Психология веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Буддизм указал ему благородный путь стать мудрее, добрее и чище, иудаизм и ислам – как быть верным религии на деле и ревностно преданным Богу. Христианство дало ему видение божественной любви и милосердия. Основная цель, этой работы – рассмотрение феномена религиозной веры с точки зрения психолога, понять, как вера воздействует на восприятие мира человеком. Каким образом формируется религиозная личность? Что же такое религия с точки зрения психолога.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Воздействие веры на восприятие мира.
1.1 Что такое вера?
1.2 Соотношение веры, чувства и науки
1.3 Бессмертие как религиозное преодоление страха.
1.4 Психология просветления
1.5 Психология обрядов и культовых действий.
Глава 2. Психология религии.
2.1 Религия с точки зрения психологии.
2.2 Личностно значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение.
2.3 Религиозная личность; влияние религиозности на поведение.
2.4 Формирование и особенности религиозной личности.
2.5 Психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину.
2.6 Методы исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ 72

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1.docx

— 122.35 Кб (Скачать файл)

Сплоченности членов религиозной  общины способствует их повседневное общение (прежде всего - во время богослужений) и взаимная поддержка и помощь, как моральная, так и материальная.

Таким образом, влияние общины реализуется через удовлетворение не только собственно религиозных потребностей верующих, но и многих иных: потребности  в общении, в утешении, в моральной  и материальной поддержке и т.п.

Именно потребность в  утешении, в моральной поддержке  и сочувствии нередко являются поводом  для посещения богослужений, для  приобщения к деятельности религиозной  общины.

Многих может толкнуть к этому бедность эмоциональных  переживаний, монотонность повседневной жизни, если в ней отсутствуют  серьезные и социально значимые интересы, впечатляющие события.

Этими факторами объясняется, почему в составе религиозных  общин преобладают женщины, причем значительную их часть составляют вдовы  и одинокие.

В связи с рассмотрением  факторов влияния микро- и макросреды на формирование религиозной личности Д.М. Угринович рассматривает проблему «обращения» в религиозную веру.

Специфика содержания религиозного «обращения» связана либо с переходом  от неверия к активной и глубокой религиозной вере, либо с переходом  от одной религии к другой. Религиозное  «обращение» имеет своим социально-психологическим  источником и предпосылкой кризис нравственных и мировоззренческих устоев личности, который в силу ряда причин объективного и субъективного порядка заканчивается  формированием в ее сознании ценностных ориентации и социальных установок той или иной религии. Психологически процесс религиозного «обращения» протекает, как правило, интенсивно, с бурными переживаниями, с резкой сменой отрицательных эмоций положительными, связанными с религиозной верой. Иначе говоря, психологическим «механизмом», лежащим в основе религиозного «обращения», является катарсис.

Религиозное обращение представляет собой сложный многоаспектный процесс, в исследовании которого необходимо учитывать как объективные социальные, так и субъективно-психологические  предпосылки. К числу внешних, объективных  предпосылок «обращения» следует  отнести различные события и  жизненные ситуации, которые вызывают неудовлетворенность человека его  прежним образом жизни, прежней  системой ценностей и социальных ориентации.

Внутренней психологической  предпосылкой религиозного «обращения»  является духовный конфликт личности, утратившей прежние ценностные ориентации и ищущей новые ориентиры в  сфере мировоззрения и морали. Находясь в состоянии неудовлетворенности  собой и окружающим миром, такая  личность обращается к мнимому религиозному спасению. Вера в Бога представляется «новообращенному» его спасительницей в мире «греха», источником его душевного  спокойствия. Религия в подобных случаях выступает как своеобразное «замещение» подлинных нравственных и духовных ценностей, как мнимое решение реальных жизненных конфликтов.

Рассмотрев факторы, формирующие  религиозную личность, Д.М. Угринович  выделяет ее основные характеристики.

К потребностям религиозной  личности он отнес потребность в  отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется ее иллюзорное взаимодействие с потусторонним  миром. Ее идейной основой является вера в сверхъестественное, т.е. в  существование особых двусторонних отношений между религиозным человеком и сверхъестественными силами.

При этом религия, по мнению автора, по-своему удовлетворяет и  нерелигиозные потребности людей, в частности, мировоззренческие, нравственные, эстетические, познавательные, потребности  в общении, в утешении и даже в  социальной активности. Одни социальные потребности, например, мировоззренческие, нравственные, познавательные, находят  специфическое удовлетворение через  систему религиозных догматов, мифов  и норм поведения, пропагандируемых религиозными организациями. Другие - эстетические - удовлетворяются благодаря  эстетическим компонентам богослужения. Третьи - потребность в общении, утешении, социальная активность - реализуются  в религиозной общине.

Мотивы, по которым индивид  стал верующим, не всегда им осознаются. Верующий часто объясняет их, исходя из ложных предпосылок, источником которых  является религиозное вероучение. Становление  своей религиозности многие верующие объясняли божественным вмешательством, обретением «божественной благодати» и т.п.

Социальные установки  верующих сводятся к негативным установкам к атеистам и атеизму и ценностным ориентациям, характеризующимся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из веры в  существование сверхъестественного  мира. Земное подчиняется неземному  и сверхъестественному. Устанавливается  такая субординация ценностей, при  которой все реальные ценности, вытекающие из запросов и потребностей человека на земле, рассматриваются как второстепенные. Первое, главенствующее место в иерархии ценностей, пропагандируемых религией, занимают ценности иллюзорные, вымышленные, вытекающие из веры в сверхъестественное.

Согласно представлениям автора, существуют два типа верующих: интровертированные (т.е. обращенные в себя) и экстровертированные (обращенные вовне). При этом он опирается на типологию К.Г. Юнга.

Для религиозных людей  первого типа религия — это  средство ухода от окружающего мира, бегство в мир иллюзорный, фантастический. К их числу он относит представителей религиозного аскетизма, монашества, затворничества, религиозных созерцателей и мистиков.

Другой психологический  тип религиозных людей представляют верующие и религиозные деятели, для которых религия является специфическим способом самоутверждения  личности, способом проявления своего Я в религиозной группе и системе  религиозных отношений. К представителям этого типа он относит многих религиозных  иерархов, проповедников и активистов, которые возглавляют религиозные  общины или играют важную роль в  религиозных организациях. Нередко  у людей такого типа религиозность  носит в значительной мере внешний  характер, ибо религия важна для  них лишь как средство обеспечения  благосостояния, власти, карьеры, социального  влияния, авторитета.

2.5 Психологические последствия  вовлеченности индивида в религиозную  общину.

Психология религии рассматривает  в качестве одного из важнейших факторов, формирующих религиозность индивида, религиозную общину. Она представляет собой особую социальную группу, в  рамках которой людей объединяют отправление религиозного культа, общность верований. Индивидуальная религиозности  питается извне, через механизмы  социального влияния — такие, как традиции, институты, обычаи, привычки. В этом ряду стоит и религиозная  община.

Религиозность как массовое явление нуждается в социальной опоре, без нее религиозные мотивы поведения ослабевают и затухают. (Речь здесь вовсе не идет о том, что своеобразие религии сводится к простой функции социального положения той группы, которая выступает в качестве ее носителя. Имеется в виду просто тот бесспорный факт, что в числе факторов, оказывающих воздействие на религию, должны быть приняты во внимание и социальные обстоятельства). Это относится к такому, например, показателю религиозности, как посещение церкви, участие в соблюдении обрядов, участие в богослужении.

Жизнь в общине способствует соблюдению определенных норм поведения. Люди чаще посещают церковь, когда находят  в этом поддержку со стороны тех, с кем постоянно общаются. Если они не получают такой поддержки  или она уменьшается, может возникнуть конфликтная ситуация: люди, посещающие церковь, испытывают чувство одиночества, изоляции.

Один из вопросов, стоящих  в центре социально-психологических  исследований, — вопрос о том, как  влияет религиозность на социально  значимое поведение людей, считающих  себя верующими, и прежде всего каковы психологические последствия вовлеченности  индивида в религиозную общину.

Как уже отмечалось, дать однозначный ответ на вопрос о  социальных и политических ориентациях  «религиозной личности» вообще невозможно, поскольку они зависят от множества  факторов не только конфессионального  порядка, но и социально демографического, Что касается психологических последствий вовлеченности индивида в религиозную общину, то важнейшим является создание и поддержание устойчивой социально-психологической идентичности личности, ее внутреннего равновесия. В значительной мере это обеспечивается свойствами религиозной общины, функционирующей в качестве малой группы.

Она может быть довольно различной по численности, но в таких  пределах, чтобы обеспечивались постоянные и устойчивые контакты между ее члена  ми. Эти контакты предполагают возникновение  межличностных отношений, таких, как симпатия или антипатия, дружба или вражда, в любом случае — взаимная заинтересованность, общие интересы, общность веры. Существуют религиозные общины без фиксированного членства, когда состав группы лиц, посещающих богослужения, при наличии какого-то постоянного ядра все же меняется довольно значительно (таков православный приход), и с твердо, фиксированным членством: стабильное ядро общины составляет ее большинство, а переменная — меньшинство (таковы общины баптистов, адвентистов и многие другие; в типологии религиозных организаций они обозначаются как «секты»).

Религиозная община оказывает  повседневное и заметное влияние  на ее членов, удовлетворяет потребности  в общении, в моральной и материальной поддержке (чувство опоры), в утешении.

Социальное значение, таким образом, организованной религиозной жизни заключается в том, что она поддерживает общение и взаимодействие в микромире, который обеспечивает определенную степень общности взглядов (консенсус значения) и сплоченности.

И это несмотря на очевидный  упадок, институционально организованной религии в западном мире. Больше того, в значительной мере поиском «душевного комфорта» объясняется сегодня такой феномен, как новые религиозные движения, часто с коммунитарными формами жизни последователей.

2.6 Методы исследования

Выбор методов также определяется теоретической позицией и мировоззренческой  ориентацией исследователя. Психология религии до настоящего времени не имела собственной теоретической  базы, выработанной в рамках данной дисциплины и связанной с решением исключительно религиозно-психологических  задач. Исследования по психологии религии  почти всегда представляли собой  применение в сфере религиозных  фактов некоторой теории, которая  первоначально была сориентирована на значительно более широкий спектр явлений и предлагала общую антропологическую модель. В области теоретической работы преобладали так называемые интерпретирующие методы — эмпирический, материал толковался на базе психоаналитического, бихевиористского, медицинско-психологического или какого-то иного подхода. Эти методы могут быть классифицированы в зависимости от статуса интерпретирующей теории. Так, например, В. Пелль выделяет четыре дедуктивных метода (называемые им также априорными в отличие от апостериорных или эмпирических): психологический дедуктивный, метафизический дедуктивный, трансцендентальный дедуктивный, феноменологический.

Что касается сбора эмпирического  материала, то тут психология религии  идет в русле общей традиции эмпирического  рационалистического знания о человеке — она пользуется методами, широко применяемыми в общей и медицинской  психологии, социологии, этнографии и  т. п. В качестве наиболее распространенных следует назвать интроспекцию, наблюдение, эксперимент, изучение личных документов, изучение клинических случаев, анкетирование, интервью, опросы.

Интроспекция первоначально  была одним из ключевых методов психологии. До появления психологии бессознательного психологическое вообще понималось как то, что является субъекту, иначе  говоря, как то, что им осознается, — соответственно, описание психологической  реальности на материалах самонаблюдения представлялось вполне естественным. Однако научная обоснованность полученных таким образом результатов может быть поставлена под сомнение, поскольку интроспективный опыт не проверяем и лишь ограниченно воспроизводим. Впоследствии в психологических теориях был сделан акцент на материале, доступном более объективному внешнему наблюдению — таком, как поведение, речь, обучение, ориентировочные процессы и т. п. Метод интроспекции был подвергнут радикальной критике и некоторыми психологическими школами совершенно отброшен. Тем не менее, его продолжают использовать, и в психологии религии он остается неотъемлемой частью исследования, а в соединении с другими, более объективными методами позволяет получить весьма надежные результаты.

Наблюдение было и остается одним из важнейших методов исследования, прежде всего религиозного поведения. В психологии религии применяется наблюдение, как индивидов, так и в группе. Виды наблюдения в группе различают по степени участия в ее жизни; участие бывает полным, частичным или нулевым; соответственно, методики наблюдения в каждом случае меняются.

Эксперимент у различных  исследователей принимал разные формы. Одним из первых применил его в  психологии религии К. Гиргензон, изучавший структуру религиозного переживания. Эксперимент состоял в том, что испытуемому предлагали некоторый текст религиозного содержания и просили зафиксировать эмоции и мысли, спровоцированные чтением. Впоследствии этот метод был модифицирован В. Грюном, который оперировал уже не целым текстом, а отдельной фразой. Особую известность получили эксперименты с применением фармакологических средств, поставленные С. Грофом, который использовал наркотические вещества в психоаналитическом лечении.

Изучение личных документов также широко используется в психологии религии. К ним относятся автобиографии, дневники, записи снов, историй обращения, письма, литературно-художественные произведения или их черновики. Художественные произведения изобразительного ряда — живопись, графика, пластика, хореография —  тоже могут выступать материалом для психолога. В этом же ряду следует  назвать и проективные методики, в частности, сочинения испытуемых на заданную тему. С точки зрения строгой научности эти подходы, конечно, имеют определенные недостатки. Валидность (достоверность, надежность результатов) данного метода не поддается измерению, спорной является его репрезентативность. Личный документ субъективен в оценках, не точен в воспроизведении фактов, не систематичен; человек часто не способен осознать свои истинные мотивы и бессознательно фальсифицирует их; велика вероятность ошибок памяти; смысл используемых понятий обычно не уточняется. Кроме того, личные документы, как правило, нельзя публиковать, что осложняет их статистическую обработку. Однако при исследовании таких переживаний, как любовь, страх, религиозное благоговение и т. п., эти источники дают ценную информацию. Как и в случае интроспекции, достоверность результатов можно повысить, применяя параллельно другие методы. Например, уже упоминавшаяся работа У. Джемса основывается почти исключительно на изучении личных документов.

Информация о работе Психология веры