Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:49, курсовая работа
Буддизм указал ему благородный путь стать мудрее, добрее и чище, иудаизм и ислам – как быть верным религии на деле и ревностно преданным Богу. Христианство дало ему видение божественной любви и милосердия. Основная цель, этой работы – рассмотрение феномена религиозной веры с точки зрения психолога, понять, как вера воздействует на восприятие мира человеком. Каким образом формируется религиозная личность? Что же такое религия с точки зрения психолога.
Введение
Глава 1 Воздействие веры на восприятие мира.
1.1 Что такое вера?
1.2 Соотношение веры, чувства и науки
1.3 Бессмертие как религиозное преодоление страха.
1.4 Психология просветления
1.5 Психология обрядов и культовых действий.
Глава 2. Психология религии.
2.1 Религия с точки зрения психологии.
2.2 Личностно значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт, религиозное поведение.
2.3 Религиозная личность; влияние религиозности на поведение.
2.4 Формирование и особенности религиозной личности.
2.5 Психологические последствия вовлеченности индивида в религиозную общину.
2.6 Методы исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ 72
Изучение клинических случаев, называемое также анамнезом, наиболее характерно для клинической психиатрии и психотерапии; оно подразумевает систематическое исследование поведения, и состояния пациента на протяжении достаточно длительного времени. Ближайшей его целью является рассмотрение истории жизни, а также истории болезни человека для постановки диагноза и выработки наиболее эффективной стратегии лечения, что, в конечном итоге, дает материал для разработки общей психологической теории. Этот метод является основным для целого ряда психологических теорий, которые были экстраполированы на психологию религии. Среди исследователей, применявших его, прежде всего, следует назвать представителей психологии бессознательного — 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, а также французской психиатрической школы - Ж. Шарко, А. Бине, П. Жане.
Анкетирование, интервью, опросы — методы, заимствованные из социологии; они в значительной степени свободны от субъективизма и отличаются высокой информативностью. Их преимущество в том, что они дают информацию, допускающую математическую обработку, позволяют выводить статистические закономерности и наблюдать корреляции, например, между некоторой религиозной установкой и принадлежностью к той или иной социальной группе. Одними из первых их применили в конце XIX в. исследователи американской школы психологии религии Э. Старбэк и Дж. Леуба.
Разумеется, перечисленные методы не исчерпывают весь арсенал средств, можно упомянуть также тестирование, составление психологических шкал, метод семантического дифференциала и др. Во многих исследованиях используются сложные, многосоставные методы, например, когда вопросы психологии религии рассматриваются в контексте медицинской психологии, психоанализа и т. п.
Религия и сегодня продолжает
оставаться хранительницей вневременных
ценностей, забвение или разрушение
которых означало бы универсальную
деградацию. Жизнестойкость религиозных
верований связана с тем, что
они развиваются и
Верят все люди, поскольку без веры невозможно никакое убеждение (в том числе и научное). При этом научные категории причины и следствия не дают ответа на важные для каждого человека вопросы – о смысле и цели жизни. Отличие религиозной веры состоит в том, что она дает ответы на такие вопросы. Наука предлагает объяснение, исключающее цель и основанное на законе. Религия отличается от науки наличием цели бытия. Поэтому надо помнить, что идея Бога помогает человеку вынести лучшую часть своей душевной жизни за пределы своей индивидуальности и распространиться в мир, что все лучшие качества человека и лучшие его поступки связаны с верой и верностью!
Общий путь духовного развития человека состоит в том, что постепенно, все более идентифицируясь с Богом и уподобляясь ему, он улучшает себя. В этом смысле религия есть признание развития человека через Бога как через посредника.
Сосуществование науки и религии определяется возможностью восприятия веры, чувства и научных знаний разными людьми. Это соотношение зависит от врожденных индивидуальных особенностей и жизненных обстоятельств каждого. Для одних ведущим является мироощущение, для других – мировоззрение, а для третьих – миропонимание. Первым всегда ближе и чувственно понятнее вера, вторым – гармония и красота зависимости, а третьи хотели бы услышать научные аргументы. Однако и эти последние, когда им становится по настоящему плохо, и они чувствуют, что им мало помогает наука, и они обращают свое лицо к вере.
Непримиримым атеистам, сторонникам
единственности научного пути стоит
напомнить, что взаимодействие между
религией и наукой является мощным
фактором, способствующим развитию цивилизации.
На вершине осознанного развития
– наука, а на вершине бессознательного
– религия. Их взаимодействие способствует
дальнейшему духовному
Ради блага общества необходимо воспитать в людях не только взаимную терпимость к лицам различных религий, но и между верующими и атеистами, полностью полагающимися на науку, независимо от отдаленных последствий ее усилий.
Вера преломляется и врожденными
свойствами, и социальной средой, определяющей
психологические особенности
От того, что в ней
выступает высшим идеалом, зависит
все поведение и самочувствие
человека. Если он не обрел великих
целей, то теряет возможность понять,
зачем явился на свет, зачем существует.
Тайна земного бытия остается
для него побочной проблемой и
как личность он не дозревает. Жизнь
его проходит в некоем полу осмысленном
состоянии, без тех мощных положительных
эмоций, которые только и способны перестроить
всю иерархию его потребностей, то есть
трансформировать модель мира. Чем более
возвышенным является идеал, тем лучше
организована душевная жизнь человека.
Это проявляется в повышении его способности
переносить жизненные трудности, умении
воспринимать удары судьбы без разрушения
психики, мечтать и быть в состоянии ставить
перед собой сколь угодно далекие и трудные,
но (в соответствии с идеалом) исключительно
благородные цели. Мировые религии за
длительную историю своего существования
не только сформировали самые замечательные
идеалы человечества, но и разработали
способы реального продвижения каждого
отдельного человека к этим высотам. Мне
представляется, что путь этот не исчерпал
себя и вряд ли когда-либо исчерпает свое
благодетельное влияние на человечество.