Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:28, дипломная работа
Цели и задачи дипломной работы:
- проанализировать психологическую теорию басни Л.С. Выготского и ее методический потенциал, дать критический комментарий;
- проанализировать раздел «Изучение басни» в вузовских учебниках по методике чтения (для средней, начальной и коррекционной школы, в сопоставительном аспекте, с опорой на методические работы родоначальников школьного литературного образования (методическую концепцию М.М. Щербатова, 18 в.)
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая теория басни л.с. выготского и ее
методический потенциал.
1.1. Разработка Л.С. Выготским теории басни…………………………………...… 5
1.2. Вузовская методика чтения об изучении басен в начальной и в коррекционной школе (сравнительный аспект)……………………………………………………… 14
Глава 2. Инновационные аспекты литературного образования.
2.1. Инновации в гуманитарном образовании………………………………….…. 21
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема………………………... 23
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения при изучении басни.
Работа с иллюстрациями …………………………………………………………… 29
Глава 3. Методические аспекты изучения басен И.А. Крылова
в средней и в коррекционной школе.
3.1. Задачи и содержание урока чтения в коррекционной школе……….…..…… 33
3.2. Жанр басни в воспитательном и методическом аспектах……………………..34
3.3. Методика работы над басней в коррекционной школе……………………….36
3.4. Басня в учебниках для средней и для коррекционной школы
(сравнительный анализ учебников) …………...………………………………….... 44
3.5. «И.А.Крылов-баснописец. Знакомство с басней «Ворона и лисица»
(разработка урока) ………………………………………… ………………………. 56
3.6. Мультимедийная презентация урока «И.А.Крылов-баснописец.
Знакомство с басней «Ворона и лисица» (методическая разработка автора
дипломной работы) …………………… .... ……………………………………... 60
Заключение…………………………………………………………………….
Библиография……………………………………………………...……..
Приложение № 1. Тест № 1 к уроку обобщающего типа по басням
И.А. Крылова для 3 класса начальной школы ………………………… …
Приложение № 2. Тест № 2 к уроку обощающего типа по басням
И.А. Крылова для учащихся 9 кл. коррекционной школы………………….
Приложение № 3. Рекомендации к составлению тестовых заданий
по басням И.А. Крылова для учащихся коррекционной школы ……………..
Одной из форм использования
современных образовательных
2.2. Тесты на уроках чтения как методическая проблема
Отнесение тестовой формы обучения
и контроля к инновационным образовательны
Тесты по литературе – это особая проблема, потому что здесь статистический подход (лежащий в основе тестирования как средства оценки знаний) сталкивается со спецификой литературы как вида искусства, как словесного творчества. И часто говорят, что тесты по литературе нивелируют личность, приводят к ее деградации, делают из нее нечто усредненное, механическое. И тем не менее в процессе преподавания литературы приходится обращаться к тестам. Почему?
Традиционная пятибалльная система оценки знаний не лишена недостатков: она недостаточно гибкая, недостаточно дифференцированная, недостаточно оперативная, недостаточно объективная, недостаточно психологически убедительная (бесспорная) для ученика.
Разброс оценок от («троек» до «пятерок») зависит во многом от учителя – «строгого» или «доброго», и часто отдельные учителя ставят разные оценки за один и тот же ответ.
Проблема оценки знаний и умений учеников актуальна как в школе, так и в вузе. Причем особо проблематичной оценка выглядит на гуманитарных факультетах в отличие от факультетов технических, а в школе - по предметам гуманитарным, в отличие от предметов точных. По данным социологов, за год в России в вузах ставится около 30 млн. оценок, причем примерно по одной трети приходится на тройки, четверки и пятерки. Но отмечается интересная особенность: различие оценок на факультетах технических и гуманитарных [Сыромолотов 1999: 211]. Если количество пятерок на технических факультетах составляет в среднем около 31-35%, то на гуманитарных факультетах, где количественный подход наименее вероятен, пятерок ставится больше – до 60% и более. В то же время нередки утверждения о снижении общей и гуманитарной культуры молодежи, о засилье массовой культуры, о том, что современные молодые люди мало читают.
Эти несовершенства пятибалльной системы, которые были не так заметны ранее, в нашу, чрезвычайно динамичную и психологически гораздо более демократичную эпоху, вряд ли есть смысл игнорировать.
Еще менее эффективным оказывается способ «засчитывания» знаний на основе рефератов, которые предлагается написать старшекласснику или студенту вуза. Изначально предполагается, что написание реферата – это один из самых аналитических, творческих видов учебной деятельности. Но зачастую рефераты, «перекачанные» из всемирной электронной сети, старшеклассниками и студентами и не читаются, а выводятся на принтер и сдаются на проверку. Более формализованное, дегуманизирующее средство оценки знаний студентов вряд ли можно придумать.
Во многих странах на смену привычным оценкам пришли тесты. Активно внедряется тестирование и в отечественную школьную и вузовскую практику. В одном из приказов министерства образования РФ от 28.XII.1998г. говорится: «Предоставить право высшим учебным заведениям и организациям проводить в качестве дополнительной образовательной услуги на добровольной основе централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений РФ».
Многие специалисты
Специалисты в области школьных и вузовских технологий согласны во мнении, что «тесты должны не заменять экзамены, а дополнять их… Например в систему аттестации специалистов во многих странах тесты входят, но лишь как составная часть системы разнообразных испытаний»[Шмелев 1998: 2].
В чем заключаются достоинства и недостатки тестовой формы проверки знаний?
Тесты дают более полную, объективную картину, чем обычный экзамен, обычная система вопросов. Настоящий тест должен состоять из множества относительно простых вопросов, на которые надо отвечать очень быстро, чтобы уложиться в отведенный отрезок времени. Хотя такие тесты гораздо дороже на этапе создания. В добротном тесте должно быть около 30-50 вопросов. Причем нужна изюминка – ложные (якобы правильные) ответы, которые могут озадачить сомневающегося ученика, стимулировать его мыслительную деятельность и к тому же сообщить игровой момент самому процессу тестирования. Иногда в начале тестирования учащимся и студентам предлагают более легкие вопросы, чтобы они почувствовали себя психологически более комфортно и далее работали бы эффективнее. К тому же на практике преподаватель редко удовлетворяется ответами на тестовые вопросы ученика и студента и ставит оценку на основе дополнительных трех-четырех вопросов, а это, по сути, то же тестирование, поскольку отвечающий в этом случае ограничен во времени и может размышлять не более минуты.
Тесты как более точный, то есть более формализованный, инструмент контроля лучше выявляют сильных и слабых учеников, в целом помогаю лучше дифференцировать оценки и делают их более объективными. Особенно надежно тесты выявляют тех, кто не готов, чьи знания поверхностны. Причем оспорить такую оценку, с чисто психологической точки зрения, трудно даже наиболее «пробивным» современным молодым людям.
Тестирование – более гибкая система оценки знаний, поскольку здесь шире шкала оценок (на практике – несколько десятков баллов). В результате каждый может получить свою, отражающие его успехи или неудачи, оценку, а не очень часто безликую «четверку» или «тройку». К числу достоинств тестов относится также и то, что возможно их использование как в режиме контролирующем, так и в обучающем. На занятиях предлагаются тесты, ответы на которые становятся тут же предметом обсуждения или взаимопроверки; ученики сообща находят ответы на тестовые задания. Это помогает разнообразить процесс анализа, обсуждения литературного произведения, обратить внимание на значимые художественные детали, на которых построены многие тестовые задания.
Тесты – наиболее оперативный вид проверки знаний: за короткое время можно, например, проверить знания тех или иных произведений. Тесты могут использоваться как допуск к экзамену, потому что без знания художественного текста ответ будет демагогичным, поверхностным. Чрезвычайно желательны тесты на заочном отделении в вузе: при большом количестве студентов и немногочисленных лекционно-практических занятиях в период сессии преподаватель часто не имеет возможности составить даже предварительное мнение обо всех студентах, в результате чего элемент случайности, формализма, необъективности в оценках резко возрастает.
Тесты обладают и определенной воспитательной функцией, поскольку ориентируют на работу с текстами, на приобретение конкретных знаний, приучают строить свои ответы, анализ текста со строгой опорой на текст художественного произведения.
Более глубокому знакомству с текстом способствует и задание самим составить тесты по тем или иным произведениям, литературе того или иного периода.
Вообще логично начинать занятие по тому или иному произведению с теста – проверки знания текста, что помогает не только проверить степень знакомства с текстом, но и войти в мир художественного произведения, определить круг ключевых персонажей, реплик – крылатых фраз (которые просто должны быть на «слуху» у каждого культурного человека). Разумеется, тестовые задания не должны быть случайными и они должны включаться в общую стратегию проводимого занятия.
Недостатки тестов являются продолжением их достоинств. Главный элемент в тестах – статистика. Это важно, даже необходимо, но этого недостаточно. Тесты выявляют прежде всего знания точные, конкретные, «эмпирические», хотя и очень важные. Вопросы «что?», «где?», «когда?» апеллируют только к памяти, то есть к механическому запоминанию тех или иных фактов и событий. Такая информация и забывается легко, если остается вне активного использования: 50 % знаний, если они остаются невостребованными и неосмысленными, забываются через год, 80 % - через два года [Равен Дж. 1999: 201].
Тесты не дают возможности выявить, насколько знания и умения связаны в сознании обучаемого в стройную систему. Высокий тестовый балл, как правило, не указывает на степень умения самостоятельно и творчески мыслить. Тесты необходимы как предварительный фильтр, необходимо сочетание тестов и экзаменов.
Тесты по литературе – это тесты
особые, они должны быть направлены
и на проверку конкретных знаний, и
на выявление способности к
Возможны тесты различных
3. Поиск правильного ответа среди неправильных. Это классическое, самое распространенное тестовое задание. Учащимся предлагается найти правильный вариант ответа среди нескольких неправильных.
Возможны и другие виды тестов, например, поиск наиболее правильного ответа среди нескольких в той или иной мере правильных или полных и т. д. Разнообразие форм тестирования относится к их достоинствам.
При составлении тестов необходимо учитывать, что они не должны быть случайными, необходимо отдавать предпочтение тем вопросам, которые стимулируют мышление учеников, побуждаю их сопоставлять, анализировать, устанавливать соответствия между изучаемыми явлениями.
Помимо случайности выбора литературных фактов, еще одной опасностью при составлении тестов является их усложненность, заведомая невыполнимость, что порождает неверие в свои силы и только отталкивает от тестов (и от литературы).
И еще одной реальной опасностью является стремление составителей «оживить» тесты, сделать их более «интересными», что порождает ненужное веселье и профанирует цель и смысл обращения к литературному произведению.
Правильно составленные тестовые задания должны быть рассчитаны не на механическое воспроизведение тех или иных литературных фактов, а на сотворчество тестируемых. Предполагается, что тестируемый должен логически «вычислить» автора той или иной реплики, важной для произведения фразы, основываясь на интонации, бытовых, биографических реалиях, лексических особенностях, в целом речевой манере персонажа. Целесообразно предлагать для «узнавания» ключевые фразы текста с тем, чтобы в дальнейшем, по ходу занятия, обратиться к ним, проанализировать их концептуальную роль и роль в тексте автора той или иной реплики. Так, в тестовом задании:
Кому принадлежат слова «Какие перышки, какой носок, и ангельский, должно быть голосок»:
а) Лисице; б)Льву; в)Щуке
ученик, знакомый с баснями И.А. Крылова, без труда узнает Лисицу и по ее льстивой интонации, и по уменьшительно-ласкательным суффиксам.
В целом, если тесты составлены продуманно, научно, целенаправленно (то есть в соответствии со стратегией всего занятия и – шире – всего изучаемого курса), то они могут быть очень полезными и как средство контроля знаний, и как средство обучения, развития ассоциативного мышления, творческих способностей студентов.
2.3. Межпредметные связи на уроках чтения
при изучении басни. Работа с иллюстрациями
Межпредметные связи на уроках чтения являются достаточно традиционным методическим приемом. Однако с внедрением компьютерных технологий этот прием получает новые возможности и перспективы использования.
На развитие теории межпредметных
связей в педагогике повлияли процессы
дифференциации и интеграции наук. «Всё,
что находится во взаимной связи, должно
преподаваться в такой же связи», - утверждал Каменский [http://ihtik.lib.ru/edu_
На основе общности учебно-познавательных
целей различных учебных
Особое значение приобретают
раскрытие на базе межпредметных
связей нравственных аспектов науки, анализ
взаимосвязей «человек - общество - природа», что составляет общую задачу гуманитарно-эстетических,
общественно-исторических и естественно-научных
циклов предметов, а также трудового и
эстетического воспитания и обучения.
Показатель познавательной самостоятельности
учащихся при решении межпредметных проблем
— владение системой знаний и способами
их переноса в умственной деятельности
[См. подробнее: http://ihtik.lib.ru/edu_