРРкнула во все воРРонье гоРРло:
СыРР выпал” и т.д.
В повторении звука “Р” как бы слышится карканье глупой вороны.
Многие басни Крылова
Такие басни как “Квартет”, “Мышь и Крыса”, “Ворона и Лиса” и другие можно читать по ролям, и учащиеся охотно их разыгрывают.
Пересказ басни.
Материал басен, несмотря на то, что в них много идиом, легко пересказывается. Объясняется это тем, что в баснях материал изложен просто и ясно, ход действия легко запоминается и не вызывает у детей затруднений при пересказе.
В басне имеются:
Так, в басне “Ворона и Лиса”:
Пересказу предшествует составление плана, тоже не вызывающее больших затруднений.
Для этого на доске записываются вопросы, составленные по содержанию басни. Ответы детей можно тоже записывать на второй половине доски.