Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Файлы: 1 файл

курс. развитие творч способно.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

3

Введение

                Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. В Законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.

              Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.

               Творческая личность – это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность [27, 89 ]

              

4

           Учитывая компетентностный подход к образованию, модернизации образования мы можем сказать, что у творческой личности есть преимущества, т.е. способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлениям.

              Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще – эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно – мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития [36, 12 ]

            Ценность творчества, его функции,  заключаются не только в результативной  стороне, но и в самом процессе  творчества.

          Творчество -   форма деятельности человека или коллектива. Создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

            Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»          

            Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочинять, писать.  

 

5

      Развивать этот «дар», чтобы язык ребенка как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время особенно необходимо.

         К сожалению, чаще всего развивается в детях только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, особенно теперь, когда требуется все больше могучих творческих умов.

          Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства [28, 56 ]

        Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдвардс.

         В настоящее время исследованием  этих проблем занимаются также Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Н.А.Терентьева.

         Цель работы – теоретически обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.

          Объект – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

          Предмет – развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.

6

           Исходя из цели, нами поставлены следующие

 задачи: 

  • Изучить психолого–педагогическую литературу по теме исследования.
  • Уточнить сущность понятий по изучаемой теме.
  • Рассмотреть значение устного народного творчества в формировании личности и развития творческой активности у детей.
  • Подобрать методические рекомендации по эффективному решению проблемы развития творческой активности у младших школьников.   

             Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ продуктов деятельности, тестирование и др.

           Курсовая работа включает в  себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Глава 1.  Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.

1.1. Развитие творческого воображения и творческого мышления.

              В данном параграфе мы попытаемся разобраться с базовыми понятиями и проведем анализ проблемы развития творческих способностей. В первую очередь нам необходимо определить понятие «творчество».

           Творить, по определению К.Станиславского, означает “страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче” – постижению и раскрытию художественного образа произведения.

            Творчество есть процесс, который  может приводить к созданию  некоторого продукта. Таким продуктом  может явиться стихотворение,  рисунок, музыкальное произведение или танец.

           Что мы понимаем под творчеством?  Творчество -  создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

           Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Ребенок не пусто сосуд, который педагог призван заполнить знаниями [20, 73 ]   

          Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое –будь это предмет внешнего мира или построение мышления,

 

8

приводящее к новым  знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

           Если внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность  в любой области, то можно  выделить два основных вида  поступков. Одни действия человека  можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью,  и его сущность заключается в том. Что человек воспроизводит или повторяют уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

                 Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

                  Таким образом, в самом общем  виде определение творческих  способностей выглядит следующим  образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека,

которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.                       

        В психолого–педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается  с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика.

        В отечественных исследованиях креативность чаще всего  заменяется как творческость.           

         Американский психолог П. Эдварс дает такое понятие творческости – это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесенные в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила,

 

9

способствующая положительной  самооценке и обеспечивающая самопродвижение  индивида в своем развитии.              

           Дети естественным образом любопытные  и творческие. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

           Когда мы соприкасаемся со  своей творческой сущностью, мы  одновременно соприкасаемся с  универсальным источником энергии.  Так, Г. Роджерс говорил: “Основной  источник творческости проявляет себя также как и та тенденция, которую мы обнаруживаем

настолько глубоко, как  целебную силу в психотерапии –  тенденцию человека  стать тем, что заложено в его потенциальности” [14, 63 ]

            Исследуя природу творчества, ученые  предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность, на наш взгляд, - это интегративная

способность, вбирающая  в себя целые системы взаимосвязанных  способностей, элементов. Например, креативными  способностями являются воображение, фантазия, мечтательность. Поскольку в результате творчества непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнетивная

деятельность. Ученику  необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, планируемость, самоопределение, рефлексия [13, 90 ]             

           В характеристике понятия креативность обращаются как психологи, так и педагоги.

       

10

     Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии (Выготский Л.С., Давыдов В.В.). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (А.М. Матюшкин, И.Н. Семенов, Я.А. Пономарев и другие), а его исследования связываются с закономерностями мышления (О.К. Тихомиров, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин) [22, 48 ]

          В “Педагогике” Сластенина под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию, автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.      

          Дж. Гилфорд считает, что креативность и творческий потенциал могут быть определены как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению.

           В настоящее время обозначилось  несколько основных аспектов  развития креативности: предметно-процессуальный  и рефлексивный (процесс решения творческой задачи); личностный (особенности креативной личности); продуктивно-результативный и социально-

Информация о работе Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества