Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Файлы: 1 файл

курс. развитие творч способно.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

   Художественное творчество необходимо, прежде всего самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи внутреннего мира человека (Л.С.Выготский).

    Творчество формирует творческую личность, которая, по мнению психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности.

     Собственный  писательский опыт является условием  развития читателя. «От маленького писателя к большому читателю» - так формулировала это условие М.А.Рыбникова.

         

 

 

 

 

51

Методические  рекомендации.

       Проделав данную работу, мы можем предложить некоторые рекомендации по продуктивному развитию творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста. Педагог является в своей работе сценаристом, режиссером, актером – исполнителем, а не «летчиком – испытателем». Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.

       Учитель  должен преследовать следующие цели:

- развитие мышления и способности к решению проблем;

- формирование инициативной позиции;

- обеспечение заинтересованности и возможности выбора;

- стимулировать познавательные  способности учащихся;

- поддерживать и улучшать  самооценку и самоуважение каждого  ребенка в проявлении творчества.       

     Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации.

      Педагогу  важно иметь понятие о деонтологии. Деонтология - это наука о долге, морали, обязанности и профессиональной этике. В акмеологии деонтологию можно трактовать как совокупность принципов целесообразного конгруэтного и конструктивного поведения специалиста, а именно:

- быть духовно богатой  личностью;

- быть творческой индивидуальностью;

- обладать профессиональной  компетентностью, личным авторитетом и имиджем;

-

52

- владеть всем арсеналом традиционной и инновационной психолого-педагогической технологией;

- быть творческим специалистом, обаятельным в общении с партнером  (учеником);

- быть способным к  глубокому анализу и самоанализу,  рефлексии;

- быть открытым к  новому, инициативным и проницательным;

- соблюдать этические  нормы взаимоотношений при реализации  конфиденциального принципа, создавая  атмосферу доверия;

- осознавать глубокий  смысл профессиональной жизнедеятельности. 

        Советы по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности:

  • Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.
  • Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
  • Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни были они неудачны.
  • Использовать личный пример творческого подхода.
  • Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов.
  • Поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению художественных замыслов.
  • Предоставлять детям, активно задавать вопросы.
  • Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности.
  • Использовать творческие задания.
  • Активная родительская поддержка.
  • Обеспечивать благоприятную атмосферу.

53

Основные принципы обучения строятся:

  • на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала по устному народному творчеству и приобщение детей к «кладовой народной мудрости»;
  • интеграции работы на основе народного творчества с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитием речи, играми, праздниками, инсценирование и др.);
  • активно включать детей в разнообразные творческие деятельности;
  • на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь (выставки, создание сборника, печатание в школьной газете, оформление портфолио, обсуждение на уроках литературы выполненных работ);
  • бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
  • знания – основа творчества;

Курс 1-3 классов

- формирование умения управлять творческими процессами;

- развитие творческого воображения;

-      развитие нестандартного мышления;

- создание благоприятной атмосферы общения, вызывающей положительные эмоции;

       Первое важное условие успешного развития творческих способностей – раннее начало.

      Второе условие эффективного развития способностей – окружение детей творческой атмосферой с самого детства.

     Третье требует максимального напряжения сил.

    

54

        Четвертое – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

   Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу!

    Итак, процесс  активизации творчества на уроке  зависит от установки педагога на созидание во всех видах деятельности. Освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию человеческих способностей, развитию креативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

 

2.1. Психодиагностика  общих способностей.

   В настоящее  время можно выделить как минимум  три основных подхода к проблеме творческих способностей:

1. Творческие способности  не существуют. Ведущую роль в  причинной обусловленности творческой  активности играют интеллектуальная  одаренность, мотивация, ценности  и личностные черты.

2.   Способность  к творчеству (креативность) – самостоятельный фактор, независимый от интеллекта. Более мягкий и наиболее разработанный вариант такого подхода – «теория интеллектуального порога Торренса. Согласно этой теории, ее (коэффициент интеллектуальности) ниже 115-120, то интеллект и креативность входят в состав одного фактора; при выше 120 баллов – креативность независимый от интеллекта фактор.

3.   Высокий уровень  интеллекта соответствует высокому  уровню и наоборот. Другими словами,  творчество, как специфической формы  активности нет, т.е. креативность является компонентом общей умственной одаренности. [14, 250]

     Концепция  креативности как универсальной  познавательной творческой способности  становится популярной после  работ Дж. Гилфорда.   Он выделил  4 основные параметры креативности:

    1. Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации.

 

56

    1. Семантическая гибкость – способность выделять функционирование объекта и предлагать его новое использование.
    2. Образная адаптивная гибкость – способность изменять форму стимула таким образом, чтобы наметить новые признаки и возможности для использования.
    3. Семантическая спонтанная гибкость – способность порождать разнообразные нерегламентированные ситуации.

   Позже, Гилфорд  использовал 6 параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию  большого числа идей;

3) гибкость – способность  к порождению разнообразных идей;

4) оригинальность как  способность отвечать на раздражители  нестандартно;

5) способность усовершенствовать  объект путем добавления деталей;

6) способность решать  проблему, т.е. анализировать и  синтезировать идеи. [24, 279]

     На основе  указанных теоретических предпосылок  Дж. Гилфорда и его сотрудники  разработали тесты программы  исследования способностей.

      Приведем  несколько примеров тестов.

  1. Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву (например «о»).
  2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).
  3. Составление изображений «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник,

57

      треугольник. Каждую фигуру можно использовать многократно,                меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры».

Дальнейшем развитием этой программы явились исследования Торренса, который разрабатывал свои тесты в процессе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Его программа включала несколько этапов. На первом этапе учащимся предлагались задачи на анаграммы. Они должны были определить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, обеспечивающее решение проблемы. Таким образом, тренировалось конвергентное мышление. На втором этапе испытуемый должен был, рассматривая предложенные ему картинки, развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия). [7, 63]

      На следующем  этапе учащемуся предлагались  разные предметы и его просили  пересислить возможные способы их применения. Таким образом, Торренс давал возможность испытуемым освободиться от задаваемых извне рамок и начать мыслить творчески и нестандартно, т.е. креативно.

     Торренс разработал батарею из 12 тестов, имеющих вербальную, изобразительную и звуковую части. Эти части батареи диагностировали соответствие, словесную, изобразительную и словесно – звуковую креативность.

Вербальная шкала включала 7 заданий. В первых трех, обследуемый  должен спрашивать и отгадывать содержание загадочных изображений. Он должен записывать все вопросы, на которые хотел бы получить ответ, перечислять всевозможные причины возникших ситуаций и последствия этих ситуаций. В 4 задании перечисляются

 

58

способы использования игрушки при игре. В 5 задании необходимо указать возможные способы необычного употребления обычных предметов. 6 задание включает ответы на вопросы по поводу тех же предметов. 7 задание предполагает рассказ испытуемого обо всем, что может случиться, если возникнет какая-нибудь неправдоподобная ситуация. По результатам выполнения семи заданий оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответов.

Изобразительная шкала  включает 3 задания. Первое из них состоит  в рисовании картинки на белом  листе, используя заданную фигуру. Второе, заключается в дорисовке нескольких ли7ний для получения рисунка. В 3 задании обследуемому предлагается составить как можно больше изображений с помощью параллельных линий или кругов. По итогам тех заданий оценивается легкость, гибкость, оригинальность и точность.

Словесно-звуковая шкала состоит из 2 заданий. Задания выполняются при наличии магнитифонной записи. В тесте «Звуки и образы» в качестве стимулируемого материала используются знакомые и незнакомые звуки, в другом тесте этой серии «Звукоподражание и образы» применяются звукоподражательные слова, имитирующие звуки, характерные для какого-либо предмета. Обследуемый должен указать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответов. [7, 67]

Основные параметры  креативности включают следующее содержание:

        1. Легкость – оценивается по быстроте выполнения тестовых заданий.
        2. Гибкость – измеряется числом переключений с одного класса объектов на другой в ходе работы.

 

59

        1. Оригинальность – диагностируется по минимальной чистоте данного ответа в однородной группе.

Информация о работе Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества