Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:48, дипломная работа
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: мыслительные операции у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Взгляд отечественной и зарубежной педагогики и психологии на природу мыслительных операций……………………………….8
Особенности развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения……………………………………………..14
Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения………………18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента и его результаты…………………………………………………………….26
2.2 Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения…………………………………………....33
2.3 Динамика развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента.39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………45
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………53
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра возрастной, педагогической и специальной психологии
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Выпускная квалифицированная работа
очного отделения специальности
Шавкиной Марины Станиславовны
Научный руководитель:
доцент, к. пс. н. Андреева Л. В.
Чебоксары 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Цель,
задачи, методика констатирующего
эксперимента и его результаты…
2.2 Система
работы по развитию
2.3 Динамика
развития мыслительных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Познание
действительности возможно лишь при
участии мышления, являющегося важнейшим
компонентом в структуре
В этом аспекте
отечественные и зарубежные исследователи
Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Многие тифлопсихологи и тифлопедагоги
(М. И. Земцова, А. И. Зотов, Т. П. Головина,
Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева,
Несмотря на актуальность изучаемой проблемы, существует противоречие между коррекционными возможностями игровых упражнений и недостаточным использованием их в работе со слабослышащими детьми.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: мыслительные операции у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения будет наиболее эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- при
использовании заданий с
- актуализации в играх мыслительных операций;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
современное состояние
2. Определить
особенности развития
3. Разработать систему работы развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения и выявить ее эффективность.
Методологические основы исследования:
1) Основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, принципы развития, детерминизма и др.)
2) Ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского (о социальной ситуации развития, о формировании высших психических функций); А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна (о развитии психики в деятельности); принципиальные подходы в понимании специфики психического развития детей школьного возраста, отраженные в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера.
Кроме того, ми опирались на исследования, выполнение в области тифлопсихологии и тифлопедагогики по проблемам развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, С. М. Хорош и др.).
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогической эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость:
- полученные
фактические данные дополняют
характеристику детей
- полученные
данные показывают, что при соблюдении
психолого-педагогических
- подобранный
диагностический комплекс
Организация исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №137 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики; в исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Этапы исследования:
Апробация результатов исследования: результаты проведенного исследования обсуждались на X Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов "Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект", организованной ФГБОУ ВПО "ЧГПУ им. И.Я. Яковлева" 27 апреля 2013 года на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии доклад на тему: " Экспериментальное изучение развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения" с публикацией одноименной научной статьи в сборнике по материалам данной конференции.
Работа состоит из введения, оглавления, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
По данным Ф. Р. Филатова мышление - это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов , явлений и ситуаций, установление закономерностей их измерений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач.
Л.С. Рубенштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности. Более узкое определение : это обобщение , анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения. Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств , их новизны для субъекта, степени его активности , адекватности мышления актуальным целям и задачам.
Многие специалисты в области психологии (Л. С. Выготский, М. В. Громов, В. С. Мухина, А. А. Смирнов, М. Н. Шардаков), психолингвистики (В. П. Глухов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев) и логики (Д. Л. Горский, К. Н. Ивин) занимались и занимаются проблемой обучения детей мыслительным операциям и развития у них мыслительных операций. Все специалисты схожи в одном: мыслительным операциям нужно обучать специально [17].
Многие тифлопсихологи и тифлопедагоги
(Т. П. Головина, М. И. Земцова, А. И. Зотов,
, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева,
Познавательная деятельность человека имеет сенсорно-перцептивную основу: первую информацию о мире дают ощущения и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую они дают, необходима, но недостаточна. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой действительности почти не дифференцированы сложнейшие взаимодействия различных явлений, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга. Там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным, чувственное познание, начинается мышление. Оно выходит за пределы чувственного данного и тем самым расширяет границы нашего познания. Расширение познания достигается в силу специфической возможности мышления – отражать бытие в его связях и отношения, в многообразных опосредованиях [29].