Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа
Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.
3
Введение
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. В Законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.
Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.
Творческая личность – это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность [27, 89 ]
4
Учитывая компетентностный подход к образованию, модернизации образования мы можем сказать, что у творческой личности есть преимущества, т.е. способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлениям.
Комплексный подход к
Ценность творчества, его функции,
заключаются не только в
Творчество - форма деятельности человека или коллектива. Создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочинять, писать.
5
Развивать этот «дар», чтобы язык ребенка как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время особенно необходимо.
К сожалению, чаще всего развивается в детях только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, особенно теперь, когда требуется все больше могучих творческих умов.
Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства [28, 56 ]
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдвардс.
В настоящее время
Цель работы – теоретически обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.
Объект – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет – развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.
6
Исходя из цели, нами поставлены следующие
задачи:
Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ продуктов деятельности, тестирование и др.
Курсовая работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.
1.1. Развитие творческого воображения и творческого мышления.
В данном параграфе мы попытаемся разобраться с базовыми понятиями и проведем анализ проблемы развития творческих способностей. В первую очередь нам необходимо определить понятие «творчество».
Творить, по определению К.
Творчество есть процесс,
Что мы понимаем под творчеством? Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Ребенок не пусто сосуд, который педагог призван заполнить знаниями [20, 73 ]
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое –будь это предмет внешнего мира или построение мышления,
8
приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть
поведение человека, его деятельность
в любой области, то можно
выделить два основных вида
поступков. Одни действия
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем
виде определение творческих
способностей выглядит
которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
В психолого–педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика.
В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется как творческость.
Американский психолог П. Эдварс дает такое понятие творческости – это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесенные в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила,
9
способствующая положительной
самооценке и обеспечивающая самопродвижение
индивида в своем развитии.
Дети естественным образом
Когда мы соприкасаемся со
своей творческой сущностью,
настолько глубоко, как целебную силу в психотерапии – тенденцию человека стать тем, что заложено в его потенциальности” [14, 63 ]
Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность, на наш взгляд, - это интегративная
способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей, элементов. Например, креативными способностями являются воображение, фантазия, мечтательность. Поскольку в результате творчества непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнетивная
деятельность. Ученику необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, планируемость, самоопределение, рефлексия [13, 90 ]
В характеристике понятия креативность обращаются как психологи, так и педагоги.
10
Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии (Выготский Л.С., Давыдов В.В.). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (А.М. Матюшкин, И.Н. Семенов, Я.А. Пономарев и другие), а его исследования связываются с закономерностями мышления (О.К. Тихомиров, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин) [22, 48 ]
В “Педагогике” Сластенина под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию, автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.
Дж. Гилфорд считает, что креативность и творческий потенциал могут быть определены как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению.
В настоящее время