Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:48, дипломная работа
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: мыслительные операции у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Взгляд отечественной и зарубежной педагогики и психологии на природу мыслительных операций……………………………….8
Особенности развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения……………………………………………..14
Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения………………18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента и его результаты…………………………………………………………….26
2.2 Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения…………………………………………....33
2.3 Динамика развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента.39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………45
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………53
Методика 1 Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
(Правильный ответ — обедают и ужинают).
3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).
4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).
5. Черешня, груша, слива и
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).
8. Который сейчас час? (Ребенку
показывают часы и просят
(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка.
(Правильный ответ — щенок и ягненок).
10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой?
(В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)
14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?
(Правильный ответ: гвоздь, как
правило, гладкий по
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? -
(Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).
16. Какие ты знаешь виды
17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
(Правильные возможные ответы
— для поддержания своего
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?
(Возможные правильные ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Показатели
уровня развития мыслительных операций
у детей экспериментальной
№№ |
Роман Ж |
Александр К. |
Иван К. |
Елена К. |
Павел С. |
1. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
+ |
+ |
+ | ||
3. |
+ |
+ |
+ |
||
4. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5. |
+ |
- | |||
6. |
+ |
||||
7. |
+ |
+ |
+ |
+ | |
8. |
+ |
||||
9. |
+ |
||||
10. |
+ |
+ |
+ | ||
11. |
+ |
||||
12. |
- | ||||
13. |
+ |
+ |
|||
14. |
|||||
15. |
+ |
+ |
- | ||
16. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
17. |
+ |
||||
18. |
+ |
||||
19. |
|||||
20. |
+ |
||||
Всего |
5 |
3 |
6,5 |
2 |
2 |
Уровень |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ В
Показатели уровня развития мыслительных операций у детей контрольной группы по методике «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»
№№ |
Андрей Б. |
Мария В. |
Анжела Г. |
Михаил П. |
Геннадий П. |
1. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 | |
3. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4. |
0,5 |
0,5 |
0,5 | ||
5. |
|||||
6. |
0,5 |
0,5 |
0,5 | ||
7. |
0,5 |
0,5 |
|||
8. |
0,5 |
||||
9. |
|||||
10. |
0,5 |
0,5 |
|||
11. |
0,5 |
||||
12. |
|||||
13. |
|||||
14. |
0,5 |
||||
15. |
|||||
16. |
0,5 |
0,5 |
|||
17. |
0,5 |
||||
18. |
|||||
19. |
|||||
20. |
0,5 |
||||
Всего |
2,5 |
2 |
5,5 |
3 |
2,5 |
Уровень |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Методика «Исключение слов»
1. книга, портфель, чемодан, кошелек
2. печка, керосинка, свеча,
3. часы, очки, весы, термометр
4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед
5. самолет, гвоздь, пчела, вентилятор
6. бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы
7. дерево, этажерка, метла, вилка
8. дедушка, учитель, папа, мама
9. иней, пыль, дождь, роса
10. вода, ветер, уголь, трава
11. яблоко, книга, шуба, роза
12. молоко, сливки, сыр, хлеб
13. береза, сосна, ягода, дуб
14. минута, секунда, час, вечер
15. Василий, Федор, Семен, Иванов
Ключ
1)книга, 2)свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7)дерево, 8) учитель, 9)пыль, 10)ветер, 11)яблоко, 12) хлеб, 13)ягода, 14) вечер, 15) Иванов
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Результаты уровня развития мыслительных операций у детей экспериментальной группы по методике «Исключение слов»
№ п\п |
Ф. И. учащегося |
Задание |
Средний балл |
Уровень |
Задание |
Общий результат (балл) |
Уровень развития наглядно-дей ственного мышления | |||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||||||||||||
1. |
Роман Ж. |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
низкий | ||||||||
2. |
Александр К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
10 |
низкий | ||||||||
3. |
Иван К. |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
низкий | ||||||||
4. |
Елена К. |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
6 |
низкий | ||||||||
5. |
Павел С. |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
14 |
средний |
Продолжение приложения Д
Результаты уровня развития мыслительных операций у детей контрольной группы по методике «Исключение слов»
№ п\п |
Ф. И. учащегося |
Задание |
Средний балл |
Уровень |
Задание |
Общий результат (балл) |
Уровень развития наглядно-дей ственного мышления | |||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||||||||||||
1. |
Андрей Б. |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
14 |
средний | ||||||||
2. |
Мария В. |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
10 |
низкий | ||||||||
3. |
Анжела Г. |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
8 |
низкий | ||||||||
4. |
Михаил П. |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
низкий | ||||||||
5. |
Геннадий П. |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
14 |
средний |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Программа развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения
Содержание |
Время (мин.) |
Общее время |
Этап 1. Цель: формирование операций анализа и синтеза на невербальном уровне. Занятие 1. - Последовательное рисование геометрических фигур по речевой инструкции. - «Продолжи ряд справа и слева». - «Лишняя фигура». - «Нарисуй нужную фигуру».
Занятие 2. - «Расположение картинок
в заданной последовательности» - Игра «Кто сильнее?». - Игра «Что больше?». - Раскладывание картинок с изображением людей.
Занятие 3. - «Матрешки». - «В школе». - «Собери из букв слова».
Занятие 4. - Повторение серий слов
и цифр с постепенным - Повторение предложений. - Игра «Повтори и добавь». - «Нелепицы».
Этап 2. Цель: формирование операций анализа и синтеза на вербальном уровне Занятие 5. - «Назови предмет». - «Найди отличия». - Установление
Занятие 6. - Повторение серий слов
и цифр с постепенным увеличением
объема ряда. - «Парные картинки».
Занятие 7. - Подбор парных карточек
с геометрическими фигурами. - Рисование по представлению.
Занятие 8. - Выявление сходства и различия сюжетных картинок. - «Бывает – не бывает» - Составление рассказа
по сюжетной картинке.
Этап 3 Формирование процессов обобщения и сравнения. Занятие 9. - Кто, что любит? - Назови одним словом. - Сравнение предметов. - Составление рассказа.
Занятие 10. - «Угадай по описанию». - Разложи по порядку. - Нелепицы. - «Собери картинку».
Занятие 11. - Складывание разрезанных на части сюжетных картинок. - Найди лишнее слово. - Сходства и различия. - «Лишняя фигура»
Занятие 12. - Найди и назови - «Собери все предметы круглой формы» - Составление предложений из слов. - Высказывание пожеланий друг другу.
|
5
5 10 10
5 10 10 5
10 5 10 5
10 5 5 10
10 5
15
10 5
5
10
5
5
5 5 5 5
5 10 10 5
5 5 5 15
5 10 5 10
10 5 10 5
10 5 5 10 |
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30 |
Итого |
6 часов |