Развитие психологической толерантности у супругов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение условий формирования психологической толерантности у супругов. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования психологической толерантности у супругов,
2. Выявить условия формирования психологической толерантности в супружеских парах,
3. Сконструировать и провести диагностические исследования психологической толерантности в супружеских парах на основании методик Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Белова А. и Бойко В.В.,
4. На основании проведенного исследования дать рекомендации по формированию психологической толерантности супругов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретический анализ проблемы развития психологической толерантности у супругов………………………………………………………...7
а) Определение и сущность психологической толерантности в семейных отношениях…..........................................................................................................7
б) Подходы к изучению, структура, критерии и показатели психологической толерантности супругов ………………………………………………………...14
в) Условия развития психологической толерантности у супругов………..…24
2. Эмпирическое изучение психологической толерантности в супружеских парах…………………..…………………………………………………….…....35
а) Методическое описание исследований по изучению психологической толерантности……………………………………………………………………35
б) Анализ результатов изучения толерантности в супружеских парах……...43
в) Конкретные рекомендации (рекомендации по развитию психологической толерантности в семейных парах)…………………………………………...…55
Заключение………………………………………………………………………60
Список сокращений……………………………………………………………..64
Глоссарий………………………………………………………………………...65
Список использованных источников…………………………………………...68

Файлы: 1 файл

психологическая толерантность у супругов.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Теоретический анализ  проблемы развития психологической  толерантности у супругов………………………………………………………...7

а) Определение и сущность психологической толерантности в семейных отношениях…..........................................................................................................7

б) Подходы к изучению, структура, критерии и показатели психологической толерантности супругов ………………………………………………………...14

в) Условия развития психологической толерантности у супругов………..…24

2. Эмпирическое изучение психологической толерантности в супружеских парах…………………..…………………………………………………….…....35

а) Методическое описание исследований по изучению психологической толерантности……………………………………………………………………35

б) Анализ результатов изучения толерантности в супружеских парах……...43

в) Конкретные рекомендации (рекомендации по развитию психологической толерантности в семейных парах)…………………………………………...…55

Заключение………………………………………………………………………60

Список сокращений……………………………………………………………..64

Глоссарий………………………………………………………………………...65

Список использованных источников…………………………………………...68

Приложение А……………………………………………………………………72

Приложение Б……………………………………………………………………78

Приложение В……………………………………………………………………81

 

Введение

 

Женатые люди сегодня сталкиваются с большими проблемами, чем они ожидали, собираясь вступать в брак. Брак соединяет двух людей с разными пристрастиями, разным семейным окружением, разным уровнем зрелости, - разные темпераменты под одной, иногда крошечной крышей. Финансовые проблемы становятся еще одним бременем в супружеских трудностях. Когда на сцене появляются дети, вырастают конфликты по разным воспитательным подходам. Все эти различия могут принести большую горечь. Если их не решать, они легко могут привести к распаду семьи, эмоциональным проблемам, насилию, а иногда один или оба партнера ищут внимания и компании вне дома.

Спецификой современного брака является его нестабильность. Это подтверждают высокие коэффициенты разводов, о чем свидетельствует  статистика последних лет. А ведь межличностное взаимодействие супругов представляет основу семейного благополучия и психологического комфорта ее членов. Качество брачных отношений во многом обусловлено совместимостью супругов, их социальным и психофизическим соответствием и согласованностью взглядов, установок и привычных форм реагирования.

Благополучие в супружестве  определяется через ощущение субъективной удовлетворенности супругов брачными отношениями, что отражается на их психоэмоциональном самочувствии. В социальной психологии накоплен значительный теоретический и практический материал по супружескому благополучию, но достаточно мало исследований по супружеской совместимости и отсутствуют исследования, в которых в комплексном подходе к супружеской совместимости отводится значимая роль социально-психологической адаптации и толерантности супругов, которые в современных условиях выступают необходимыми условиями адекватного функционирования личности в социуме, регулируя отношения в системах «принятие других» и «самопринятие»1. В супружестве востребован образ психологически зрелой личности, способной к адекватной адаптации и построению конструктивных отношений, обеспечивая благополучие в психоэмоциональном состоянии и межличностном взаимодействии.

Сопоставьте эти проблемы со знанием о том, что часто брак не получается, потому что один или оба партнера вступают в брак, не понимая, что они делают. Иногда они слишком молоды, чтобы понять, что же такое брак, или они, возможно, слишком эгоцентричны, чтобы отдавать так же много, как они получают. К тому же, бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.

Эти три невежества чрезвычайно усложняют жизнь большинства семей, особенно молодых, тогда как знания могут очень помочь им. Впрочем, одних знаний здесь явно не хватает.

Семья попала сейчас в  острый кризис: взрыв разводов и  одиночества, увеличение количества абортов, падение рождаемости. Данная работа посвящена изучению толерантности в супружеской жизни. Ведь уровень толерантности связан с семейными конфликтами. А зная причины конфликта, можно управлять его ходом и, что не менее значимо, предотвращать его. Поэтому вопросу толерантности супругов сейчас посвящают все большее внимание.

Объектом исследования в работе стала психологическая  толерантность в супружеских  парах. Исследование состоит в том, что бы провести анализ учебно – методической литературы и на ее основе изучить уровень толерантности супругов, испытуемых в ходе исследования, дать конкретные рекомендации по развитию толерантности. Исследовательская работа, является эффективным и актуальным инструментом определения и анализа причин развития семейной толерантности. Исходя из этого, возникает потребность в изучении связи между супругами и развитие психологической толерантности в супружеских отношениях.

Предметом исследования явились формирование психологической  толерантности у супругов. Исходя из этого, возникает актуальность выбранной темы дипломного проекта в изучении связи между супругами и развитие психологической толерантности в супружеских отношениях.

Целью исследования является определение условий формирования психологической толерантности у супругов. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический  анализ литературы по проблеме формирования психологической толерантности у супругов,

2. Выявить условия формирования психологической толерантности в супружеских парах,

3. Сконструировать и провести диагностические исследования психологической толерантности в супружеских парах на основании методик Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Белова А. и Бойко В.В.,

4. На основании проведенного исследования дать рекомендации по формированию психологической толерантности супругов.

Структура работы включает в себя введение (в котором дается обоснование актуальности выбранной темы, ставится цель и задачи исследования), теоретической главы (в которой проводится анализ литературных источников по выбранной тематике), практическо – исследовательской главы (в которой приводится методическое описание выбранных методик и анализ полученных результатов, а также даются рекомендации на основании проделанной работы), заключения, списка литературы и приложений.  

Дипломная работа выполнена  по установленным требованиям и  нормам к данному типу работ.

При проведение исследования были использованы следующие методы:

  • Анализ психологической литературы по теме, сравнительный анализ различных методик изучения психологической толерантности;
  • Эмперический метод изучения – наблюдение и такие психодиагностические методы как интервью, опросник, анкета;
  • Метод обратных данных – подсчет средних показателей и их сравнение,
  • Иетерпритационный структурный метод – который устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личностей изучаемых супружеских пар.

Гипотезой исследования является взаимосвязь психологической  толерантности у супругов с их возрастом, уровнем образования  и индивидуальных психологических  особенностей.

В исследование принимали участие 20 супружеских пар, с различным стажем совместной жизни. Возраст испытуемых также был различен от 21 года до 53 лет. 
           1 Теоретический анализ проблемы развития  психологической толерантности у супругов 
 
          а) Определение и сущность психологической толерантности в семейных отношениях

Семья является одним  из важнейших социальных институтов культуры. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном  родстве объединение людей, связанное  общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Семья же, как правило, представляет более сложную систему  отношений, чем брак, поскольку она  может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников2. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социально-культурный институт, т.е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Современная ситуация характеризуется  оживлением интереса к семье, взаимоотношениям в ней, распределением ролей и  взимаемым на себя обязанностям в рамках семейных отношений. Ведь именно сейчас правительство, региональные и муниципальные власти, наконец-то стали пропагандировать образ «полноценной здоровой семьи с несколькими детьми, а также старшими родственниками»3, как основной ячейки общества. Это связано с нарастанием трудностей и проблем в современной семейной жизни, усилением и ожесточением. По данным Росстата, например, количество разводов в России увеличилось с 685,9 тыс. в 2007 году до 703,4 тыс. в 2008-м. Частота разрывов семейных уз возросла соответственно с 4,8 человек на 1 тыс. населения до 5. Впрочем, это не стало неожиданностью – с 2005 года количество разводов стабильно росло. Зато с 2004 года количество браков возросло с 6,8 на 1тыс. человек до 8,9 в 2007-м. Тем не менее, все государственные программы за 2008-2012 года имели именно семейную направленность, что лишний раз говорит о социальных проблемах в обществе4.

По количеству лет, прожитых вместе, разводы распределяются так: до 1 года – 3,6%, от 1 до 2 лет – 16%, от 3 до 4 лет – 18%, от 5 до 9 лет – 28%, от 10 до 19 лет – 22%, от 20 и более лет – 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 – около 2/3 от общего числа, заключенных браков5. Все это свидетельствует о непростых условиях и особенностях течения семейных взаимоотношений в различные временные периоды, но вот влияние характера, а точнее взаимодействия характеров на время совместного проживания мало кто рассматривал. А ведь в настоящее время общество находится на этапе изменений и переустройств всех сфер жизни. Эти преобразования коснулись семейной системы, в которой центральное место занимают супружеские отношения.

С психологической точки  зрения толерантность понимается как  активное действие человека, проявляемое  посредством терпимости в ситуациях межличностного общения на основе установки на познание, понимание, и положительной направленности в принятии других людей.

Проблема толерантности, толерантного отношения в последнее  время становится все более актуальной. Большое внимание уделяется изучению толерантности, как условия, обеспечивающего своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, характеру этих отношений; а так же толерантного отношения родителей к детям. Наблюдается востребованность исследований по разным проблемам толерантности: межэтническая, межнациональная толерантность, воспитание и формирование толерантности.

Ведущим механизмом формирования толерантности является терпение, в  основе которой лежат такие волевые  качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль; терпеливость, о которой говорят как о длительности поддержания волевого усилия (В.К.Калин); и эмоциональная устойчивость.

Одним не менее важным компонентом в повседневной жизни супругов, который в свою очередь тесно связан с понятием толерантности в супружеских отношениях – это принятие друг друга, осознание себя через другого с позиции формирования толерантности. Итак, как же все это применить к такому фундаменту как «семья»?

Для этого обратимся  для начала к российскому праву, где семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между гетеросексуальными супругами, а также между родителями и детьми. Соответственно данное понятие можно смело дополнить толерантностью супругов. Это обуславливает тот факт, что сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, что является одной из функций семьи. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Основными функциями  семьи, по мнению И. В. Гребенникова являются:

  1. репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
  2. экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
  3. воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
  4. коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

Информация о работе Развитие психологической толерантности у супругов