Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа
Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.
Торренс продолжил исследования креативности, но он внес новый оттенок понимания креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии. Торренс разработал серию тестов на креативность «от дошкольников до взрослых», разработал программу развития
35
творческих способностей
детей: на первом этапе испытуемым предлагались
задачи на анаграмму (поиск слов из
переставленной бессмысленной
Торренс для оценки уровня креативности использовал показатели:
1 .Легкость – быстрота выполнения задания.
2. Гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов.
3. Оригинальность оценивается как минимальная частота ответа среди ответов однородной группы испытуемых. Если данный ответ встречается менее 1% случаев (т.е. 1 человек из 100 дал такой ответ), то оригинальность оценивается как максимальная – в 4 балла, если 2% - то оригинальность оценивается в 3 балла), если ответ встречается более 6% (6-7 человек из 100 дали одинаковый ответ), то оригинальность отсутствует, 0 баллов.
Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что при
36
диагностике креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М.Воллах и К.Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи, тестирование проводилось в виде игры, принимался любой ответ. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка у нулю, т.е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта. Волах и Коган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач. [14, 473]
Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и
действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.
Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.
Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности (третья группа) часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», они не поняты ни учителями, ни сверстниками.
Четвертая группа детей с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся «в средничках», имеют адекватную самооценку, низких уровень
37
предметных способностей компенсируются развитием социального интеллекта, общительностью.
Одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива – склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д.Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.
Методика креативного поля была разработана Д.Б.Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью данной методики являются следующие принципы:
- отказ от внешнего побуждения и предотвращение внутренних оценочных стимулов;
- отсутствие потолка
(отличие заключается в том,
что в данном случае
нескольких уровнях – от частного до общих, пользуясь универсальными законами). Это условие необходимо для достижения пространства второго креативного слоя – выход за пределы заданного;
- эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае скорость протекания психических процессов отступает на второй план. [24, 375]
Согласно этим принципам, Д.Б. Богоявленская в своих исследованиях использовала несколько типов специфических задач. Для исследования, например, детей младшего школьного возраста применялась методика «Морской бой» - задача, которую можно решить как методом проб и ошибок, так и с помощью выявления закономерностей. Методика «Система координат» заключается в работе с формулами. Но наиболее полно иллюстрирующим методом креативного поля является методика «Сказочные шахматы» -
38
шахматные задачи на доске нетрадиционной формы – цилиндрической – «свернутой в трубу» (левая вертикаль граничит с правой). При этом исследования показали, что предшествующий шахматный опыт не дает преимуществ при решении.
Методика проведения эксперимента состоит из двух этапов: предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваются общие правила и некоторые приемы решения данного типа задач, и, собственно, сам эксперимент; решение 12 задач, что занимает около часа. В таблице отмечаются приемы, использованные испытуемым при решении задачи по следующим правилам:
- приемы, которые зависят от количества решенных задач, располагаются выше;
- приемы, вероятность использования которых в данной задаче больше – ниже;
- приемы с большим кругом обобщения – выше.
Критерий интеллектуальной активности имеет множество переходных форм и представлен континуально, но в конечном итоге испытуемые классифицируются на три категории по уровню интеллектуальной активности:
Стимульно-продуктивный
уровень интеллектуальной активности:
решение задая при помощи гипотез
и находок, Испытуемого относят
к стимульно-продуктивному
39
нравственного развития
ведет к прагматизму и
Эвристический уровень интеллектуальной активности: открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается самим испытуемым как «свой способ» и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться со следующими задачами.
Креативный уровень интеллектуальной активности, уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность. При этом часто испытуемые выходили на креативный уровень после решения всего нескольких задач – характерная черта теоретического
мышления – способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого уровня – самодостаточность, равнодушие к внешней оценке. [14, 250]
Дети
младших классов, достигшие в
ходе эксперимента креативного
уровня, чаще всего характеризовались
педагогами как «всегда
40
1.4. Устное народное
творчество как средство
В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно находилось в поле зрения общественности.
Сообразно с социальным и культурным развитием история фольклора соотнесена с большими периодами общего культурно-исторического развития.
Художественный фольклор сформировался преимущественно в новое историческое время (XVI – XX вв.), и его жанры разнообразятся в соответствии с их конкретным эстетическим назначением. В них художественная функция стала не только преобладающей, но и обусловила жанровые свойства. Художественная функция целиком
определила структуру жанра, произвела решающие сдвиги в иерархии его традиционных компонентов. Изменения коснулись, прежде всего жанров, которые на предшествующих стадиях до XVI в. уже преодолели свои генетические модели (сказки, загадки, песни и другие). [29, 108]
В фольклоре XX столетия получили завершение многие процессы, существенно обновившие фольклор не только относительно его репертуарного состава, но и относительно функциональных изменений внутри жанров, обретения ими новых форм существования.
Область
художественного фольклора
41
свойства зрелищ и народного театра, ярмарочного фольклора, песни новой формации (частушки и романсы), а также – на анекдоты как особый вид прозы, отличающейся от сказочной.
В.П. Аникин определяет народное творчество, фольклор как сохраняемые в народном быту обряды, переходящие от поколения к поколению.
Фольклор – творчество неавторского типа. Специфика фольклора порождается самим процессом его возникновения. Фольклор творят отдельные люди, но творят по-особому. Работа отдельного человека в фольклоре сочетается с работой других, зависит от работы других, и каждый пользуется результатами общей работы. [29, 88]
Замечательный филолог А.А.Потебня так характеризовал сущность творческого процесса в фольклоре: фольклор возникает «из памятных источников, то есть передается по памяти из уст в уста,
насколько хватает памяти, но непременно прошедших сквозь значительный слой народного понимания».
Фольклор народен по содержанию – то есть по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор и народен и по стилю – то есть по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам образного содержания и стилевым формам. Во всех случаях фольклор запечатлен передачей того, что присуще многим, а не какому-либо одному лицу или каким-то отдельным лицам. Это свойство часто обозначают словами о коллективной природе фольклора. Родовым признаком, присущим фольклору, как и письменной литературе, искусству танца, мелодии, актерской игре, необходимо признать принадлежность к художественному творчеству, а видовым – массовый процесс работы. Значит, фольклор – это традиционное художественное творчество народа. [31, 221]
42
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д.С.Лихачев так говорил об этом: «Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. во всем, что делал народ – единые представления о красоте». [31, 76]
Проследив историю возникновения фольклора важно рассмотреть значение различных жанров произведений устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка младшего школьного возраста.
Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Еще К.Д. Ушинский, выдвигал принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».