Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:27, дипломная работа
Целью исследования является определение условий формирования психологической толерантности у супругов. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования психологической толерантности у супругов,
2. Выявить условия формирования психологической толерантности в супружеских парах,
3. Сконструировать и провести диагностические исследования психологической толерантности в супружеских парах на основании методик Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Белова А. и Бойко В.В.,
4. На основании проведенного исследования дать рекомендации по формированию психологической толерантности супругов.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретический анализ проблемы развития психологической толерантности у супругов………………………………………………………...7
а) Определение и сущность психологической толерантности в семейных отношениях…..........................................................................................................7
б) Подходы к изучению, структура, критерии и показатели психологической толерантности супругов ………………………………………………………...14
в) Условия развития психологической толерантности у супругов………..…24
2. Эмпирическое изучение психологической толерантности в супружеских парах…………………..…………………………………………………….…....35
а) Методическое описание исследований по изучению психологической толерантности……………………………………………………………………35
б) Анализ результатов изучения толерантности в супружеских парах……...43
в) Конкретные рекомендации (рекомендации по развитию психологической толерантности в семейных парах)…………………………………………...…55
Заключение………………………………………………………………………60
Список сокращений……………………………………………………………..64
Глоссарий………………………………………………………………………...65
Список использованных источников…………………………………………...68
Текст опросника (женский вариант)
Оценка результатов
Изучение конфликтов в супружеских
парах позволило авторам
Проблемы отношений с
Вопросы, связанные с воспитанием детей.
Проявление стремления к автономии.
Нарушение ролевых ожиданий.
Рассогласование норм поведения.
Проявление доминирования
Проявление ревности.
Расхождения в отношении к деньгам.
Все ситуации по данным основаниям группируются в восемь блоков следующим образом:
Номер блока |
Номер состояний |
1 |
1,5,8,20 |
2 |
4,11,16,23 |
3 |
6,18,21,22 |
4 |
2,12,27,29 |
5 |
3,26,28,30 |
6 |
9,25,31,32 |
7 |
13,14,17,24 |
8 |
7,10,15,19 |
Кроме того, ситуации могут быть разделены на две группы по основаниям «виновного в конфликте». Слово «вина» берется в кавычки, так как речь идет не о реальной виновности (которую часто вообще трудно выявить), а о поводе к ссоре. В ситуациях №: 4, 5, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 31 в большей степени в возникновении конфликта «виноват» респондент, а в ситуациях №: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 32 такой повод дал супруг (супруга).
Результаты исследований получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое по каждому блоку).
Значения индексов меняются от –2 до 2. Отрицательное значение индекса говорит о негативной реакции респондента в конфликтных ситуациях; Положительные – о позитивных реакциях. Значения, близкие к 1 (или к –1) подчеркивают пассивный характер поведения при семейных недоразумениях; Значения, близкие к 2 (или к –2) об активной позиции в данной ситуации. Полученные результаты дают возможность говорить и об общем уровне конфликтности в паре. Чем ближе значения общего индекса к –2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов. Кроме того, ситуации могут быть разделены на две группы по основаниям «виновного в конфликте». Слово «вина» мы берем в кавычки, так как речь идет не о реальной виновности (которую 1 часто вообще трудно выявить), а о поводе к ссоре. В ситуациях № 4, 5, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 31 в большей степени в возникновении конфликта «виноват» респондент, а в ситуациях № 1, 2, 3, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 32 такой повод дал супруг (супруга).
Результаты исследований получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое по каждому блоку). Значения индексов меняются от –2 до 2. Отрицательное значение индекса говорит о негативной реакции респондента в конфликтных ситуациях, положительные – о позитивных реакциях. Значения, близкие к 1 (или к –1) подчеркивают пассивный характер поведения при семейных недоразумениях, а близкие к 2 (или к –2) об активной позиции в данной ситуации. Полученные результаты дают возможность говорить и об общем уровне конфликтности в паре. Чем ближе значения общего индекса к –2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов.
Итак, результаты методики дают возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Эти характеристики могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике с целью дальнейшей коррекции.
Приложение Б
Оценка темперамента по методике А. Белова
В нижеприведенных «паспортах»
холерика, сангвиника, флегматика и
меланхолика отметьте знаком «+»
те качества, которые присущи вам.
Затем по формуле А. Белова вычислите
соотношение базовых
«Паспорт» холерика
1. Вы не усидчивы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны
5. Решительны и инициативны.
6. Некоторые считают вас упрямым.
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Незлопамятны и необидчивы.
11. Обладаете быстрой, страстной,
12. Неуравновешенны и склонны к горячности
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпимы к недостаткам, в отношениях с людьми.
15. Обладаете выразительной
16. Склонны быстро действовать и принимать решения.
17. Неустанно стремитесь к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении
20. Склонны к резким сменам настроения.
«Паспорт» сангвиника
1. Вы не усидчивы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны
5. Решительны и инициативны.
6. Некоторые считают вас упрямым.
7. Находчивы в споре, в
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Незлопамятны и необидчивы.
11. Быстро включаетесь в новую сопровождающейся живыми работу и быстро жестами, выразительной переключаетесь с одной мимикой.
12. Тяготитесь однообразием, в неожиданной и сложной будничной, кропотливой обстановке.
работой.
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности
14. Выносливы и работоспособны.
15. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью
16. Сохраняете самообладание
17. Обладаете всегда бодрым настроением.
18. Быстро засыпаете и с новыми для вас людьми пробуждаетесь.
19. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.
20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаетесь.
«Паспорт» флегматика
1. Вы спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Умеете ждать.
5. Не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
7. Сдержанны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не растрачиваете попусту силы.
10. Мало придерживаетесь выработанного распорядка
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию
13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах,
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое,
16. Ровны в отношениях со всеми.
17. Любите пунктуальность во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке, жизни, системы в работе.
19. Обладаете выдержкой
20. Труженик.
11. Легко сдерживаете порывы.
«Паспорт» меланхолика
1. Вы стеснительны до слезливости.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми и окружающим.
4. Не верите в свои силы.
5. Легко переносите одиночество.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь.
9. Обладаете тихой и слабой речью, иногда переходящей в шепот.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны и застенчивы.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Предъявляете высокие требования к себе людьми.
14. Склонны к подозрительности, мнительности
15. Болезненно чувствительны и легко ранимы,
16. Чрезвычайно обидчивы
17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивны и робки
19. Безропотно покорны.
20. Стремитесь вызывать
Формула темперамента (А. Белова)
где Фг — формула темперамента (интегральный темперамент; А — общее число плюсов по всем типам темперамента; Ах - общее число плюсов в «паспорте» холерика; Ас - общее число плюсов в «паспорте» сангвиника; Аф - общее число плюсов в «паспорте» флегматика; Ам - общее число плюсов в «паспорте» меланхолика.
Оценка результатов
Если доля какого-либо темперамента
в результате составляет 40 % и выше,
то данный тип темперамента является у
вас доминирующим. Если этот результат
составляет 30-39 %, то качества данного типа
выражены достаточно ярко. Фг=Ах/А*100%+Ас/Ф*100+Аф/А*
Приложение В
Диагностика коммуникативной толерантности Бойко В.В.
Вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Помните, что при ответе важна первая реакция и то, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, без пропусков.
На сколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они верны по отношению лично к вам:
0 баллов – совсем неверно,
1 – верно в некоторой степени ( несильно)
2 – верно в значительной
3 – верно в высшей степени (очень сильно)
Проверьте
себя: насколько вы способны принимать
или не принимать индивидуальности встречающихся
нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь
оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить,
сколь верны они по отношению лично к вам.
• Медлительные люди обычно действуют
мне на нервы.
• Меня раздражают суетливые, непоседливые
люди.
• Шумные детские игры переношу с трудом.
• Оригинальные, нестандартные, яркие
личности обычно действуют на меня отрицательно.
• Безупречный во всех отношениях человек
насторожил бы меня.
Проверьте
себя: нет ли у вас тенденции оценивать
людей, исходя из собственного «Я». Меру
согласия с суждениями, как и в предыдущем
случае, выражайте в баллах от 0 до 3.
• Меня обычно выводит из равновесия несообразительный
собеседник.
• Меня раздражают любители поговорить.
• Я тяготился бы разговором с безразличным
для меня попутчиком в поезде, самолете,
если бы он проявил инициативу.
• Я тяготился бы разговорами случайного
попутчика, который уступает мне по уровню
знаний и культуры.
• Мне трудно найти общий язык с партнерами
иного интеллектуального уровня, чем у
меня.
Проверьте
себя: в какой мере категоричны или
неизменны ваши оценки в адрес окружающих.
• Современная молодежь вызывает неприятные
чувства своим внешним видом (прическа,
косметика, наряды).
• Так называемые «новые русские» обычно
производят неприятное впечатление либо
бескультурьем, либо рвачеством.
• Представители некоторых национальностей
в моем окружении откровенно несимпатичны
мне.
• Есть тип мужчин (женщин), который я не
выношу.
• Терпеть не могу деловых партнеров с
низким профессиональным уровнем.
Проверьте
себя: в какой степени вы умеете скрывать
или сглаживать неприятные впечатления
при столкновении с некоммуникабельными
качествами людей (степень согласия с
суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).
• Считаю, что на грубость надо отвечать
тем же.
• Мне трудно скрыть, если человек чем-либо
неприятен.
• Меня раздражают люди, стремящиеся в
споре настоять на своем.
• Мне неприятны самоуверенные люди.
• Обычно мне трудно удержаться от замечания
в адрес озлобленного или нервного человека,
который толкается в транспорте.
Проверьте
себя:есть ли у вас склонность переделывать
и перевоспитывать партнера (оценка суждений
от 0 до 3 баллов).
• Я имею привычку поучать окружающих.
• Невоспитанные люди возмущают меня.
• Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь
воспитывать кого-либо.
• Я по привычке постоянно делаю кому-либо
замечания.
• Я люблю командовать близкими.
Проверьте
себя: в какой степени вы склонны подгонять
партнеров под себя, делать их удобными
(оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Меня раздражают старики, когда они
в час пик оказываются в городском транспорте
или в магазинах.
• Жить в номере гостиницы с посторонним
человеком для меня просто пытка.
• Когда партнер не соглашается в чем-то
с моей правильной позицией, то обычно
это раздражает меня.
• Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
• Меня раздражает, если партнер делает
что-то по своему, не так, как мне того хочется.
Проверьте
себя: свойственна ли вам такая тенденция
поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Обычно я надеюсь, что моим обидчикам
достанется по заслугам.
• Меня часто упрекают в ворчливости.
• Я долго помню обиды, причиненные мне
теми, кого я ценю или уважаю.
• Нельзя прощать сослуживцам бестактные
шутки.
• Если деловой партнер непреднамеренно
заденет мое самолюбие, то я на него тем
не менее обижусь.
Проверьте
себя: в какой степени вы терпимы к
дискомфортным состояниям окружающих
(оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Я осуждаю людей, которые плачутся в
чужую жилетку.
• Внутренне я не одобряю коллег (приятелей),
которые при удобном случае рассказывают
о своих болезнях.
• Я стараюсь уходить от разговора, когда
кто-нибудь начинает жаловаться на свою
семейную жизнь.
• Обычно я без особого внимания выслушиваю
исповеди друзей (подруг).
• Иногда мне нравится позлить кого-нибудь
из родных и друзей.
Проверьте
себя: каковы ваши адаптационные способности
во взаимодействии с людьми (оценка суждений
от 0 до 3 баллов).
• Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.
• Мне трудно ладить с людьми, у которых
плохой характер.
• Обычно я с трудом приспосабливаюсь
к новым партнерам по совместной работе.
• Я избегаю поддерживать отношения с
несколько странными людьми.
• Обычно я из принципа настаиваю на своем,
даже если понимаю, что партнер прав.
Информация о работе Развитие психологической толерантности у супругов