Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Файлы: 1 файл

курс. развитие творч способно.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

        Древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору,  не подлежит сомнению. Он существовал  и развивался в непосредственной  связи с народной практической  педагогикой. Понятием «народная  педагогика» К.Д.Ушинский определил фольклорные произведения, специально предназначенные детям. Понятие народной педагогики обрело терминологический смысл в работах профессора Г.С.Виноградова. Он писал, что под термином

43

надо понимать «совокупность навыков и приемов, применяемых в целях формирования личности, - не столько система, сколько сумма знаний и умений». Уточняя понимание «народной педагогики», Г.С.Виноградов добавил: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение их, известные средства и пути воздействия на юные поколения. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует назвать народной педагогикой». [36, 11]

       По  мнению К.Д.Ушинского при изучении  родного языка достигается «правильное  умственное развитие, полнота духовной жизни, развитие мысли, чувства, поэзии в душе, национальность человека, нравственность».

       Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности

человеком с целью  творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют  единство взглядов на мир. Д.С.Лихачев так говорил об этом: «Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций во всем, что делал народ – единые представления о красоте».

        Народ воплотил в произведениях,  предназначенных детям, то, что  считал наиболее важным для них в каждый отдельный период их роста и развития. Народ через особый род творчества опекал ребенка с самого рождения, сопровождал его детские и отроческие годы вплоть до юности. Творчество взрослых основа детского фольклора, хотя давно признано и собственное творчество детей. При этом они

 

44

перенимали форму творчества у матерей, отцов, старших братьев  и сестер.

       Все  произведения можно разделить  на три группы:

а). произведения взрослых для детей;

б). творчество взрослых, ставшее со временем детским;

в). детское творчество.

         Произведения первой группы –  это колыбельные песни, потешки,  прибаутки, небылицы.

     Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со временем детскими, включает в себя заклички и приговорки, считалки.

       Среди  жанров последней, третьей группы  произведений надо назвать также  жеребьевые сговорки, дразнилки,  скороговорки. [28, 67]

      В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми

средствами выразительности (сравнениями, синонимами, антонимами, например, красна девица, ясный сокол, встань передо мной, как лист перед  травой, которые дети используют в  собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих учащихся.

       Сказка, по мнению А.В.Запорожца, «выполняет  важнейшую роль в развитии  воображения – способности, без  которой невозможна ни умственная  деятельность ребенка в период  школьного обучения, ни любая творческая деятельность».

       Все  это указывает на большие возможности  сказки в нравственно-эстетическом  воспитании школьников.

      В сказках  содержатся правила общения людей  друг с другом, правила вежливого  обращения, высказывания просьбы,  уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы

45

меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб, да соль»).      

       Сказка, предназначенная ребенку, прежде  всего и раньше всего игра, но не игра в собственном смысле слова – искусство перевоплощения, жеста, мимики, подражания живым существам. Здесь важнее само слово, оно само в детских сказках становится увлекательной игрой. Художественное слово в сказках своим творческим началом приготавливает человека к деянию.                      Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией этических представлений русского народа. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своем месте на земле, его ценностные ориентации. [34, 45]

     Пословица – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого, глубокого источника – вечно юной, вечно-развивающейся души народа. Это «маленькие умственные задачи».

     Поскольку  пословицы и поговорки, как,  впрочем, и другие произведения  народного творчества, обладают  эмоциональной насыщенностью, без  чего невозможно себе представить ни одно произведение устного народного творчества и его восприятие, то работа разума и чувства, и определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является весьма важным в нравственно-эстетическом воспитании.

     Большое  значение пословицы имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: Делу – время, потехе час, Без труда не вынешь рыбку из пруда, а также различным сторонам трудовой

46

деятельности. Они выражают уважительное отношение к ней  и к людям труда, в них дается высокая оценка трудового умения и в тоже время сурово осуждается лень: «Труд человека кормит, а лень портит; пословицы подсмеиваются над ленивыми: «Пропустя лето, да в лес по малину». Народные пословицы предупреждают, что всякое дело требует усилий со стороны человека: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

         Колоссальное влияние пословицы  оказывают на формирование любви  к родному краю, бережного отношения  к тому, что человека окружает  и близко ему с момента рождения: «С родной земли – умри не сходи», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха».

          Пословицы обращают внимание  на важность физического воспитания  детей, формирования здорового  образа жизни: «Береги платье  снову, а здоровье смолоду», «Пей  воду – вода ума не мутит».

      Пословицы могут оказать огромное влияние на развитие ума. Как правило, в них, помимо хорошо видимого, существует и скрытый, незаметный при первом знакомстве с ними, внутренний смысл, необходимо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания: «И сила уму уступает», «Глупый киснет, а умный все промыслит». Пословицы основаны на использовании необычного переносного значения слов или сочетания прямого значения одного слова с переносным значением другого, и в меняющихся условиях жизни они обретают новый смысл, применяясь по сходству ко всем новым событиям, людям. Все это дает основание говорить о громадном влиянии пословиц на развитие ума, образного мышления. [34, 69]

       Значительное  воздействие на развитие воображения  у детей оказывает отгадывание  и придумывание загадок. Загадки  используются для того, чтобы испытать память, догадку, сообразительность, воображение, воспитание эстетических чувств, на

47

развитие личности ребенка. Мысль в загадке выражается не открыто и прямо, а переносно. И чтоб дойти до смысла, необходимо быть сообразительным, способным преодолеть немалые трудности логики, поэтическим мышлением. Важно произвести анализ, синтез. Поэтому – то загадка занимает особое место в работе по развитию мышления.                                                          Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей (прием олицетворения, использование многозначности слова, сравнений).

      Колыбельная песня – спутник детства. Она способствует формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, обогащать словарь детей. Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни (кот, котенька, коток, котя).

      Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний, освоение лексической стороны речи.

     Потешки – это ожидание радости, светлое восприятие, ожидание добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп, ребенок для мира».

      С их  помощью можно развивать фонематический  слух ( звукосочетания). Использование   уменьшительно – ласкательных  суффиксов (-еньк, -ечк, -очк, -иньк, -ичк  и др.) благотворно влияет на  формирование эстетического восприятия окружающего мира, способствуют словесному творчеству детей.

48

        Скороговорки – главной задачей этого жанра является научить говорить ребенка чисто, преодолевать трудности в произношении слов родного языка, это речевые упражнения. Для скороговорки характерно употребление сходных по звучанию слов. С помощью скороговорок достигается выразительность речи, внятность речи. Скороговорка развивает сообразительность, умение внимательно слушать друг друга. И, в сущности, мы имеем дело со словесной игрой. В скороговорках откравается простор детскому словотворчеству: изобретаются несуществующие, хотя и ясные по смыслу слова: «перебелорылить» и другие.

       Считалка неотъемлема часть детских игр. Считалки – рифмованные стишки, состоящие по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок перед игрой делят роли и устанавливают

очередь. С помощью  считалок, определяют того, кто «водит».            Отметим две главные особенности считалок. Во-первых, в основе лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают  нагромождением бессмысленных слов и созвучий. [34, 78]

       Все виды детского фольклора выполняли свою «человекообразующую» роль. Они были для ребенка началом всех начал. Ценность детского фольклора – те его свойства, которые согласуются с общей природой формирующего человека – прежде всего с потребностью ребенка в ярком и бодром художественном слове. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова

49

Г.Н. Волкова: «Многогранное  развитие способностей на основе активного  освоения целостной культуры – вот  единственный путь к творческим свершениям».

      Освоение детьми творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах доступными средствами творят живую культуру.

      Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

      

 Выводы по главе:

        Нами был рассмотрен вопрос  об аспектах развития творческого  потенциала и создание соответствующих  условий. Мы четко для себя  определили понятия данной проблемы.

      Творчество  – деятельность, порождающая нечто  качественно новое и отличающееся  неповторимостью, оригинальностью  и общественно-исторической уникальностью.

     Творческие  способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

       Проведенный в данной главе анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения.     

     Воображение  – это всегда создание нового  в результате переработки прошлого  опыта.

50

        Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием важной личностной черты, как оптимизм.

      Основной  целью образования является подготовка  подрастающего поколения к будущему. Творчество – это путь, который  может эффективно реализовать  эту цель.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что при ознакомлении с устным народным творчеством развиваются познавательные процессы, эмоциональная сфера, эстетические чувства, и, конечно

устное народное творчество и его использование оказывает  большое влияние на развитие творческой деятельности детей.

Информация о работе Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества