Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14

Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29

Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60

Заключение…………………………………………………………………….

Библиография……………………………………………………...……..

Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …

Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….

Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..

Файлы: 1 файл

Крылов222.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Урок по изучению басни  проводится примерно по следующему плану:

  1. Предварительная беседа.
  2. Чтение басни учителем.
  3. Выяснения содержания басни.
  4. Рассматривание иллюстраций в книге или на картине.
  5. Медленное тихое чтение басни учащегося с заданием.
  6. Чтение басни вслух. Работа над содержанием.
  7. Выяснения главной мысли в басне и раскрытие аллегории.
  8. Выразительное чтение басни.

Предварительная беседа.

Предварительная беседа не должна быть длительна.

В предварительной беседе надо обратить внимание на наличие двух частей. В  первой части, в зависимости от возраста учащихся и их развития, делаем сообщение о Крылове как о великом русском баснописце, выявляем, закрепляем и дополняем знания учащихся о баснях, которые они читали или учили. Во второй части беседы непосредственно подводим учащихся к пониманию и правильному восприятию изучаемых басен.

В баснях Крылова много  слов – архаизмов, непонимание которых  может ослабить впечатление от басни, а иногда просто помешать пониманию содержания басен. В таких случаях необходимо выбрать непонятные слова и выражения и объяснить их в предварительной беседе. Но было бы ошибкой в предварительной беседе заняться лексической работой по всему словарному материалу басни, это затянуло бы беседу и снизило бы затем впечатление от чтения басни.

При изучении некоторых  басен в предварительной беседе можно проводить работу по картинке или иллюстрации в книге.

Чтение басни  учителем.

На уроке учитель читает басню  наизусть и выразительно – это обязательное условие. Передать хорошо художественное произведение, вскрыть его основную идею, показать красоту художественного слова можно только тогда, когда сам учитель понял, прочувствовал произведение, усвоил его текст, установил свое отношение к произведению. При чтении вслух мы учим детей культуре слушания. Перед чтением надо предложить детям сесть удобнее, чтобы при чтении не менять позы и тем не отвлекать чтеца. Дети быстро усваивают эти требования, и в них воспитывается уважение к чтецу, будь это учитель или свой товарищ по классу.

Учитель должен дождаться  тишины, полной тишины и читать простым, естественным разговорным языком. Не стоит злоупотреблять жестом и мимикой: это может отвлечь, а иногда просто рассмешить детей.

Выяснение содержания басни.

После чтения басни учителем нужно, не задавая вопросов ученикам, дать им возможность самим высказаться  о басне (часто это бывает просто реплика, иногда вопросы). Затем учитель  задает 2 – 3 вопроса по содержанию, вскрывающие понимание основного смысла басни. Например: после прочтения басни “Чиж и Голубь” можно спросить:

-   Что случилось  с чижом? 

  • Как отнесся голубь к его беде?
  • Над чем смеялся голубь?

Можно коротко пересказать  басню.

Пересказ, как и ответы на вопросы, покажут учителю, насколько поняли ученики содержание басни. Учащиеся легко усваивают содержание басни, потому что в басне материал изложен просто, ход действия легко запоминается и не вызывает у детей затруднения.

Рассматривание  иллюстраций. Работа с иллюстрацией.

Громкое чтение басни и работа над содержанием и словарем басни.

Работа над содержанием басни  может быть успешна только тогда, когда все в басне понятно  ученикам. Подготавливаясь к уроку, учитель выбирает слова и выражения, которые могут быть непонятны детям, слова – архаизмы (кум, сват, кунсткамера), народные слова (хвать, чай), непереводимые обороты речи, свойственные только русскому языку (“хлопот Мартышке полон рот”). Выбрав непонятные для детей слова и выражения, тщательно подготовиться к объяснению их.

Работа над словарем басни, особенно во вспомогательных школах, имеет большое значение:

Во–первых, слова малопонятные и непонятные объясняют для того, чтобы учащимся было понятно читаемое литературное произведение.

Во–вторых, чтобы расширить  словарь учащегося, обогатить их речь новыми словами, образными выражениями, а следовательно, новыми определениями и представлениями.

Новые для учащегося  слова мы делим на две категории:

  • Слова, которые должны войти в активный словарь учащегося, т.е. словарь употребления,
  • Слова пассивного словаря, т.е. словаря понимания.

Понятно, что такие слова как  полдюжина, грех, будут в пассивном  словаре. Со словами же, которые должны войти в активный словарь учащегося, мы в дальнейшем проводим особую работу (анализ слова, подбор родственных слов, упражнения в употребления этого слова и т.п.)

Работая над расширением словаря  ребенка, нужно добиваться не только понимания слова, но и сознательного запоминания его. А это значит, что слово должно быть разъяснено (если возможно, следует показать этот предмет), записано, произнесено, затем слово должно быть дано в смысловом окружении, т.е. дано в тексте различного содержания. Мы объясняем учащимся, что Крылов помногу раз переписывал каждое предложение, подбирая слова, которые дают ему живой образ, и эта филигранная работа над словами дала возможность Крылову создать непревзойденные никем произведения. Из каждой басни мы выписываем крылатые крыловские выражения, ставшие пословицами.

Работа над словом, сознательное отношение к слову  воспитывает у учащегося чутье и любовь к русскому языку. Дети начинают понимать и чувствовать красоту родного языка, а это и есть воспитание чувства национальной гордости за свой “великий, могучий, свободный и правдивый русский язык”, величие и могущество которые признаны во всем мире.

Разбор басни по содержанию ведется обычно теми же приемами, как  и разбор других художественных произведений.

Главная мысль  в басне и раскрытие аллегории.

Часто главная мысль  в басне формулируется словами  самого текста, например:

“За что же, не боясь греха,

Кукушка хвали Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку ”.

(“Кукушка и Петух”)

“И в сердце льстец всегда отыщет уголок ”

                                     (“Ворона и Лиса”)

Следует обратить внимание на то, что иногда басне предпосылается нравоучение или басня заканчивается нравоучением.

На первых порах знакомства с баснями раскрывать иносказательную  форму басни не следует, но позже  уже путем сравнения действия животных с поступками людей раскрываем аллегорию басни и уточняем отношение автора к действующим лицам. Так, в басне “Лебедь, Рак и Щука” обращаемся к детям с вопросом: “А если люди работают несогласно, то работа их пойдет на лад? ”.

К подбору жизненных  аналогий мы подходим чрезвычайно осторожно. Обычно, если учитель предлагает детям  дать пример из жизни людей, то дети с большой охотой подбирают их из жизни близких им людей.

К некоторым басням учащимся просто трудно подобрать жизненные  аналогии, а потому не надо настаивать на этом.

Подбор подходящих пословиц к басне и запись “крылатых  крыловских слов”.

Крылов в своих баснях широко использовал народные пословицы, в  то же время многие крыловские выражения  басни стали пословицами, вот  почему особенно важно, изучая басни, проводить работу с пословицами. Мы предлагаем учащимся найти народные пословицы в самих баснях (Видит око, да зуб неймет – в басне “Лисица и Виноград ”). Подобрать подходящие пословицы басне (“Дело мастера боится ” – к басне “Квартет ”). Найти и выписать крыловские крылатые выражения, ставшие пословицами (“А воз и ныне там ”), объяснить пословицы. Все это заставляет учащегося сравнивать, мыслить, рассказывать иносказательную форму пословиц, применять их в жизненной практике. Если же это затрудняет детей, то учитель сам дает пословицы, требуя от учащихся только правильного толкования. На уроке работа по подбору пословиц к басне проходит весело и оживленно. Дети или вспоминают пословицы, или толкуют пословицы, данные учителем, и сообща решают, подходят они к данной басне или нет.

Учащимся стараемся  внушить, что иногда можно хорошо подобранной пословицей  объяснить свою мысль.

Выразительное чтение басни.

Работа над выразительным чтением  литературного произведения дает возможность учителю воздействовать на эмоции детей, правильно раскрыть основную идею произведения, раскрыть замысел писателя, показать красоту и богатство русского языка, привить вкус и любовь к родному языку.

Работа над выразительным  чтением басни в классе способствует ее запоминанию. Если заучивание наизусть проходит в классе, то учащиеся читают произведение более выразительно и не искажают ни слова, ни ударения, хотя басни запоминаются труднее, чем стихи, в которых запоминанию помогают четкая рифма, равномерность стихотворных строк и напевность.

Повествовательная форма  басни определяет и ее чтение .

Читать басню нужно  тоном простого естественного рассказа, обращаясь с рассказом непосредственно к слушателю, потому что в своем жанре Крылов – рассказчик, изобразитель реальной жизни. Читать басни надо убежденным тоном, рассказывать как быль, как случай, который действительно произошел.

Чтец, или вернее “рассказчик” басни, передавая ее содержание, должен стремиться заинтересовать слушателей и показать отношение к истории, о  которой он повествует. Басня содержит мораль, она учит, она воспитывает мировоззрение, а потому при чтении басни у чтеца должно чувствоваться его отношение к поступкам действующих лиц в басне.

Исполнение басни –  это рассказ, но рассказ стихами. И строковая пауза, и рифма  в басне должна строго соблюдаться.

В басне Крылова часто  ударение в словах, определяемые метром стиха, не совпадают с ударениями, принятыми в наше время. Поэтому нужно, чтобы дети в классе поставили в тексте ударения, требуемые размером стиха.

“Лишь то беда, висят  они высоко”

                                                                               [“Лиса и Виноград”]

“Как зима катит в  глаза”

                                                                           [“Стрекоза и Муравей”]

Выразительное чтение – сознательное чтение, и поэтому, если ученики поняли смысл басни, если за каждым словом у них правильное понятие, если правильно понята характеристика персонажей, то ученик легче поймет соответствующие интонации и сумеет прочитать басню выразительно.

Читать выразительно мы учим детей в классе. Приступая  к работе над выразительным чтением, раньше всего надо установить характерные особенности действующих лиц, а отсюда - тон их речи.

У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер: и проказница – Мартышка, участвует ли она в квартете или примеривает очки, чтобы уметь читать книги, и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожа на человека, и косолапый мишка везде добродушно – честный, неповоротливо – сильный.

В басне “Ворона и  Лиса ”- хитрая и льстивая лисица должна говорить ласковым, но неискренним голоском кумушки – втируши; медведь, спокойное и большое животное, говорит медленно и вразумительно и т.д.

Надо стремиться научить  учеников за словами басни не только видеть образы, но и слышать звучание стиха, тем более, что Крылов в своих баснях широко пользуется звукозаписью в басне “Ворона и Лиса”;

НАПРИМЕР:

“… И на пРРиветливы  Лисицыны слова

ВоРРона каРРкнула во все воРРонье гоРРло:

СыРР выпал” и т.д.

В повторении звука “Р” как  бы слышится карканье глупой вороны.

Многие басни Крылова представляют собой небольшие веселые пьески, они сценичны по своей природе, по своему построению.

Такие басни как “Квартет”, “Мышь и Крыса”, “Ворона и  Лиса” и другие можно читать по ролям, и учащиеся охотно их разыгрывают.

Пересказ басни.

Материал басен, несмотря на то, что  в них много идиом, легко пересказывается. Объясняется это тем, что в баснях материал изложен просто и ясно, ход действия легко запоминается и не вызывает у детей затруднений при пересказе.

В басне имеются:

  1. экспозиции;
  2. завязка действия;
  3. нарастание – развитие действия;
  4. кульминация;
  5. развязка.

Так, в басне “Ворона  и Лиса”:

  1. экспозиция – Вороне где - то бог послал кусочек сыру, и она собирается его съесть;
  2. завязка действия – Появляется лиса;
  3. развития действия – Лиса видит сыр. Лиса подходит к дереву. Она льстит вороне;
  4. Кульминация – Ворона верит лести, каркает, сыр выпадает;
  5. Развязка – Лиса уносит сыр.

Пересказу предшествует составление  плана, тоже не вызывающее больших затруднений.

Для этого на доске  записываются вопросы, составленные по содержанию басни. Ответы детей можно тоже записывать на второй половине доски.

Информация о работе Психологическая теория басни Л. С. Выготского и изучение басни в средней и в коррекционной школе (инновационный аспект)