Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: мыслительные операции у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Взгляд отечественной и зарубежной педагогики и психологии на природу мыслительных операций……………………………….8
Особенности развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения……………………………………………..14
Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения………………18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента и его результаты…………………………………………………………….26
2.2 Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения…………………………………………....33
2.3 Динамика развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента.39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………45
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 154.38 Кб (Скачать файл)

Построение  развивающей среды в дошкольном учреждении, то есть создание функциональных «помещений», в которых стимулирующие  развитие мыслительных способностей, располагают в разных пространствах. Исходя из этого, попытаемся создать  предметную среду, способствующую развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что в группе необходимо создать  уголок экспериментирования, так как  мыслительная активность ребёнка находит  выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает  операционную сторону мышления.

Важный  момент, влияющий на формирование мыслительных операций у детей – это интерес  к познавательной деятельности, наличие  мотивации.

Итак, для  формирования словесно-мыслительных операций у детей старшего дошкольного  возраста с нарушением зрения необходимо создавать специальные психолого-педагогические условия, осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие.

Таким образом, на настоящем  этапе исследователями выделяются различные психолого-педагогические условия для развития мыслительных операций у старших дошкольников с нарушениями зрения. Эффективность их использования зависит от возрастных особенностей детей, от уровня подготовки специалистов, предметного оснащения, развивающей среды и т.д. И лишь комплексное использование обозначенных факторов в работе с дошкольниками позволяет добиться достаточно высоких результатов их умственного развития.

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

2.1 Цель, задачи, методика  констатирующего эксперимента и  его результаты

Целью констатирующего  этапа эксперимента являлось выявление  особенностей развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.

В процессе проведения констатирующего  эксперимента перед нами стояли следующие  задачи:

1) определение уровня развития  мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;

2) выявление особенностей развития  мыслительных операций у исследуемой категории детей: способности устанавливать причинно-следственные связи, понимать смысл ситуации.

Диагностическое исследование проходило  в МБДОУ «Детский сад №137 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики.

В эксперименте участвовало 10 детей 6-7 лет. Дети были условно  разделены на 2 подгруппы по 5 человек  – экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) (Приложение А).

Для решения  цели и задач мы использовали два  диагностических задания: «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» и «Исключение слов», представлены Р. С. Немовым [21].

Методика 1 «Определение понятий, выяснение  причин, выявление сходства и различий в объектах» 

Данная методика была направлена на выявление уровня сформированности мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения.

Для эксперимента было подобрано 20 вопросов (Приложение Б).

Задание предъявлялось индивидуально. Мы начинали, лишь убедившись, что у испытуемого было желание выполнить задание.

Детей просили  внимательно прослушать вопрос и  ответить на него.

Обработка результатов: за каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получал по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он мог получить в этой методике, равно 10.

Оценка результатов работы с  этой методикой производилась следующим  способом:

8 – 10 баллов – высокий уровень, 

4 –7 баллов – средний уровень,

2 – 3 баллов – низкий уровень.

Правильными считались не только те ответы, которые соответствовали приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1, индивидуальные показатели представлены в Приложении В:

Таблица 1 – Распределение испытуемых по уровням развития мыслительных операций (на основе методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»)

 

Группа

Уровень

высокий

средний

низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

экспериментальная

-

-

2

40

3

60

контрольная

-

-

1

20

4

80


 

Из данных, приведенных в таблице 1 видно, что  детей с высоким уровнем развития мыслительных операций в обеих группах  нет. Наибольший процент составили  дети с низким уровнем развития мыслительных операций. Испытуемых со средним уровнем  развития мыслительных операций – 40% и 20% соответственно.

Данная  методика понравилась ребятам, в  процессе работы дети были заинтересованы и активны. Это было видно по настроению многих из них. Но у многих детей  эта методика вызвала определенные трудности при выполнении: они  не могли быстро сообразить, и было видно, что у некоторых из них  интерес к выполнению задания  пропадает по мере его усложнения, т.е. наблюдались разнообразные нарушения  самоорганизации, которые отрицательно влияли на процесс и результаты мышления. Эти нарушения в основном захватывали  эмоционально-волевую и мотивационную  сферу детей и проявлялись  преимущественно в психофизической  расторможенности, реже в заторможенности, а также в отсутствии устойчивого  интереса к заданиям.  К примеру, Павел С. хотел уйти из кабинета, сказав, что он не хочет выполнять  задание. Однако после беседы с ним  на интересующую его тему (автомобили) он согласился продолжать задание т.к. в предложенной нами методике были вопросы, связанные с транспортом.

Дети  со средним уровнем были более  активные на занятиях, чем их сверстники с низким уровнем. Но и у них  возникло много трудностей при ответах  на вопросы. Особенные трудности  составил вопрос технического характера  – «Для чего нужны автомобилю тормоза», на которые  ответили всего два  ребенка. Также, для детей оказались  сложными вопросы, которые требуют  развернутого ответа, например, вопросы: «Чем отличается старый человек от молодого?», «Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?» и «Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?». Также, большинство детей не могли определить время, указанное на часах, они просто пытались угадать. Иван К. (ЭГ.) после того, как прослушал вопрос, просто отказался на него отвечать, мотивируя это тем, что запутался. Детей, которые ответили бы на все вопросы правильно, не было.

Методика «Исключение слов».

Цель методики: оценка обобщения и операций вербально-мыслительных операций.

Методика позволила оценить способности испытуемых к обобщению и выделению существенных признаков. Оснащение эксперимента. Бланк методики «Исключение слов», в которой было 15 серий слов, в каждой серии – по 4 слова.

Порядок работы. Занятие проходило индивидуально. Мы начинали, лишь убедившись, что у испытуемого было желание выполнять задание.

Испытуемый получил следующую инструкцию: Сейчас я буду зачитывать тебе слова, три из четырех слов в каждой серии подходят друг к другу, а одно слово – лишнее. Ты должен сказать какое слово лишнее и почему, а также – как можно назвать вместе остальные три слова. Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один – два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание.

Обработка результатов.

В соответствии с ключом (Приложение Г) оценивали в баллах выполнение задания: за каждый правильный ответ  – 2 балла, за неправильный – 0.

Оценка результатов работы с  этой методикой производилась следующим  способом:

24 – 30 баллов – высокий уровень, 

14 – 22баллов – средний уровень,

1 – 12 баллов – низкий уровень.

Результаты методики «Исключение  слов» у испытуемых обеих групп  представлены в таблице 2. индивидуальные показатели в Приложении Д.

 

 

 

 

Таблица 2 – Результаты диагностики детей  экспериментальной и контрольной  групп по методике «Исключение слов»

 

 

Группа

уровень

высокий

средний

низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

экспериментальная

-

-

1

20

4

80

контрольная

-

-

2

40

3

60


 

Из таблицы  видно, что высокого уровня в экспериментальной  группе нет, 20% испытуемых имеют средний  уровень; у 80% детей низкий показатель.

В контрольной  группе, после проведения следующие  результаты: 40% – средний, низкий уровень  у 60 % детей.

В ходе проведенного качественного анализа экспериментальной  группы детей по методике «Исключение  слов» выявили следующее.

Большинство детей затруднялись в выборе слова, которое надо было исключить. Большинство детей в обеих группах не справились с заданием. Это испытуемые с низким уровнем обобщения и вербально-мыслительных операций.

При выполнении этой методики у детей  с низким уровнем отмечены трудности  следующего характера: в большей  части заданий они ограничивалась описанием отдельных предметов, пытались угадать верные решения, так  например Роман Ж. (ЭГ) при прочтении  ему четвертой серии слов –  лодка, тачка, мотоцикл и велосипед, был очень удивлен, и сказал: «Здесь нет лишнего слова, на них на всех можно кататься», а после напоминания  ему, что должно быть лишнее слово, он сказал: «Ну, тогда наверно – тачка»; ему также не удалось подобрать обобщающее слово. Дети не смогли дать объяснения своим действиям и сделанному выбору. Характерным для данной категории участников эксперимента явилось длительное перебирание слов, которые они говорили по несколько раз.

Детей со средним уровнем обобщения  в обеих группах оказалось  меньше, чем детей с низким уровнем. Дети находили лишнее слово, но высказывания испытуемых были импульсивны, хаотичны, на вопросы они отвечали односложно, часто самостоятельно не могли подобрать обобщающего слова. Один проводил обобщение на конкретном уровне, предлагая иногда ситуационное увязывание группы предметов. Павел С.ЭГ) и Андрей Б. (КГ) делали обобщения на категориальном уровне: животные и насекомые, фрукты и овощи.

Таким образом, результаты выполнения этой методики свидетельствуют о низком уровне развития мыслительных операций у большинства детей.

При обработке результатов диагностики  для каждого ребенка подсчитывалась сумма баллов, полученных за выполнение отдельных методик, и средняя  балльная оценка за 2 методики в целом.

Высокий – 5-6 баллов

Средний – 3-4 баллов

Низкий – 1-2 баллов

Наглядно результаты распределения  испытуемых на итоговом уровне развития мыслительных операций можно представить на рисунке 1.

Рисунок 1 – Итоговые показатели развития мыслительных операций у детей 6-7 лет  с нарушениями зрения на констатирующем этапе

 

Из данных, представленных на рисунке, видно, что в обеих группах  у большинства детей выявлен  низкий уровень развития мыслительных операций, по 30% детей со средним  уровнем.

Обобщая результаты проведенного эксперимента можно заключить следующее: несмотря на то, что эксперимент должен был  осуществляться ребенком самостоятельно, для детей были необходимы дополнительные указания. Как следует из описаний детьми действий, которые они собираются совершать, дети понимают задачу и хорошо представляют конечную цель. Но при этом иногда возникают проблемы в представлении детьми системы действий, которая должна привести к осуществлению поставленной цели.

Дети  проявили активный интерес к исследовательской работе, т. к. в этом возрасте любопытство является способом познания окружающего мира. С ними было легко и весело работать. Это был очень интересный и весьма занимательный опыт.

Для всех детей как экспериментальной, так  и контрольной групп свойственна  трудность принятия и понимание  заданий. Лишь немногие дошкольники могли самостоятельно, без оказания помощи выполнить предложенные задания. В целом дети 6-7 лет с нарушениями зрения не обладают полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии мыслительных операций, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, установлением причинно-следственных связей.

Преобладание достаточно большого числа испытуемых с низким уровнем  развития мыслительных операций указывает на необходимость использования специальных психолого-педагогических мероприятий по повышению показателей данного когнитивного процесса. Разработка обозначенной проблематики составила суть следующего этапа нашего исследования.

2.2 Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения

 

          Мыслительные операции детей 6-7 лет с нарушениями зрения подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменит его сущность. Отклонения в развитии мыслительных операций от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.

На развитие мыслительных операций ребенка оказывает  влияние окружение, в котором  формируется личность. Это и условия  семейного воспитания и взаимоотношения  с педагогами. Следовательно, на повышение  эффективности психокоррекционной работы позитивно влияет, если в процесс обучения и воспитания детей включаются родители и педагоги. Коррекционно-развивающая работа проводится интенсивным блоком, одновременно с проведением консультаций с педагогами и родителями, что, на наш взгляд, существенно повышает ее эффективность.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения