Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.
Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по ВК.docx

— 124.81 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными  на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы России

 

Введение

Необходимость исследования психолого-педагогичкских особенностей воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными определяется тем, что за последние годы подростковая преступность у нас в стране существенно возросла. Число умышленных убийств совершаемых, несовершеннолетними, увеличилось на 142%, разбойных нападений - на 122%, тяжких телесных повреждений - на 80%, грабежей - на 46%. Стали преобладать уголовные деяния с использованием различного оружия. В настоящее время число школьников, вооружённых различными видами оружия и средствами самозащиты, составляет около 35%. [28]

Сегодня самой криминально  поражённой частью населения являются подростки. Обвальный рост преступности несовершеннолетних вызывает тревогу  как у теоретиков в области  психологии, педагогики, криминологии, так и у практических работников правоохранительной сферы. Динамика и  темпы этого роста заставляют бить в набат, так как речь по большому счёту, идёт о судьбе страны, её будущем. Проблема подростковой преступности ещё  более актуализировалась с учётом эпохального события - с наступлением третьего тысячелетия XXI века.

Остаются и проблемы воспитания подрастающего поколения. Среди  них одной из актуальных является борьба с негативными явлениями  в среде несовершеннолетних правонарушителей и преступностью несовершеннолетних. В среде подростков и молодёжи всё явственнее начали проявляться  признаки нравственной деморализации, выражающиеся в негативных явлениях - пьянстве, наркомании, токсикомании, проституции, в возникновении и  росте различных неформальных объединений  асоциальной направленности.

Подобный рост преступности в среде несовершеннолетних обусловлен рядом объективных причин: большинство  общественных и государственных  институтов, занимавшихся ранее проблемами подрастающего поколения, включая  комсомол, систему работы в школах, дворцах пионеров, разрушены, а взамен не предложено ничего нового. Велик процент рецидивных преступлений несовершеннолетних особенно, это касается амнистированных лиц по данным 2001г., благодаря амнистии (июнь-ноябрь) численность осуждённых в воспитательных колониях сократилась на 7,8 тыс., из которых более 35% в 2002 году вернулись обратно, совершив новые преступления. [5] Таким образом, решение проблемы подростковой преступности невозможно без тщательного изучения исторического опыта по исправлению несовершеннолетних правонарушителей, без изучения особенностей их личности и современного состояния воспитательной работы, которая сейчас проводится в воспитательных колониях.

Актуальность выбранной  темы обусловлена также тем, что  многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.

Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный  поиск и разработка оптимальных  средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной  важности. В апреле 2000 года ГУИН Минюста  России была разработана Концепция  воспитательной работы с осуждёнными  в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, где особое внимание уделяется  внедрению в деятельность исправительных заведений положительного отечественного и зарубежного опыта.

Цель работы. На основе изучения и анализа научных источников выявить, проанализировать и обобщить опыт воспитательной работы с несовершеннолетними  осуждёнными в различные исторические периоды, с целью выявления и  разработки путей и новых направлений  повышения эффективности исправления  несовершеннолетних осужденных.

Задачи:

- проанализировать научные  источники по данной теме;

- изучить историю становления  и развития воспитательной работы  с несовершеннолетними осужденными;

- изучить психолого-педагогические, социально-демографические и уголовно - правовые особенности личности  несовершеннолетних осуждённых;

- изучить уже известные  и разработать новые методы  воспитательного воздействия на  несовершеннолетних осуждённых  в современных условиях.

Предметом исследования является процесс формирования, развития и  исправления несовершеннолетних осуждённых.

Объектом исследования выступает  воспитательная работа проводимая в воспитательных колониях с несовершеннолетними осуждёнными.

Гипотеза. Если правильно  организовать процесс воспитательного  воздействия на несовершеннолетних осуждённых, то результат их исправления  будет эффективнее.

Структура. Данная выпускная  квалификационная (дипломная) состоит  из введения, трёх глав, первая глава  состоит из трёх параграфов, а вторая и третья из двух, заключения, библиографии и приложений.

Положения, выводимые на защиту:

1) История становления  и развития воспитательной работы  с несовершеннолетними правонарушителями.

2) Характеристика личности  несовершеннолетних осуждённых.

3) Особенности воспитательного  процесса с несовершеннолетними  осуждёнными.

ГЛАВА 1. История становления  и развития воспитательной работы с  несовершеннолетними правонарушителями.

Борьба с преступностью  несовершеннолетних - дело исключительной государственной важности и всегда представляло одну из острых социальных проблем решавшихся по-разному в  различные исторические периоды.

Перед тем как начать свое повествование об истории становления  воспитательной работы с несовершеннолетними  осужденными, считаю необходимым немного  осветить и историю становления  самих мест, в которых содержались  несовершеннолетние правонарушители.

Идеи и первые попытки  организации воспитания несовершеннолетних правонарушителей принадлежат Западной Европе и относятся к XVI веку. В  этот период предпринимаются шаги к  организации особых заведений для  таких детей. Эти заведения, по сути, были смешанными сиротскими домами, где содержались дети сироты, ни совершившие, ни чего предосудительного (их называли непорочными), дети порочные, т.е. совершившие различного рода проступки, и дети «преступные». Первые, такие заведения были открыты в Голландии в 1547 г.; в 1595г. в Германии. Дети всех перечисленных категорий в таких домах содержались вместе, что, по моему мнению, являлось неправильным с одной стороны, ибо помогало (совместное содержание) появлению в мире большему количеству криминально зараженных детей, но с другой стороны нельзя отрицать и влияния детей с положительной направленностью на малолетних правонарушителей, т.к. в процессе общения происходит обмен большим количеством информации, в том числе и позитивной.

В некоторых странах создавались  заведения для их раздельного  содержания (в Голландии, Бельгии, Дании  и Швеции). Однако, количество их было весьма незначительным. Далее в XVII веке характер этих заведений изменился: из них были удалены порочные и преступные дети, и заведения стали просто сиротскими домами. Как ни странно в XIX веке в Голландии и Германии подобных заведений не осталось, но, зато они появились в Англии, во Франции, в Италии, Швейцарии, Испании Португалии, Швеции, Норвегии, Дании, Америке, Новой Зеландии.

В середине XVII века во Франции  был открыт дом для порочных и  преступных мальчиков. В Генуе в 1656 г. открылось такое заведение  для 600 мальчиков и девочек. В 1704 г. подобное заведение учредил папа Клемент XI, которое предназначалось для малолетних преступников с общим заключением днем и разъединенным на ночь. Позже было открыто и отделение для девочек. Необходимо также заметить тот факт, что хотя и были попытки организовать специальные заведения для несовершеннолетних правонарушителей, приводили лишь к созданию тюрем для детей, которые не отличались от тюрем для взрослых. Первые шаги к организации заведений воспитательного характера для детей-правонарушителей были сделаны Песталоцци (1775 г. Швейцария). В основу своей работы по воспитанию с малолетними преступниками И. Песталоцци положил любовь к ним, заботу об их интересах, а также труд (который используется и поныне в пенитенциарной системе в работе со всеми категориями осужденных). В исправительном заведении Песталоцци воспитанники осваивали ремесла, работали, обучались грамоте.

Таким образом, можно сказать, что именно, И. Песталоцци была предпринята  первая попытка по созданию тех принципов  воспитательной работы с осужденными, в частности с несовершеннолетними, которые и используются, и по сей  день в пенитенциарной педагогике: соединение обучения и профессионального  труда.

Идеи Песталоцци, несомненно, оказали немаловажное влияние на деятельность аналогичных учреждений в других странах. Так в 1824 году профессор  Грикк учреждает в Северо-Американском Союзе убежище для преступных детей. А в 1826 году папа Лев XII в Риме основал исправительное заведение для преступных и порочных детей. С течением времени подобные заведения открылись и во многих других странах Европы, при чем нельзя не отметить тот факт, что они открывались по частной инициативе. Далее в работе исправительных заведений стали принимать участие государства и правительства. По существу, имеющиеся заведения получили законодательное закрепление. Во Франции такой закон был принят в 1850 году, в Англии в 1854 году, в Германии в 1878 году. [6]

Правовая поддержка государства  способствовала увеличению количества Исправительных заведений: в 1832 году в  Англии и Шотландии их было 282, в  Швейцарии 60, во Франции 59, в Италии 40. Со временем многие из них отошли от тех идеалов, которые были выработаны педагогами-филантропами, первыми обратившими  внимание на несчастных детей.

Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в разных странах, имели и сходства и различия. Одной  из важных отличительных характеристик  было то, что одни ограничивались работой  только с преступными детьми (Бельгия, Франция, Англия), а другие занимались детьми порочными и беспризорными (Швейцария, Голландия, Италия, США). [7]

Среди исправительных заведений  произошло еще одно деление на ремесленные и земледельческие  учреждения.

В разных странах преобладали  и разные методы и системы воспитания: например, в Англии и Германии преобладала  казарменная система со всеми  армейскими атрибутами, с субординацией  и дисциплиной. В Швейцарии, Франции  и Дании была распространена семейная система, основная идея которой состояла в создании для воспитанников  искусственных семей с поддержанием семейных отношений в самом заведении  за неимением естественных.

Накопленный со временем опыт определил в XIX веке лучшие заведения, получивших в последствии всемирную известность и признание. Они стали образцами для вновь создаваемых исправительных учреждений: в Англии - Редгильская колония; в Германии - Суровый дом; в Швейцарии - Бехтеленская колония; в Голландии - Нидерландское Меттре (все они имели семейную систему воспитания), во Франции Меттерейская колония, которая имела семейную сис-тему воспитания, сочетавшуюся с казарменной системой, в Северо-Американских Штатах - Ланкастерская исправительная школа с семейной системой воспитания. Данный опыт формирования исправительных заведений повлиял и на их становление в России в середине XIX века.

социальный изоляция несовершеннолетний осужденный

 

Становление воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями  в середине XIX начале XX веков

До революции несовершеннолетние осужденные в большинстве своем  отбывали наказание в тюрьмах, арестных домах, колониях и приютах часто  совместно с взрослыми преступниками. На пример, для арестных домов это  было общим правилом, а в тюрьмах  около 43% содержалось вместе с взрослыми. Пользовались обучением в арестных домах менее 3% несовершеннолетних.

Рост преступности в царской  России, при отсутствии единой педагогической системы воспитания и исправления  несовершеннолетних правонарушителей, порождал неуверенность в целесообразности существования детских исправительных заведений. В них подростки нравственно  портились больше, чем до осуждения.

В России первые заведения  для несовершеннолетних правонарушителей возникли в начале 19 века, т.е. значительно  позже, чем на Западе. Поэтому вполне естественно, что при их создании в основу деятельности был положен  западный опыт.

Первые попытки организации  таких заведений принадлежали прибалтийским  губерниям, где сильнее обнаруживалось влияние Германии. В 1828 году граф Скарбек основал близ Варшавы приют для брошенных на произвол судьбы детей. Позднее на его основе была основана колония. В1839 году недалеко от Риги было открыто заведение нравственно испорченных детей и нищенствующих, но не совершивших преступлений. В его устройстве принимал участие доктор Вихерн, основатель подобного заведения в Германии - «Суровый дом». По его образцу и подобию было создано Рижское заведение. Первые его воспитанники были взяты из «Сурового дома». Это новое заведение просуществовало более 50-ти лет. [6]

Таким образом, опираясь на зарубежный опыт работы, с несовершеннолетними  преступниками в России открывались  исправительные заведения с уклоном  на различные виды полезной деятельности.

В основном было два направления: ремесленные приюты и земледельческие  колонии. Нередко эти две системы  смешивались, образуя ресленно-земледельческие колонии или ремесленные приюты со школами садоводства, огородничество, пчеловодство. Так, ремесленными заведениями были Руковишниковский приют, Киевская колония. К земледельческим системам относились Санкт-Петербургская Фидлеровская колония. В числе смешанных заведений были Роденпойская, Владимирская, Черниговская и Нижегородская колонии, а также Саратовский приют.

Далее я хочу осветить основные системы воспитания, которые применяли  российские педагоги в этот период:

1. Семейная система применялась  в Санкт-Петербургской, Киевской, Харьковской и Полтавской колониях. В основу семейного воспитания  была положена идея силы личности  воспитателя, его влияние на  питомцев. Данная система характеризовалась  обособленным размещением воспитанников  в небольших домиках. В каждой  семье было не более 12-15 человек.  К семейной системе прибегали  немногие заведения. Это объяснялось  недостатком средств, а семейная  система требовала специальных  построек, специальной планировки  зданий, большого числа персонала.  Вследствие этого во многих  заведениях, где возможно было  деление воспитанников на группы, они размещались в одном здании, но с внутренним разделением  на основании возраста, поведения,  ремесла. Такая система была  смешанная.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными на современном этапе реформирования угол