Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития
творческих способностей у
1.3. Реализация игровой деятельности
как средства развития творческих способностей………………………………………………
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих
способностей дошкольников……………
2.2.Организация игровой
деятельности как средства
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………
Введение
Творческие способности
– далеко не новый предмет
исследования. Проблема человеческих
способностей вызывала огромный интерес
людей во все времена. Однако в
прошлом у общества не возникало
особой потребности в овладении
творчества людей. Таланты появлялись
как бы сами собой, стихийно создавали
шедевры литературы и искусства:
делали научные открытия, изобретали,
удовлетворяя тем самым потребности
развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом
изменилась. Жизнь в эпоху научно-
Успех реальной социализации
дошкольника, таким образом, зависит
от того, насколько взрослый осознает
собственную необходимость для
развития ребенка в игре. Такую
позицию взрослого описывает
характерный для современной
педагогики «личностно – ориентированный»
подход, в рамках которого игра дошкольников
рассматривается не только как подготовка
к «взрослой» жизни, но и как реальное
творческое (так как для ребенка
окружающий мир всегда в чем-то новый)
приобретение социального опыта. В
отечественной психологии богатые
традиции изучения игры, опирающиеся
на работу Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца,
А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П.
Усовой, Д. Б. Эльконина. Сегодня научный
уровень исследования творческих способностей
в игре характеризуется наличием сложившейся
теории игры, возможности дальнейшего
развития которой во многом, обусловлены
стремлением исследователей, разрешить
исходные противоречия, заложенные в фундаментальных
основаниях этой теории (Т. А. Маркова,
Д. Б. Эльконин).
«Творчество» и «социализация»
выступают здесь как
И хотя проблема творческих
способностей в игре получила
развитие в психолого-
При выполнении курсовой работы выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческих способностей, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности, и недостаточной разработанностью вопросов, непосредственно связанных с проблемами формирования и развития творческих способностей у дошкольников в возрастной и педагогической психологии, возможностью сюжетно-ролевой игры в развитии творческих способностей дошкольников.
Исходя из данного
Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как
средство развития творческих способностей
детей дошкольного возраста.
В ходе работы мы
ставим перед собой следующие з
1.Выявление основных компонентов
творческих способностей на основе анализа
научной и методической литературы;
2.Изучить процесс развития творческих способностей;
3.Выявить особенности развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности;
4.Определить значение игры в развитии творческих способностей дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей дошкольников может быть успешным, если реализуется игровая деятельность.
В данной работе мы применили
следующие методы научно-
1.Изучение, анализ и обобщение научно – теоретических источников по данной теме.
2.Эксперимент.
3.Наблюдение.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней: уточнены особенности реализации игровой деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников.
Практическая значимость исследования: материалы работы можно использовать при подготовке психолого-педагогических кадров в целях ознакомления их с особенностями развития творческих способностей дошкольников.
Методологическая основа исследования: культурно – историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой в основе развития детского творчества лежит ведущий тип деятельности, а всеобщей формой психического развития ребенка является процесс присвоения, что приводит к воспроизведению в его собственной деятельности исторически сложившихся человеческих способностей; теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, Л.М. Аболин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская ) .
Этапы исследования:
1.Постановочный - (сентябрь 2012 г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, формулирование цели, объекта, предмета, выдвижение задач и гипотезы исследования.
2.Собственно – исследовательский (октябрь-ноябрь 2012 г.) – организация опытно-экспериментальной работы: проведение диагностики, реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей.
3.Интерпретационно-
Экспериментальной
базой для исследования стала группа детей
дошкольного возраста ДОУ №8 города Ишима
в количестве 20 человек.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (41 источников) и 13 приложений.
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников.
1.1Творческие способности, их сущность.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций[14, 36].
В словаре С.И. Ожегова «способности - это природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь». [39]
К способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф – прямоугольником[18, 19].
К практическим способностям
дошкольников относят также конструктивно-
В дошкольном возрасте активно
развиваются специальные
которые составляют мелодический и ритмический
слух, чувство лада; театрально - речевые,
в которые входят поэтический слух, выразительность
интонации и мимики. Любая специальная
способность включает основные составляющие:
определенный уровень развития познавательных
процессов, технических умений, а также
эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
Причем последнее в художественных способностях
выступает на первый план[18,20].
Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности