Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа
Целью исследования является определение условий формирования психологической толерантности у супругов. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования психологической толерантности у супругов,
2. Выявить условия формирования психологической толерантности в супружеских парах,
3. Сконструировать и провести диагностические исследования психологической толерантности в супружеских парах на основании методик Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Белова А. и Бойко В.В.,
4. На основании проведенного исследования дать рекомендации по формированию психологической толерантности супругов.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретический анализ проблемы развития психологической толерантности у супругов………………………………………………………...7
а) Определение и сущность психологической толерантности в семейных отношениях…..........................................................................................................7
б) Подходы к изучению, структура, критерии и показатели психологической толерантности супругов ………………………………………………………...14
в) Условия развития психологической толерантности у супругов………..…24
2. Эмпирическое изучение психологической толерантности в супружеских парах…………………..…………………………………………………….…....35
а) Методическое описание исследований по изучению психологической толерантности……………………………………………………………………35
б) Анализ результатов изучения толерантности в супружеских парах……...43
в) Конкретные рекомендации (рекомендации по развитию психологической толерантности в семейных парах)…………………………………………...…55
Заключение………………………………………………………………………60
Список сокращений……………………………………………………………..64
Глоссарий………………………………………………………………………...65
Список использованных источников…………………………………………...68
Далее
по формуле Белова была
Таблица 10 – Определение типа темперамента
№ испытуемого |
Х (%) |
С (%) |
Ф(%) |
М (%) |
1 |
50 |
39 |
5,5 |
5,5 |
2 |
25 |
35 |
35 |
5 |
3 |
33 |
30 |
14 |
23 |
4 |
37 |
43 |
11 |
9 |
5 |
37 |
26 |
15 |
22 |
6 |
13 |
25 |
33 |
29 |
7 |
14 |
20 |
52 |
14 |
8 |
26 |
37 |
32 |
5 |
9 |
50 |
39 |
5,5 |
5,5 |
10 |
13 |
25 |
33 |
29 |
11 |
14 |
20 |
52 |
14 |
12 |
26 |
37 |
32 |
5 |
13 |
50 |
39 |
5,5 |
5,5 |
14 |
13 |
25 |
33 |
29 |
15 |
33 |
30 |
14 |
23 |
16 |
37 |
43 |
11 |
9 |
17 |
37 |
26 |
15 |
22 |
18 |
33 |
30 |
14 |
23 |
19 |
26 |
37 |
32 |
5 |
20 |
25 |
35 |
35 |
5 |
21 |
50 |
39 |
5,5 |
5,5 |
22 |
26 |
37 |
32 |
5 |
23 |
33 |
30 |
14 |
23 |
24 |
13 |
25 |
33 |
29 |
25 |
14 |
20 |
52 |
14 |
26 |
37 |
26 |
15 |
22 |
27 |
50 |
39 |
5,5 |
5,5 |
28 |
26 |
37 |
32 |
5 |
29 |
50 |
39 |
5,5 |
5,5 |
30 |
13 |
25 |
33 |
29 |
31 |
26 |
37 |
32 |
5 |
32 |
14 |
20 |
52 |
14 |
33 |
50 |
39 |
5,5 |
5,5 |
34 |
25 |
35 |
35 |
5 |
35 |
33 |
30 |
14 |
23 |
36 |
26 |
37 |
32 |
5 |
37 |
37 |
26 |
15 |
22 |
38 |
13 |
25 |
33 |
29 |
39 |
14 |
20 |
52 |
14 |
40 |
26 |
37 |
32 |
5 |
Анализируя полученные данные, можно определить, что у большинства исследуемых смешанный тип темперамента. Смешанный тип темперамента характерен двадцати четверым испытуемым: в их числе такие типы как сангвиннико-флегматический тип, холерико-сангвиннический, флегматико-меланхолический, сангвиннико-флегматический тип темперамента. У остальных шестнадцати испытуемых тип темперамента выражен ярко, где преобладает холерический тип темперамента и является доминирующим.
Таким образом, можно теперь провести анализ стиля деятельности и поведения супругов. Что в свою очередь также представить в виде таблиц 11 и 12.
Таблица 11 - Влияние темперамента на стиль деятельности.
Тип темперамента |
Свойства |
Влияние (эффект) |
Сангвиник |
Сила, уравновешенность, подвижность, энергичность, эмоциональная возбудимость, высокий уровень активности, находчивость, экстраверт. |
Высокая работоспособность, артистизм, быстрый темп речи, легкая адаптация, интерес к новому, контактность, богатая мимика, выразительная жестикуляция. |
Холерик |
Сила, неуравновешенность, подвижность, нетерпеливость, несдержанность, вспыльчивость, реактивность, экстраверт. |
Устойчивость интересов, настойчивость, затруднения в переключении внимания, резкие движения в жестикуляции. |
Флегматик |
Сила, уравновешенность, инертность, ригидность, низкая чувствительность и эмоциональность, самообладание, интроверт. |
Бедная мимика, невыразительная жестикуляция, терпеливость, затруднения в переключении внимания, Работоспособность, некоммуникабельность. |
Меланхолик |
Инертность, высокая чувствительность, малая реактивность, неуравновешенность, не энергичность, интроверт. |
Мимика и жестикуляция бедные, неуверенность, робость, неустойчивое внимание, низкая работоспособность. |
Таблица 12 - Влияние темперамента на поведение супругов
Критерий |
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
Тип нервной системы |
Сильный неуравновешен |
Сильный уравновешен подвижный |
Сильный уравновешен инертный |
Слабый |
Активность |
Активен, быстрый, порывистый. |
Живой, подвижный, быстро реагирует на окружающие события. |
Медлителен, невозмутим. |
Насторожен во взгляде, позе. |
Поведение в обществе |
Лидер, легко устанавливает контакты, но с трудом сохраняет. Импульсивен, склонен к конфликтам. |
В центре внимания, пользуется уважением, легко устанавливают контакты |
Трудно установить, но легко сохранить знакомство. |
Держится в стороне. |
Настроение |
Склонен к бурным вспышкам эмоций, резким сменам настроения. |
Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. |
Слабое внешнее выражение душевного состояния. Более или менее постоянное настроение. |
Легко раним, склонен глубоко переживать мелкие неудачи, но внешне сдержан. |
Работа |
Способен отдаваться делу со страстностью. Быстро включается в работу. |
В работу включается быстро, но до конца доводит при наличии интереса. Предпочитает все новое. |
Медленно включается в работу, но способен выдерживать большие нагрузки. |
Быстро утомляется. Тщательно планирует и контролирует поэтому в его работе мало ошибок. |
Речь |
Громкая, резкая, бывает грубой. |
Живая, эмоциональная. |
Спокойная, размеренная, с паузами. |
Тихая, может снижаться до шепота. |
Память |
Быстро запоминает, быстро забывает. |
Хорошая, схватывает на лету. |
Запоминает медленно, помнит долго. |
Запоминает быстро за счет высокой способности к анализу. |
Продолжение таблицы 12
Критерий |
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
Внимание |
Легко отвлечь, может быстро сосредоточится |
Легко отвлечь, может быстро сосредоточится, умеет распределять свое внимание |
Устойчивое |
Развита сфера познания |
Теперь рассмотрим анализ результатов изучения толерантности по методике Бойко В.В., а именно проведем диагностику коммуникативной толерантности, в результате чего были получены результаты, представленные в таблице 13.
Таблица 13 - Коммуникативная толерантность (КТ) испытуемых
Уровни КТ |
Кол-во человек |
% от группы |
очень высокая |
2 |
5 |
высокая |
7 |
17,5 |
средняя |
24 |
60 |
низкая |
5 |
12,5 |
очень низкая |
2 |
5 |
Из таблицы видно, что
большая часть испытуемых (24 человека
- 60%) по данной методике имеет средний
уровень коммуникативной
Подводя итог проделанных исследований, отметим, что результаты исследования очень интересны, так по результатам первой методики прослеживается тенденция влияния возраста супругов на уровень их эмпатии и конфликтности: в семьях супругов зрелого возраста у большего количества пар уровень эмпатии средний, в семьях периода молодости у большинства пар очень низкий и заниженный уровень эмпатии; уровень конфликтности в парах зрелого возраста у большинства низкий и средний, в семьях периода молодости у большего количества пар высокий уровень конфликтности. По результатам второй, что у большинства исследуемых смешанный тип темперамента. Смешанный тип темперамента характерен двадцати четверым испытуемым: в их числе такие типы как сангвиннико-флегматический тип, холерико-сангвиннический, флегматико-меланхолический, сангвиннико-флегматический тип темперамента. У остальных шестнадцати испытуемых тип темперамента выражен ярко, где преобладает холерический тип темперамента и является доминирующим. А вот по третьей методике видно, что большая часть испытуемых (24 человека - 60%) по данной методике имеет средний уровень коммуникативной толерантности, более меньше испытуемых (7 человек – 17,5%) имеет ее высокий уровень. Общим итогом является то, что большинство исследуемых пар все же терпимы друг к другу.
в) Рекомендации по развитию психологической толерантности в семейных парах
В ходе исследования, проведенного в рамках темы дипломного проекта, была проанализирована теоретическая литература по проблеме психологической толерантности в супружеских парах, рассмотрены методики для изучения этого феномена, проведено исследование толерантности в 20 супружеских парах, которые были разбиты на 2 подгруппы по 10 человек, по возрасту и стажу семейных отношений.
Выявлено, что в молодых парах уровень психологической толерантности ниже, чем в зрелом возрасте.
Для развития психологической толерантности в семейных парах можно дать следующие рекомендации:
Помимо вышеперечисленных рекомендаций возможно так же обращаться к семейным профессиональным консультантам, но не к ближайшим родственникам и подруг (друзей), данный факт обусловлен наличием предвзятого отношения к тому или иному супругу, а так же достаточно субъективной оценкой высокого уровня эффективности при оказании консультационных услуг.
Особо стоит отметить
следующую рекомендацию для молодых
семейных пар и авторов работающих
в данной проблематике стоит создать
обучающие программы и психотер
Если же разрабатывать рекомендации для испытуемых 20 семейных пар, то можно рекомендовать молодым парам в первую очередь составить характеристику особенностей супруга, провести анализ его социально – психологических особенностей и уже исходя из проведенного анализа и на основе специализированной литературы или консультации психолога выбрать тактику поведения и взаимоотношения. Помимо этого стараться повышать уровень самообразования в области психологии. А также применять в повседневной жизни приемы самоконтроля.
Можно отдельно рекомендовать, если пара живет вместе с родителями одного из супругов – то молодой паре важно построить гармоничные отношения с родителями, при этом сохранить целостность своей маленькой семьи. Для начала лучше договориться о семейных обязанностях, – на этой почве бывает больше всего ссор: кто и что будет делать (готовить, убирать, делать покупки, оплачивать счета), как будет вестись бюджет, кто и что будет покупать в дом и т.д., – чтобы свести возможные недоговоренности к минимуму. Если живут у мужа, то важно невестке построить отношения со свекровью – и здесь важно не вступать с ней в войну, а искать в ней союзника: спрашивать и интересоваться ее жизнью, сыном (что он любит, какие у него интересы, может, чем болеет), что она готовит и как, обращаться просто за советом, интересоваться и ее увлечениями, что нравится ей, можно даже делать иногда небольшие подарки.
Все это говорит лишь о том, что она будет видеть и чувствовать, что она интересна, что ее мнение значимо, что ее авторитет никто не пытается сломить, и увести и настроить против нее сына – это традиционный, наиболее распространенный вариант. Если живут у жены – тогда уже сложнее ситуация обстоит у мужа, так как у мужчины есть потребность быть хозяином и отвечать за свою семью, жену, дом. Но на той территории он не чувствует себя таковым, так как есть отец жены, который и есть хозяин в доме. Но и тогда важно предоставлять мужу возможность подтверждать его мужской авторитет: привлекать к делам по дому, что-то доверять ему, работать на даче, благоустраивать территорию – иными словами, все, что может позволить мужчине чувствовать себя сильным.
Если пара живет отдельно, то важно построить и поддерживать отношения с обоими родителями на расстоянии, обговорить, кто и когда будет приезжать в гости, кто и что будет дарить и т.д., для того чтобы избежать размытости границ семьи и не впускать внутрь семьи родительского сверхконтроля и внимания. Важно поддерживать отношения с родителями – ведь все-таки время берет свое, родители стареют и им также будет нужна помощь. Паре в свою очередь тоже может понадобиться помощь (помочь с ребснком, поговорить, посоветоваться, поддержать) – это нравственно и говорит о личности человека.
Есть и различные вариации на тему того, где и с кем проживает пара, и соответственно возникают разные семейные проблемы. Но всегда самое главное для пары – это сохранить целостность, уважая при этом и родителей.
Также не следует стесняться обращаться за помощью к психологу, если самостоятельно сложно разобраться и понять, как себя вести и что предпринимать. Но самое главное, это с самого начала серьезно отнестись к решению о браке – понять, что движет парой, что повлияло на их решение о вступлении в брак. Если это попытка убежать от каких-то проблем (финансовых, эмоциональных), доказать родителям свою взрослость, руководствоваться социальными ярлыками (пора замуж), из-за случайной беременности (как попытке удержать партнера), расценивая брак как попытку уйти от одиночества – то эти мотивации не способствуют построению гармоничных отношений между супругами. Так как они основываются изначально не на доверии, уважении и любви, а значит, и не будет стремления работать над отношениями, ценить их и партнера. Далее молодой паре важно знать, какие сложности и кризисы могут ждать их на пути, какие кризисные периоды есть в браке.
Также молодым супругам важно на заре отношений гармонично сформировать коммуникативные связи между собой, научиться не отмалчиваться и не подавлять в себе возникающие эмоции и чувства, а конструктивно озвучивать их именно на чувственном уровне, а не с помощью критики и обвинений (это только приведет к отдалению и непониманию). Таким образом, партнер сможет услышать партнера, понять его. Это поможет паре вместе справляться с невзгодами и обидами, а не копить их, только разрушая доверие. В целом важно просто слышать и слушать друг друга, ценить и уважать как партнера, так и себя, тогда в семье будут царить любовь и доверие. А если возникают сложности или проблемы, в которых трудно разобраться самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалисту, который сможет помочь разобраться в проблеме и найти выход.
Информация о работе Развитие психологической толерантности у супругов