Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:49, курсовая работа
Буддизм указал ему благородный путь стать мудрее, добрее и чище, иудаизм и ислам – как быть верным религии на деле и ревностно преданным Богу. Христианство дало ему видение божественной любви и милосердия. Основная цель, этой работы – рассмотрение феномена религиозной веры с точки зрения психолога, понять, как вера воздействует на восприятие мира человеком. Каким образом формируется религиозная личность? Что же такое религия с точки зрения психолога.
Введение
Глава 1 Воздействие веры на восприятие мира.
1.1 Что такое вера?
1.2 Соотношение веры, чувства и науки
1.3 Бессмертие как религиозное преодоление страха.
1.4 Психология просветления
1.5 Психология обрядов и культовых действий.
Глава 2. Психология религии.
2.1 Религия с точки зрения психологии.
2.2 Личностно значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение.
2.3 Религиозная личность; влияние религиозности на поведение.
2.4 Формирование и особенности религиозной личности.
2.5 Психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину.
2.6 Методы исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ 72
Сплоченности членов религиозной общины способствует их повседневное общение (прежде всего - во время богослужений) и взаимная поддержка и помощь, как моральная, так и материальная.
Таким образом, влияние общины
реализуется через
Именно потребность в утешении, в моральной поддержке и сочувствии нередко являются поводом для посещения богослужений, для приобщения к деятельности религиозной общины.
Многих может толкнуть к этому бедность эмоциональных переживаний, монотонность повседневной жизни, если в ней отсутствуют серьезные и социально значимые интересы, впечатляющие события.
Этими факторами объясняется, почему в составе религиозных общин преобладают женщины, причем значительную их часть составляют вдовы и одинокие.
В связи с рассмотрением
факторов влияния микро- и макросреды
на формирование религиозной личности
Д.М. Угринович рассматривает
Специфика содержания религиозного
«обращения» связана либо с переходом
от неверия к активной и глубокой
религиозной вере, либо с переходом
от одной религии к другой. Религиозное
«обращение» имеет своим
Религиозное обращение представляет
собой сложный многоаспектный процесс,
в исследовании которого необходимо
учитывать как объективные
Внутренней психологической
предпосылкой религиозного «обращения»
является духовный конфликт личности,
утратившей прежние ценностные ориентации
и ищущей новые ориентиры в
сфере мировоззрения и морали.
Находясь в состоянии
Рассмотрев факторы, формирующие религиозную личность, Д.М. Угринович выделяет ее основные характеристики.
К потребностям религиозной
личности он отнес потребность в
отправлении культовых
При этом религия, по мнению
автора, по-своему удовлетворяет и
нерелигиозные потребности
Мотивы, по которым индивид стал верующим, не всегда им осознаются. Верующий часто объясняет их, исходя из ложных предпосылок, источником которых является религиозное вероучение. Становление своей религиозности многие верующие объясняли божественным вмешательством, обретением «божественной благодати» и т.п.
Социальные установки
верующих сводятся к негативным установкам
к атеистам и атеизму и ценностным
ориентациям, характеризующимся тем,
что в ней главную роль играют
идеи и нормы, вытекающие из веры в
существование
Согласно представлениям автора, существуют два типа верующих: интровертированные (т.е. обращенные в себя) и экстровертированные (обращенные вовне). При этом он опирается на типологию К.Г. Юнга.
Для религиозных людей первого типа религия — это средство ухода от окружающего мира, бегство в мир иллюзорный, фантастический. К их числу он относит представителей религиозного аскетизма, монашества, затворничества, религиозных созерцателей и мистиков.
Другой психологический
тип религиозных людей
Психология религии
Религиозность как массовое явление нуждается в социальной опоре, без нее религиозные мотивы поведения ослабевают и затухают. (Речь здесь вовсе не идет о том, что своеобразие религии сводится к простой функции социального положения той группы, которая выступает в качестве ее носителя. Имеется в виду просто тот бесспорный факт, что в числе факторов, оказывающих воздействие на религию, должны быть приняты во внимание и социальные обстоятельства). Это относится к такому, например, показателю религиозности, как посещение церкви, участие в соблюдении обрядов, участие в богослужении.
Жизнь в общине способствует соблюдению определенных норм поведения. Люди чаще посещают церковь, когда находят в этом поддержку со стороны тех, с кем постоянно общаются. Если они не получают такой поддержки или она уменьшается, может возникнуть конфликтная ситуация: люди, посещающие церковь, испытывают чувство одиночества, изоляции.
Один из вопросов, стоящих
в центре социально-психологических
исследований, — вопрос о том, как
влияет религиозность на социально
значимое поведение людей, считающих
себя верующими, и прежде всего каковы
психологические последствия
Как уже отмечалось, дать однозначный ответ на вопрос о социальных и политических ориентациях «религиозной личности» вообще невозможно, поскольку они зависят от множества факторов не только конфессионального порядка, но и социально демографического, Что касается психологических последствий вовлеченности индивида в религиозную общину, то важнейшим является создание и поддержание устойчивой социально-психологической идентичности личности, ее внутреннего равновесия. В значительной мере это обеспечивается свойствами религиозной общины, функционирующей в качестве малой группы.
Она может быть довольно различной по численности, но в таких пределах, чтобы обеспечивались постоянные и устойчивые контакты между ее члена ми. Эти контакты предполагают возникновение межличностных отношений, таких, как симпатия или антипатия, дружба или вражда, в любом случае — взаимная заинтересованность, общие интересы, общность веры. Существуют религиозные общины без фиксированного членства, когда состав группы лиц, посещающих богослужения, при наличии какого-то постоянного ядра все же меняется довольно значительно (таков православный приход), и с твердо, фиксированным членством: стабильное ядро общины составляет ее большинство, а переменная — меньшинство (таковы общины баптистов, адвентистов и многие другие; в типологии религиозных организаций они обозначаются как «секты»).
Религиозная община оказывает повседневное и заметное влияние на ее членов, удовлетворяет потребности в общении, в моральной и материальной поддержке (чувство опоры), в утешении.
Социальное значение, таким образом, организованной религиозной жизни заключается в том, что она поддерживает общение и взаимодействие в микромире, который обеспечивает определенную степень общности взглядов (консенсус значения) и сплоченности.
И это несмотря на очевидный упадок, институционально организованной религии в западном мире. Больше того, в значительной мере поиском «душевного комфорта» объясняется сегодня такой феномен, как новые религиозные движения, часто с коммунитарными формами жизни последователей.
Выбор методов также определяется
теоретической позицией и мировоззренческой
ориентацией исследователя. Психология
религии до настоящего времени не
имела собственной
Что касается сбора эмпирического материала, то тут психология религии идет в русле общей традиции эмпирического рационалистического знания о человеке — она пользуется методами, широко применяемыми в общей и медицинской психологии, социологии, этнографии и т. п. В качестве наиболее распространенных следует назвать интроспекцию, наблюдение, эксперимент, изучение личных документов, изучение клинических случаев, анкетирование, интервью, опросы.
Интроспекция первоначально была одним из ключевых методов психологии. До появления психологии бессознательного психологическое вообще понималось как то, что является субъекту, иначе говоря, как то, что им осознается, — соответственно, описание психологической реальности на материалах самонаблюдения представлялось вполне естественным. Однако научная обоснованность полученных таким образом результатов может быть поставлена под сомнение, поскольку интроспективный опыт не проверяем и лишь ограниченно воспроизводим. Впоследствии в психологических теориях был сделан акцент на материале, доступном более объективному внешнему наблюдению — таком, как поведение, речь, обучение, ориентировочные процессы и т. п. Метод интроспекции был подвергнут радикальной критике и некоторыми психологическими школами совершенно отброшен. Тем не менее, его продолжают использовать, и в психологии религии он остается неотъемлемой частью исследования, а в соединении с другими, более объективными методами позволяет получить весьма надежные результаты.
Наблюдение было и остается
одним из важнейших методов
Эксперимент у различных исследователей принимал разные формы. Одним из первых применил его в психологии религии К. Гиргензон, изучавший структуру религиозного переживания. Эксперимент состоял в том, что испытуемому предлагали некоторый текст религиозного содержания и просили зафиксировать эмоции и мысли, спровоцированные чтением. Впоследствии этот метод был модифицирован В. Грюном, который оперировал уже не целым текстом, а отдельной фразой. Особую известность получили эксперименты с применением фармакологических средств, поставленные С. Грофом, который использовал наркотические вещества в психоаналитическом лечении.
Изучение личных документов
также широко используется в психологии
религии. К ним относятся автобиографии,
дневники, записи снов, историй обращения,
письма, литературно-художественные произведения
или их черновики. Художественные произведения
изобразительного ряда — живопись,
графика, пластика, хореография —
тоже могут выступать материалом
для психолога. В этом же ряду следует
назвать и проективные