Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников
1.1. Творческие способности, их сущность……………………………...………8
1.2.Особенности развития творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19
1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26
Глава 2.Экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.
2.1.Диагностика творческих способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37
2.2.Организация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………………...…....45
Заключение…………………………………………………………………..…... 57
Библиографический список…………………………………………………….. 59
Приложения……………………………………………………………………. ..63

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 215.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

Глава 1.Теоретические основы творческих способностей дошкольников

1.1. Творческие способности,  их сущность……………………………...………8

1.2.Особенности развития  творческих способностей у дошкольников…………………………………………………………….………19

1.3. Реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей………………………………………………………….…….……26

Глава 2.Экспериментальная  работа по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.

2.1.Диагностика творческих  способностей дошкольников…………………………………………………………….…..... ..37

2.2.Организация игровой  деятельности как средства развития  творческих способностей………………………………………………………………...…....45

Заключение…………………………………………………………………..…... 57

Библиографический список…………………………………………………….. 59

Приложения…………………………………………………………………….  ..63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Творческие способности  – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес  людей во все времена. Однако в  прошлом у общества не возникало  особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали  шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности  развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом  изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее  и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой  ориентации и адаптации к новым  условиям, творческого подхода к  решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного  труда почти во всех профессиях постоянно  растет, а все большая часть  исполнительской деятельности перекладывается  на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших  задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством –  результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется  вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом  подрастающего поколения. Современные  психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать  личностное развитие ребенка в его  тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного  учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений  отводится игре, поскольку игровое  творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение.                                                                                  

Успех реальной социализации дошкольника, таким образом, зависит  от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для  развития ребенка в игре. Такую  позицию взрослого описывает  характерный для современной  педагогики «личностно – ориентированный» подход, в рамках которого игра дошкольников рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое (так как для ребенка  окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта. В  отечественной психологии богатые  традиции изучения игры, опирающиеся  на работу Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б.    Эльконин).                                                           

«Творчество»  и «социализация» выступают здесь как взаимосвязанные  понятия, поскольку у ребенка  нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с  развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и другие). Развитие творчества, рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и других.

          И хотя проблема творческих  способностей в игре получила  развитие в психолого-педагогических  исследованиях (Л. С. Выготский,  Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства игрой в целях развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольном учреждении игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие).                                   В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. Это обусловливает актуальность темы нашего исследования. 

При выполнении курсовой работы выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческих способностей, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности,  и недостаточной разработанностью вопросов, непосредственно связанных с проблемами формирования и развития творческих способностей у дошкольников в возрастной и педагогической психологии, возможностью сюжетно-ролевой игры в развитии творческих способностей дошкольников.

         Исходя из данного противоречия, определяется проблема исследования – как развить творческие способности дошкольников в игровой деятельности. Данная проблема составляет основу формулирования темы исследования – «Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности».

          Цель исследования: изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.

Объектом исследования данной работы является  процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.                                                   

 В ходе работы мы  ставим перед собой следующие задачи:

  1.Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа научной и методической литературы;                                        

 2.Изучить процесс развития творческих способностей;

 3.Выявить   особенности     развития          творческих    способностей           дошкольников в игровой деятельности;

 4.Определить значение игры в развитии творческих способностей дошкольников.

         В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей   дошкольников может быть успешным, если реализуется игровая   деятельность.

         В данной работе мы применили  следующие методы научно-педагогического  исследования.

        1.Изучение, анализ и обобщение научно – теоретических источников по данной теме.

       2.Эксперимент.   

       3.Наблюдение. 

                Научная новизна работы состоит в том, что в ней: уточнены особенности реализации игровой деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников.

                Практическая значимость исследования: материалы работы можно использовать при подготовке психолого-педагогических кадров в целях ознакомления их с особенностями развития творческих способностей дошкольников.     

                 Методологическая основа исследования: культурно – историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой в основе развития детского творчества лежит ведущий тип деятельности, а всеобщей формой психического развития ребенка является процесс присвоения, что приводит к воспроизведению в его собственной деятельности исторически сложившихся человеческих способностей; теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, Л.М. Аболин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С.       Сухобская ) . 

 

 

Этапы исследования:

   1.Постановочный - (сентябрь 2012 г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, формулирование цели, объекта, предмета, выдвижение задач и гипотезы исследования.

    2.Собственно – исследовательский (октябрь-ноябрь 2012 г.) – организация опытно-экспериментальной работы: проведение диагностики, реализация игровой деятельности как средства развития творческих способностей.   

  3.Интерпретационно-оформительский (декабрь 2012 г.) – обобщение результатов исследования, оформление курсовой.

        Экспериментальной базой для исследования стала группа детей дошкольного возраста ДОУ №8 города Ишима в количестве 20 человек.                                                                                                                                              

        Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (41 источников) и 13 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические  основы творческих способностей дошкольников.

1.1Творческие способности, их сущность.

Уже в раннем возрасте у  детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему  хочется это делать, ему интересен  не результат, а сам процесс. Ребенку  нравится не нарисовать картинку, а  рисовать; не построить домик, а строить  его. Центральное место в структуре  познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков  или частей и ситуаций[14, 36].

В словаре С.И. Ожегова  «способности - это природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь». [39]

К  способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование  готовых моделей и построение модели на основе установления отношений  между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой  модели может выступать план игровой  комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем  они сами начинают строить такой  план, обозначая предметы в комнате  какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф – прямоугольником[18, 19].

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет  в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также  умение самостоятельно формулировать  замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности  лежат в основе, в дальнейшем с  их помощью дети усваивают такие  школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности  для развития конструктивно-технических  способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование  технических игрушек [18].

В дошкольном возрасте активно  развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия  для их формирования. Дошкольник включен  во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, 
которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально - речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план[18,20].

Информация о работе Развитие творческих способностей дошкольников в игровой деятельности