Психология веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Буддизм указал ему благородный путь стать мудрее, добрее и чище, иудаизм и ислам – как быть верным религии на деле и ревностно преданным Богу. Христианство дало ему видение божественной любви и милосердия. Основная цель, этой работы – рассмотрение феномена религиозной веры с точки зрения психолога, понять, как вера воздействует на восприятие мира человеком. Каким образом формируется религиозная личность? Что же такое религия с точки зрения психолога.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Воздействие веры на восприятие мира.
1.1 Что такое вера?
1.2 Соотношение веры, чувства и науки
1.3 Бессмертие как религиозное преодоление страха.
1.4 Психология просветления
1.5 Психология обрядов и культовых действий.
Глава 2. Психология религии.
2.1 Религия с точки зрения психологии.
2.2 Личностно значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение.
2.3 Религиозная личность; влияние религиозности на поведение.
2.4 Формирование и особенности религиозной личности.
2.5 Психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину.
2.6 Методы исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ 72

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 122.35 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт  психологии, социологии и социальных отношений

 

Кафедра общей  и практической психологии

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

психология веры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

2 курс, заочное (сокращенное)  отделение

направление «Психология»

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

Содержание

Введение 3

Глава 1 Воздействие  веры на восприятие мира. 6

1.1 Что такое вера? 6

1.2 Соотношение  веры, чувства и науки 9

1.3 Бессмертие  как религиозное преодоление  страха. 14

1.4 Психология  просветления 17

1.5 Психология  обрядов и культовых действий. 21

Глава 2. Психология религии. 26

2.1 Религия  с точки зрения психологии. 26

2.2 Личностно  значимые компоненты религии:  религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение. 29

2.3 Религиозная  личность; влияние религиозности  на поведение. 39

2.4 Формирование  и особенности религиозной личности. 55

2.5 Психологические  последствия вовлеченности индивида  в религиозную общину. 62

2.6 Методы  исследования 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

БИБЛИОГРАФИЯ 72

 

 

Введение

В наши дни социальная среда  стала предъявлять большинству  людей повышенные требования. Многим не под силу адаптироваться, справиться с новыми проблемами самостоятельно. Итак, сегодня резко повысилась необходимость  в разных формах адаптации, но почему это должно быть связано с религиозной  верой? В наши дни многие люди, не воспитанные на религиозных понятиях, оглядываясь вокруг себя, видят, что люди, искренне верующие в Бога, в ситуации душевного кризиса оказались психически устойчивее. В новой ситуации они особенно остро почувствовали отсутствие и внешних, и глубинных душевных опор, и этот дефицит породил ощущение потерянности.

Так или иначе, но в поисках  поддержки и опоры немалая  часть наших сограждан стала  обращаться к религиозной вере. Заметим, что если одна часть – это обратившиеся за помощью к вере – искренни, то другая устремила свои взоры к  религии из чисто корыстных побуждений.

Те, кто искренне обратил  свои взгляды в сторону веры, начали догадываться, что религия предполагает не только защиту и объяснение идеи личной ответственности, но и содержит программу перестройки человеческой судьбы. Она показывает, что сам  человек в той или иной степени  несет ответственность как за прошлое, результаты которого сказываются  в настоящем, так и за будущее, в котором он сам подготавливает решение своей судьбы. Кроме того, она удовлетворяет потребность  многих иметь не только некоторую  систему мышления, но и объект поклонения, который придает смысл существованию. Соотношение веры и интеллекта все время изменяется. В последние годы можно часто слышать и читать о бессилии интеллекта по сравнению с властным убеждением веры, опирающейся на глубинные пласты психики. Однако этому бессилию и этой слабости присуща некая особенность: голос интеллекта тих, зато не смолкнет, пока его не услышат. Это один из немногих постулатов, который дает возможность оптимистически взглянуть на будущее человечества. И интеллект когда-нибудь поставит себе те же цели, осуществления которых ждут от Бога. Цели эти – любовь к человеку и ограничение страданий. Поэтому допустимо сказать, что соперничество их лишь временное и не может рассматриваться как непримиримое.

Скорее можно сказать, что все религии истинны как проявление совести, различных сторон развития человеческого духа, который взбирается к вершинам своего бытия. В этом плане несхожие элементы мировых религий лучше воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности. Несовпадение в религиях не дает людям увязнуть во внешней, формальной стороне своей религии, а значит, они продолжают духовные поиски. Еще раз отметим, что для психолога, в отличие от философа, существенное значение имеет не вопрос о том, истинны или ложны основные положения религии, а вопрос о том, как эти верования влияют на поведение и мироощущение людей. Для него религия предстает в контексте человеческой психики и особенностей религиозной мотивации.

Что обретает верующий? Как  известно, принадлежность к некой  вере дает человеку внутри ее рамок  нормы и традиции, обряды и принятые образцы поведения. Если человек  живет в соответствии с ними, то он существенно снижает вероятность  конфликта с окружающими. В той  мере, в какой человек разделяет  глубинные символы веры, он имеет  опору в самые опасные и  тревожные моменты своей жизни. Вера создает для его психики  массированную защиту, позволяющую  выдержать испытания без разрушения личности. Кроме того, система представлений  данной религии предлагает человеку совокупность идеалов, следуя которым  он может не только понять смысл  своего существования, но и направить  свою жизнь к великой цели. Помогая  человеку, каждая религия вносит свои акценты.

Индуизм открыл ему глубочайшие духовные возможности.

Буддизм указал ему благородный путь стать мудрее, добрее и чище, иудаизм и ислам – как быть верным религии на деле и ревностно преданным Богу.

Христианство дало ему видение божественной любви и милосердия.

Основная цель, этой работы – рассмотрение феномена религиозной  веры с точки зрения психолога, понять, как вера воздействует на восприятие мира человеком.  Каким образом формируется религиозная личность? Что же такое религия с точки зрения психолога.

 

Глава 1 Воздействие веры на восприятие мира.

1.1 Что такое вера?

Религиозная вера – универсальный  феномен. Понять ее суть можно, либо определив, «что она есть», то есть что составляет ее сущность и что лежит в основе ее целей, либо, уточнив ее технологический аспект, раскрыв ее психологические функции, показав приемы, которыми достигаются эти цели. Начнем с того, что в разных языках слово «вера» фиксирует различные стороны этого глубинного понятия и только совокупность их помогает увидеть всю его многогранность.

Русское слово  «верить» (доверять) указывает на нравственность того, кому верят.

Немецкое «верить» означает дозволять, хвалить, любить.

Английское «верить» переводится, как доверять, почитать, одобрять.

Греческое «верить» означает вверять себя кому-то, рискуя собой.

Еврейское «верить» имеет общий корень со словом «истина».

Латинское «верить» соответствует удостоверению доверием.

На санскрите  «верить» означает полагать свое сердце на Бога.

Таким образом, религиозная  вера предполагает следующие основные свойства: полагать свое сердце на Бога, доверять, почитать, любить, одобрять и  стремиться к нравственности. Вера не исчерпывается «слепой убежденностью», но в какой-то мере соединена с теми знаниями о сущностях и принципах, которые в данной религии внедряются в воспитание и образование как безусловные истины.

При акценте «полагать» вера определяется как мировоззренческое  и психологическое принятие основных положений данной религиозной системы. Кроме того, полагание означает разделение сфер влияния, передачу ответственности  за многие тяготы жизни Богу, высвобождение  душевных сил человека для других сфер существования.

«Доверять» акцентирует  способность человека признавать религиозную  истину, несмотря на отсутствие доказательств  и все доводы рассудка. Человек  держится своей веры вопреки логике. Доверие делает веру могучей силой, превосходящей разум, более эффективной, чем мечта и надежда.

Чувство веры – мост через  неведомое. Оно является прочнейшими  узами, скрепляющими людей. Ребенок  верит родителям, друг верит другу, человек верит в свой народ. В  повседневной жизни слово «вера» чаще используется в его нерелигиозном  значении. Мы говорим: вера в победу, в человека, в справедливость, вера в себя и в удачу.

Если вера в себя определяет самочувствие и психическое равновесие человека, то его социальное положение  теснее связано с такими понятиями, как верность Родине, долгу, своему призванию, верность в любви. Все  лучшие качества человека, лучшие его  поступки связаны с верой и  верностью! Создается впечатление, что верят практически все  люди, поскольку без нее невозможно никакое убеждение. Только религиозные люди верят, что Бог существует, атеисты убеждены, что Бога нет, агностики – что нет достаточных доказательств - для окончательного вывода, а равнодушные люди верят, что подобные проблемы не имеют никакого значения.

В основе потребности веры – врожденное стремление человека к самораспространению (самотрансценденции) за пределы своих возможностей и  достоверного знания. Для насыщения  этой потребности человеку и нужен  этот «мост». Про себя он знает, что  ему не хватает сил и способностей для достижения желаемого. Тогда  ему нужна помощь кого-то, достаточно похожего, чтобы его понять, и достаточно всемогущего, чтобы исполнить то, что не под силу ему и человеку вообще. Такие свойства Бога, как бытие, не ограниченное временем и пространством, его вездесущность, есть образное представление человека о свойствах этого помощника.

Пытаясь ответить на вопрос: «Что есть Бог?». Исследователи пришли к заключению, что исторически, он представляет собой результат столкновения между низшим и высшим в природе человека. В этом столкновении победила высшая часть – его душа. В таком виде человек уже мог представить ее отделенной от себя. Породив и представив эту высшую часть олицетворенной, человек выявил способность не идентифицироваться с ней полностью, а видеть ее как бы со стороны, словно бы она была независимой от него и имела особую ценность, которую можно разделить с другими. Таким способом, с помощью идеи Бога, человек выносит часть себя за пределы своей индивидуальности и телесности. В этом смысле Бог есть продукт развития самосознания человека, а познание Бога есть неосознанное познание самого себя. Сначала человек отторгает лучшую часть своей личности, а затем, уже извне, снова принимает эту отторгнутую сущность, но уже гипертрофированно усиленную и улучшенную – Бога – в свою душу. Общий путь развития человека состоит в том, что он постепенно все более принимает от Бога, уподобляется ему и тем самым улучшает себя. В этом смысле религия есть развитие человека через посредника.

Религиозная вера чаще касается не природы вещей, а только их действия на человеческую персону, его чувства. Именно чувство – первооснова, наследие первичного единства сознания. Оно  предстает здесь как корень сознания, из которого позднее формируются  и познавательная и практическая сферы.

 

1.2 Соотношение веры, чувства и науки

В своей первоначальной форме  вера есть чувство. Вера уходит в глубину  психики и не может существовать без чувственной окраски, что  существенно отличает веру от знания. Знать можно многое из того, что  не затрагивает интересов личности и не вызывает эмоциональной или  оценочной реакции. То, что в знании выступает как содержание, в вере предстает не как словесная формула, а как переживание, поэтому она  обладает внутренней достоверностью. Именно благодаря яркому личному  чувству религиозный и мистический  опыт авторитетны для причастных к нему. В таких случаях опровержения с помощью рациональных доводов  не помогают, поскольку чувство может  быть вытеснено только другим чувством. Аргументация обретает действенность, только когда пробуждает чувства.

Религиозная вера не может  быть ослаблена рациональными аргументами, так как для большинства людей  Бог выступает как нечто чувственное; но она может быть уменьшена путем  создания новой, эмоционально более  ярко окрашенной доминанты. Бессилие логических доводов связано с тем, что  доминанта веры под руководящим  влиянием сложившейся модели мира так  меняет восприятие человека, что он становится избирательно слепым и глухим – в зоне веры не воспринимает голос  рассудка. Для пережившего хоть однажды  особое психическое состояние или  религиозное просветление они истинны, потому что он пережил это сам  и потому что это переживание  и достигнутое с его помощью  постижение мира помогает ему жить.

Вера – своего рода трансформатор, преобразующий умственную энергию  в душевную и обратно, поэтому  ее следует отнести и к области  чувств, и к области информации. Оттого что разум действует на чувства не прямо, а через веру, возникает парадокс: можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. Но у человека, не способного верить, знание не становится убеждением.

Важно отметить, что человек, потерявший веру в свои знания, становится бессильным, для совершения им поступков  и появляется необходимость в  принуждении – внутреннем или  внешнем. Таким внутренним принуждением может выступать закон. Однако он обращается только к рассудку и может войти в прямое противоречие со склонностями человека. Только сопровождаясь чувством внутренней необходимости, закон обусловливает развертывание поступков путем внутреннего принуждения – доказательств, то есть определения условий, когда всякое положение должно вытекать из предыдущего.

Внешнее принуждение связано с руководством, которое укрепляет веру в успех и, при достаточном авторитете руководителя, исключает критический анализ и требования доказательности. Чем больше оно соответствует его идеалам и системе ценностей модели мира, тем вероятнее, что оно будет восприниматься как нечто правильное. На этом пути религиозная вера не имеет себе равных. Она обладает чудесной способностью даже невыносимые страдания человека обращать в глубокое ощущение счастья, порождая надежду. Замечено, что верующие в Бога в жизни более уравновешенны и успешны. Вера несет утешение, ослабляя страх перед бедами жизни, перекладывая неизбежные решения на любящего и всесильного Бога. При этом большую роль играет и идея загробного воздаяния, искупающего земные страдания счастьем в ином мире, где царит глобальная справедливость. Именно возникающая гамма положительных эмоций провоцирует обращение к религии в трудной жизненной ситуации.

Религии говорят примерами, а это внешнее принуждение. Пример обращается к личному опыту в  силу своей чувственной достоверности. Он толкает к непроизвольному  подражанию, возбуждая эмоции и фантазию. Если пример – образец добродетели, то он имеет последователей в поступках, а не в рассуждениях, поэтому и  способен творить чудеса. Тот, кто  выступает в качестве примера, ведет  человека, уделяя ему частицу своей силы. Он оживляет, вдохновляет и невольно увлекает за собой. Побудительная сила идеала – намерение подражать ему, но это требует от этого идеала некоторых обязательных свойств.

Сила Бога как идеала возрастает, когда она опосредована указанием  на его атрибуты и сущностные свойства. Обратим внимание на такие качества, как любящий, справедливый и спасающий. Эти качества в некоторой, пусть  слабой, степени присущи и человеку. А если это так, то они представляют как бы мост между таким понятием Бога, к которому нельзя относиться по-человечески, и таким, к которому могут быть обращены слабые человеческие чувства. К подобному Богу легче испытывать чувства, каковые и есть проводник веры. Поэтому учителя обращаются к эмоционально воспринимаемым примерам. Эти примеры дают возможность убеждать не логикой, но вдохновением. При этом они используют особые дидактические приемы – притчи, метафоры, аллегории, многозначность которых подталкивает слушателей к проникновению в смысл путем интуитивных догадок, а они, в свою очередь, воспринимаются как внутренне пережитые озарения свыше.

Информация о работе Психология веры