Развитие психологической толерантности у супругов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение условий формирования психологической толерантности у супругов. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования психологической толерантности у супругов,
2. Выявить условия формирования психологической толерантности в супружеских парах,
3. Сконструировать и провести диагностические исследования психологической толерантности в супружеских парах на основании методик Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Белова А. и Бойко В.В.,
4. На основании проведенного исследования дать рекомендации по формированию психологической толерантности супругов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретический анализ проблемы развития психологической толерантности у супругов………………………………………………………...7
а) Определение и сущность психологической толерантности в семейных отношениях…..........................................................................................................7
б) Подходы к изучению, структура, критерии и показатели психологической толерантности супругов ………………………………………………………...14
в) Условия развития психологической толерантности у супругов………..…24
2. Эмпирическое изучение психологической толерантности в супружеских парах…………………..…………………………………………………….…....35
а) Методическое описание исследований по изучению психологической толерантности……………………………………………………………………35
б) Анализ результатов изучения толерантности в супружеских парах……...43
в) Конкретные рекомендации (рекомендации по развитию психологической толерантности в семейных парах)…………………………………………...…55
Заключение………………………………………………………………………60
Список сокращений……………………………………………………………..64
Глоссарий………………………………………………………………………...65
Список использованных источников…………………………………………...68

Файлы: 1 файл

психологическая толерантность у супругов.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

А вот М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. В любом случае реализация данных функций связана со взаимоотношением супругов и детей. Так в педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность». Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия: диалог, сотрудничество, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

Рассмотрим термин «толерантность» более подробно. В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки6:

- в английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;

- во французском —  «уважение свободы другого, его  образа мысли, поведения, политических  и религиозных взглядов»;

- в китайском —  быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;

- в арабском толерантность  — это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,  благосклонность, терпение... расположенность  к другим»;

- в персидском —  «терпение, терпимость, выносливость».

С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — это, прежде всего  некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание — это три  компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность).

Пусковой механизм появления  и проявления толерантности —  это обнаружение различий между  людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические качества, обеспечивающие толерантность, — это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет). Наиболее часто встречается в литературе встречается позиция рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки (аттитюда). «Толерантность ... подчеркивает способ отношения к неприятным или чуждым объектам — снисходительное их допущение или принужденное терпение без применения насилия»7 (Л. Г. Почебут). Также «Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» По словам Н.В. Недорезова: [Толерантность рассматривается как социальная установка и аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)]. О.Ю.Харламова характеризует толерантность как отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии друг друга. Как некую установку или умонастроение понимает толерантность и М. Уолцер.

Подводя итог выше сказанному, можно отметить, что многие авторы для определения толерантности пользуются категорией «свое-чужое», обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой—факт существования процессов самоидентификации. В общем, предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В этом случае «толерантность — это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого — это элемент конформности, т. е. процесса потенциально возможной потери индивидуальности»8.

По мнению авторов (Харламовой, О.Ю., Перцева А.В.), ведущим механизмом толерантности в семье является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как следующий механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости в семье, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью». Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т.П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности9:

- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;

- толерантность как  культурологическая норма (иными  словами —толерантность внешнего выражения);

- толерантность как  беспристрастность, как равнодушие  к иному;

- толерантность к тому, кто наносит нам вред;

- толерантность по  отношению к тому, кто наносит  вред не нам, а кому-то другому,  но нам нет до этого дела.

Позитивной толерантности  соответствуют первые три типа взаимодействия. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта. Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками: контактность; доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии); отсутствие тревожности; мобильность действий; вежливость (учтивость); терпение; доверительность; социальная активность. Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся10. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками: эмоциональная стабильность; высокий уровень эмпатии; экстравертность; социальная активность; умение прийти на помощь. Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих. Именно эти компоненты рассматриваются в проблематике толерантности супругов.

Таким образом, очевидна пестрота взглядов на определение психологической толерантности супругов.

 

б) Подходы к изучению, структура, критерии и показатели психологической толерантности супругов

Тема семьи и брака  достаточно широко освещена в трудах современных западных и отечественных  психологов – Ю.И. Алешиной, Т.В. Андреевой, В.Н. Дружининой, С.В. Ковалевой, Навайтис Г., А.С. Спиваковской, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллера, Р. Саймона, А. Келама, И. Эббера и других исследователей, но вот само понимание психологической толерантности супругов в «чистом виде» можно встретить далеко не у всех авторов. Так, например, О.А. Бенькова и Н.Н. Обозов, считают, что супружеская совместимость — важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность: «Если для сработанности симпатия — второстепенный элемент оценки взаимодействия, то для совместимости симпатия (как удовлетворенность отношениями) — главный элемент»11. «Совместимость может быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми в аффективный компонент взаимодействия: показателями субъективной удовлетворенности партнером (психологический признак) и показателями эмоционально-энергетических затрат индивида, участника общения (физиологический признак)»12. При этом эмоциональный фон отношений сопровождается некоторыми, может быть, максимально эмоционально-энергетическими затратами общающихся партнеров». В условиях неформализованных отношений (интимно-эмоциональных) оптимальным взаимодействием будет такое, которое характеризуется максимальной удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями, длительностью связи, частотой контактов. Н.Н. Обозов выделил четыре аспекта супружеской совместимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обоснована различием свойственных им критериев, закономерностей и проявлений:

1) духовная совместимость  — характеризует согласованность  целеполагающих компонентов поведения  партнеров: установок, ценностных  ориентации, потребностей, интересов,  взглядов, оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной совместимости — сходство, подобие духовных укладов супругов);

2) персональная совместимость  — характеризует соответствие  структурно-динамических особенностей  партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой  сферы: один из критериев персональной совместимости — бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов — дополнительность структурных характеристик партнеров;

3) семейно-бытовая совместимость  — функциональные особенности  брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий — эффективность воспитания детей;

4) физиологическая совместимость.

Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совместимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представлений о функциях семьи — то есть, в принципе, все это можно обозначить как представления о семейной жизни, а реализация этих представлений в супружестве и определяет оценку супругами собственного брака, их удовлетворенность семейными отношениями. Исходя из выделенных Н.Н. Обозова аспектов супружеской совместимости, и на основании выводов Андреевой Т.В все исследования по проблеме можно разделить на три группы13. Так, например, в рамках структурного подхода идет ориентация на изучение персональной совместимости — соотношение различных статических характеристик супругов: характерологических, интеллектуальных, мотивационных и т. п. В этом случае совместимость супругов выражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающую признакам целостности, уравновешенности, завершенности. Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемой комплементарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров, членов малой группы, должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств.

Наиболее известным  исследованием, проведенным в русле  данного подхода, является исследование психологической совместимости  А. Аугустинавичюте. Было изучено 50 супружеских  пар, 19 из которых — совершенно бесконфликтные, отлично кооперирующиеся, в них  ни разу не поднимался вопрос о разводе. Эти благополучные браки показали выраженную закономерность в подборе партнеров. 17 пар образовано из психологически дополняющих друг друга партнеров (в исследованиях использовалась методика К. Юнга). В каждой из них, применяя терминологию К. Юнга, если один из супругов относился к мыслительному типу, то другой к эмоциональному, если один представлял «сенсорный» тип, то другой — «интуитивный». Кроме того, один из партнеров всегда был экстравертом, второй же, как правило, интровертом. Можно отметить в данном случае проявление принципа комплементарности, то есть счастливые семьи были образованы супругами с взаимодополняемыми признаками по типологии К. Юнга.

Еще один пример, подтверждающий гипотезу Р. Винча, — исследование Т. Карцевой пар друзей и недругов. Она обнаружила, что в таких парах соединяются самые разные люди. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала равно высоким, а другая — контрастным уровнем интеллекта (хотя вообще-то люди с одинаково высоким интеллектом чаще становятся недругами); чуть больше половины друзей по «доминантности» попали в разряд контрастных, но склонные господствовать над другими людьми обычно попадают в недруги. Обнаружилось, что друзьями редко бывают дна рассудительных, осторожных, благоразумных, а также два робких и нерешительных человека. Таким образом, в данном случае гипотеза взаимодополняемости снова получила подтверждение.

А вот Галкиной А.А. и Ольшанской Д. В. были сделаны попытки составить «адаптационную модель» мотивации выбора партнера по диаде в отношениях любви и дружбы14. Так в «любовной» диаде (отношения обоими определяются как «любовь») оказались люди, относящиеся во всех случаях к прямо противоположному (на круге Г. Айзенка) темпераменту: все холерики выбирали флегматиков, все сангвиники — меланхоликов, и наоборот. В отношениях же, определяемых обоими людьми как «дружба» (независимо от пола), все, кроме флегматиков, выбирали партнеров «своего» темперамента: холерики (кроме одного случая) — холериков, все сангвиники — сангвиников, меланхолики — меланхоликов в половине случаев, в другой половине — флегматиков, флегматики вообще оказались «универсальными партнерами», выбирая для дружбы представителей любых темпераментов, кроме своего. Через год дружеские отношения сохранились в 75% случаев, любовь привела к заключению брачного союза в 40% случаев, к разрыву — в 20%. В остальных случаях отношения сохраняли брачную перспективу. Таким образом, в выборе партнера (друга или супруга) большое значение играет принцип взаимодополнительности темпераментов, то есть в отношениях, обозначаемых как «любовь», срабатывает принцип комплементарности. В других отношениях гипотеза Р. Винча не получила своего подтверждения.

В исследовании Т. В. Андреевой  и А. В. Толстовой изучалось влияние  особенностей темперамента и других факторов на совместимость супругов. Объектом исследования были хорошо адаптированные люди (учителя, инженеры, рабочие), живущие  в стабильном первом браке. Опрошены сорок супружеских пар (80 человек), стаж брака был свыше 5 лет. В этих супружеских союзах никогда не поднимался вопрос о разводе, супруги прекрасно кооперировались15. Получены как общие закономерности, касающиеся совместимости супругов, так и особенности проблем конкретных супружеских пар, при разном соотношении темпераментных особенностей. Прежде всего, выяснилось, что в стабильном браке с достаточно большим стажем живут супруги с самыми разными сочетаниями темпераментов. Обнаружено, что партнеры с противоположными темпераментами статистически значимо чаще вступают в брак по взаимной любви в сочетании с таким мотивом, как общие интересы, взгляды.

Оптимальные отношения (наибольшая удовлетворенность браком, бесконфликтное распределение ролей) складываются в тех союзах, в которых супруг является сангвиником, а супруга — меланхоликом (10% семей). Более того, их рисунки «идеальной семьи» ничем не отличаются от той семьи, в которой они живут сейчас. Таким образом, можно предположить, что существующие в их семье на сегодняшний день отношения устраивают обоих супругов.

Информация о работе Развитие психологической толерантности у супругов