Развитие психологической толерантности у супругов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение условий формирования психологической толерантности у супругов. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования психологической толерантности у супругов,
2. Выявить условия формирования психологической толерантности в супружеских парах,
3. Сконструировать и провести диагностические исследования психологической толерантности в супружеских парах на основании методик Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Белова А. и Бойко В.В.,
4. На основании проведенного исследования дать рекомендации по формированию психологической толерантности супругов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретический анализ проблемы развития психологической толерантности у супругов………………………………………………………...7
а) Определение и сущность психологической толерантности в семейных отношениях…..........................................................................................................7
б) Подходы к изучению, структура, критерии и показатели психологической толерантности супругов ………………………………………………………...14
в) Условия развития психологической толерантности у супругов………..…24
2. Эмпирическое изучение психологической толерантности в супружеских парах…………………..…………………………………………………….…....35
а) Методическое описание исследований по изучению психологической толерантности……………………………………………………………………35
б) Анализ результатов изучения толерантности в супружеских парах……...43
в) Конкретные рекомендации (рекомендации по развитию психологической толерантности в семейных парах)…………………………………………...…55
Заключение………………………………………………………………………60
Список сокращений……………………………………………………………..64
Глоссарий………………………………………………………………………...65
Список использованных источников…………………………………………...68

Файлы: 1 файл

психологическая толерантность у супругов.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

Было установлено, что  в парах, состоящих из холерика и  сангвиника, то есть при некомплементарных  отношениях, супруги часто соперничают  за власть друг над другом, много  спорят, каждый настаивает на своем, наблюдаются трудности в достижении единого мнения. Как правило, один из партнеров «побеждает», отстаивая свою точку зрения или интересы, второму же приходится смириться с принятым решением.

В парах, в которых  супруги обладают меланхолическим и флегматическим темпераментами, также наблюдается более низкая удовлетворенность браком, чем в парах с противоположными темпераментами. Однако нужно отметить, что пар с таким сочетанием личностных особенностей в нашей выборке оказалось почти 25% (это значительно превышает теоретическую вероятность существования таких союзов), причем стаж их семейной жизни в среднем составил 13 лет. Следовательно, несмотря на трудности межличностного взаимодействия, супругам удается налаживать позитивные отношения в семье. Возможно, такое сочетание даже способствует стабильности отношений. Очень сложные отношения в тех супружеских парах, в которых встречаются холерик и меланхолик. Это связано с тем, что оба супруга несдержанны в своем поведении и высказываниях, но в то же время оба ранимы и тяжело переживают любые ситуации, в которых, по их мнению, оказывается задетым их самолюбие. Такое сочетание темпераментов приводит к конкурентным отношениям. В брачном союзе флегматика и сангвиника наблюдаются различные конфликты, недовольство друг другом, которые обычно возникают на почве эмоциональной близости супругов. Возможно, это связано с тем, что одному партнеру (флегматику) тяжело раскрыть свои чувства и эмоции, а у другого (сангвиника) эмоциональные переживания быстро сменяют друг друга. Пара сангвиник—холерик, скорее всего, займется выяснением двух любимых для них вопросов «Почему я, а не ты?» и «Кто у нас в семье главный?». В семьях, в которых супруги обладают одинаковыми темпераментами (по нашим данным, в особенности, если в паре встречается такое сочетание, как флегматик-флегматик), отношения наиболее сложные. В данных семьях часто случаются временные разрывы отношений между супругами, причем даже наличие детей не является сдерживающим фактором.

Итак, в союзах с разным сочетанием темпераментов появляются разные проблемы, которые более или менее успешно решаются супругами. Можно говорить о тенденции к различной удовлетворенности супружескими отношениями при разном сочетании темпераментов, но не о совместимости — несовместимости как о некоем раз и навсегда данном состоянии. К тому же существует такой «фильтр», как предбрачный отбор, при котором, вероятно, большая часть лиц с малосовместимыми особенностями (например, два холерика), отвергает друг друга.

Вышеперечисленные авторы указываюет на необходимость сходства мировоззренческих, ценностно-ориентационных аспектов для совместимости супругов. Так Г. Навайтис приводит пример расхождения ценностей (на материальное благополучие и на ценность ребенка), из-за которого оказалось невозможным консультирование пары и предотвращение развода. Автор указывает, что многие пары ценностные ориентации согласуют еще до брака. Поэтому конфликт такого рода возникает или при новых, непредвиденных обстоятельствах (в данном примере — рождение больного ребенка), или наследующих этапах развития семьи, когда определяется направление социализации ребенка (обычно в этнически смешанных семьях).

2. Функциональный подход  основан на представлении личности  через ее роли и функции  в группе. Применительно к супружеству функциональный подход выражается в исследовании соотношения психологических семейных ролей супругов, их представлений о семье. Совместимость при этом выступает как согласование, сходство представлений, ожиданий супругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей в супружеской паре. Именно такое понимание совместимости, на наш взгляд, близко к пониманию удовлетворенности браком. Сторонники функционального подхода считают, что если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Здесь речь идет о ролевом конфликте, или, более широко, о конфликте представлений. Этим, в частности, и объясняется необходимость исследования соотношения семейных представлений супругов, распределения семейных ролей. Основная часть работ, проведенных в данном направлении, посвящена изучению распределения семейных ролей супругов.

Рассмотрим структуру толерантности. Разные авторы выделяют различные параметры, которые могут выступать в качестве структурных составляющих или критериев классификации измеряемых величин в исследованиях толерантности, либо квалифицироваться как факторы (детерминанты) толерантности. Опираясь на данные и подобранную учебную литературу, следует рассмотреть их подробнее.

Психолог И.Б. Гриншпун предлагает выделять следующие взаимосвязанные  параметры толерантности, рассматривая их как характеристику индивида16:

1. Объективная отнесенность  толерантности. Очевидно, что толерантность дифференцированно проявляется относительно различных объектов и воздействий различного типа.

2. Диапазон толерантности.  Условное обозначение меры толерантности  как индивидуальной характеристики  определяется через количество  допустимых фрустрирующих воздействий.

3. Фокус толерантности.  Типологическая характеристика, обозначающая  стилистическую близость одному  из двух полюсов (толерантность-интолерантность), либо возможный баланс.

4. Устойчивость толерантности.  Временная характеристика.

5. Динамичность толерантности. Имеется в виду изменчивость диапазона во времени и параметры этой изменчивости. Толерантность не статична, и предполагает, во-первых, принципиальную конечность, а во-вторых, динамику с возможной сменой акцентов в плане близости к одному из полюсов.

И.М. Дзялошинский отмечает, что рассматривая толерантность  как исследовательскую проблему, целесообразно иметь в виду следующие параметры этой категории: уровень толерантности (высшая, нормальная и минимальная толерантность), субъекты толерантности (индивиды, социальные группы, общественные институты), предмет толерантности (та характеристика личности, социальной группы или иного объединения людей, которая может быть полем согласования интересов, взаимопонимания, поиска компромиссов).

С точки зрения А.А. Реана, понятие «терпимость», включает в  себя понятие «толерантность», не сводится к нему, а является более общим. Он выделяет 2 механизма терпимости17:

1. Сенсуальная терпимость  личности. В одном случае социально  психологическая терпимость обусловлена низкой социально-психологической чувствительностью личности («черствый», «холодный» и т. п.). По существу именно при таком варианте терпимость определяется толерантностью и связана с повышением порога социально-психологической чувствительности партнеров к различным воздействиям.

2. Диспозиционная терпимость  личности. В данном случае повышение  терпимости связано с формированием  соответствующих установок личности. («Все люди могут ошибаться», «Чем  больше точек зрения, тем лучше», «Каждый имеет право на свое мнение» и т. п.).

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением  реагирования на какой-либо неблагоприятный  фактор за счет снижения чувствительности. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой.

В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (в данном случае — терпимой) реакции на среду. Эта готовность проявляется на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом уровнях. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, совокупность ее отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Кроме того, он выделяет три фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический. Под социогенетическим фактором он понимает влияние субъективно-объективных условий на формирование и проявление терпимости в обществе, в различных группах (в том числе и профессиональных) и у конкретных личностей. Речь идет о формировании и проявлении терпимости под воздействием господствующих в данный момент социальных установок, эталонов, стереотипов, под влиянием общей направленности общества: гуманистической, плюралистической, с одной стороны, или же антиличностной, авторитарной — с другой.

Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние ближайшего окружения индивида (семьи, коллектива, неформальной группы и т. д.) на формирование и проявление терпимости. При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических условий терпимость как черта личности определяется именно микросредовым фактором. Под биогенетическим фактором понимается влияние психофизиологических особенностей индивида на формирование и проявление терпимости. Речь идет о различных проявлениях терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей.

Подводя итог, можно отметить следующее: понятие «толерантности» очень широкое и имеет много оттенков.

 

в) Условия развития психологической толерантности у супругов

Развитие толерантности  является объективной потребностью современного общества. Так, профессор Гарвардского университета Майкл Уолцер, видит в толерантности разные аспекты: отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира; милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»); принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь; открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться; восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих); одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии.

В то же время настоящий  период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных. Несомненно, в силу практической значимости, проблема толерантности изучается в разных науках. Например, философские основы исследований заложены в трудах И.Б. Гасанова, В.М. Золотухина, А.И. Ильина, Ю.А. Ищенко, В.О. Тишкова. Эти последователи рассматривают проблему толерантности как форму активного взаимодействия с миром, которое выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Причем толерантность является практической нормой общения и связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении.

Условия развития психологической  толерантности у супругов бывают различны, так по истечению определенного времени фокус толерантности в семейных отношениях нередко смещается в сторону одного из супругов. В названном процессе зачастую прослеживается тенденция к значительному увеличению уровня толерантности со стороны жены в семейных отношениях и его явному снижению со стороны мужа. В целом, женщины проявляют более высокий уровень толерантности во внутрисемейных отношениях по сравнению с мужчинами.

Так же на основании работ  А.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой прослеживается определенная взаимосвязь между экономической зависимостью одного из супругов и уровнем его толерантности в семейных отношениях: в большинстве случаев экономически зависимый член семьи склонен к более толерантному поведению, чем остальные. Помимо этого, более высокий уровень образования способствует установлению эгалитарных семейных взаимоотношений и развитию проявления толерантности со стороны обоих супругов приблизительно в равной степени. При этом низкий уровень образования соответствует закреплению традиционных патриархальных установок, при которых инициатива к примирению в конфликтных ситуациях, в подавляющем большинстве, принадлежит женщине. Но переход к эгалитарности способствует трансформации негативной традиции односторонней толерантности, которая предполагает проявление терпимости только со стороны одного из субъектов взаимодействий в семейных отношениях, в более эффективную и совершенную форму – двустороннюю (обоюдную или взаимную) толерантность.

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Нетерпимость ведет человечество к братской могиле, поэтому проблема толерантности  сегодня обрела международный смысл. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1992 года приняла резолюцию, приветствующую инициативу ЮНЕСКО провести год Организации Объединенных Наций, посвященный терпимости. Этот год был приурочен к пятидесятой годовщине образования ООН и ЮНЕСКО.

Государства-члены ООН  объявили 16 ноября ежегодным международным  Днем Толерантности. «Толерантность —  это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны  к культуре мира», — говорится  в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:

  • уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
  • отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Ведь посредством развития у супругов толерантного отношения  друг к другу и отношение к  браку в целом тоже может измениться. Большинство специалистов определяют удовлетворенность браком, как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение удовлетворенности браком дает С. И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности».

Информация о работе Развитие психологической толерантности у супругов