Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа
Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.
В тестах Торренса принята следующая система баллов:
4 балла – если ответ испытуемого встречается менее чем в 1% случаев ответов обследуемых;
3 балла – если ответ встречается менее чем 1-2% случаев;
0 баллов – когда ответ встречается более чем в 6% случаев. [2, 112]
Дети, которые имели высокий уровень интеллекта и низкий уровень креативности, стремятся к школьным успехам, избегают риска, скрытны, имеют мало друзей, не любят быть предоставленными сами себе, испытывают дискомфорт в отсутствие внешней адекватной оценки своих поступков.
Школьники
с высоким уровнем
Дети, у
которых низкие показатели
60
2.2. Результаты экспериментальной работы.
Экспериментальная работа велась на базе МОУ НОШ №42 г. Сургута, в 1-г классе. В эксперименте принимали участие дети в возрасте 6,5 – 7 лет.
С детьми было проведено тестирование по изучению творческого мышления (креативности) по методике Торренса. Для эксперимента использовался тест «Фигурная форма».
Методика «Креативности Торренса»
Краткий тест. Фигурная форма.
Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Задание
«Закончи рисунок»
Тест может быть использован для исследования творческого мышления детей, начиная с дошкольного возраста и до выпускных классов школы. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Закончи рисунок
На двух
страницах нарисованы
На выполнение этого задания отводится 10-15 минут.
Интерпретация результатов тестирования
61
Таблица исследования
Ученики |
Беглость |
Оригинальность |
Разработанность |
1.Геворг А. |
10 |
3 (35) |
16 (40) |
2.Алина А. |
10 |
8 (47) |
12 (36) |
3.Фатима Б. |
10 |
6 (42) |
25 (47) |
4.Ирина Г. |
10 |
6 (42) |
16 (40) |
5.Ольга Г. |
10 |
11 (54) |
13 (37) |
6.Денис Ж. |
10 |
11 (54) |
17 (41) |
7.Анвер Л. |
10 |
7 (45) |
31 (50) |
8.Саша Л. |
10 |
7 (45) |
24 (46) |
9.Женя П. |
10 |
14 (60) |
23 (45) |
10.Анна П. |
10 |
11 (54) |
32 (51) |
11.Маша П. |
10 |
11 (54) |
43 (57) |
12.Паша С. |
10 |
11 (54) |
19 (41) |
13.Кристина С. |
10 |
14 (60) |
34 (53) |
14.Саша С. |
10 |
12 (56) |
6 (28) |
15.Юлиан Ц. |
10 |
12 (56) |
33 (52) |
16.Вера Ш. |
10 |
7 (45) |
17 (40) |
17.Никита Ш. |
10 |
7 (45) |
8 (31) |
170 (170) |
158 (848) |
369 (735) | |
1,7 (1,7) |
1,58 (8,48) |
3,69 (7,35) |
(56)
– цифры в скобках –
Выводы по методике:
Мы провели расчеты и можем подвести результаты.
Беглость
Является самым лучшим показателем класса. Он полностью соответствует возрасту детей. Задания выполнены очень продуктивно.
Оригинальность
Данный показатель очень низкий – 1,58 (8,48), что характеризует класс, как не способный выдвигать новые идеи, которые бы отличались от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или просто установленных. Они привыкли предлагать легкие, очевидные и неинтересные ответы. Можно сделать следующие выводы. Количество учеников, у которых высокий уровень – 2 человека (12%), средний уровень – 12 человек (71%), низкий уровень – 3 человека (17%).
Разработанность
Данный показатель находится на среднем уровне, что говорит о том, что у учащихся стабильная успеваемость, есть способности к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают беглостью мышления. Можно сделать вывод, что высокий уровень разработанности - 4 человека (23%), средний уровень – 10 человек (58%, низкий уровень – 3 человека (17%).
обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет и потребности в нём!»
63
Анкета
Учителям данной школы была предложена анкета со следующими вопросами:
1. Что вы понимаете под творческим потенциалом?
2. Необходимо ли развивать в детях творческое начало?
3. На каком этапе необходимо уделять внимание развитию творческого начала в детях?
4. Какие школьные предметы способствуют творческому развитию?
5. Какие формы работы
целесообразно использовать
6. Какие виды занятий
способствуют развитию
7. Возможно ли реализовать
на уроках данную цель –
развитие творческих
8. Существуют ли в школе специальные кружки, секции?
9. Кто является инициатором различных мероприятий в школе?
10. Насколько большое внимание ваша школа уделяет развитию в детях творческих способностей?
Выводы по анкете.
Опрашиваемыми являются преподаватели МОУ НОШ №42 г. Сургута. Количество опрашиваемых – 10 человек, преподаватели начальных классов. Данные вопросы не вызывали особых трудностей.
Первый вопрос вызвал наибольшие трудности, т.к. предполагал собственное понимание изложенной проблемы. Четверо преподавателей этот пункт опустили, т.к. не имели никакого представления о понятии « творческий потенциал». Остальные опрашиваемые рассматривают «творческий потенциал», как совокупность способностей, творческих возможностей,
64
любознательности, стремления к познанию, внутренней дисциплины и организованности, а также не полностью раскрытые возможности ребенка.
Абсолютно
все преподаватели считают,
Большая часть
опрашиваемых, считают именно начальный
этап, одним из наиболее
Учителя
полагают, что именно гуманитарные
науки, музыка, трудовое обучение,
изобразительное искусство
Преподаватели утверждают, что уроки предоставляют возможность развития в детях творческих способностей, этому способствует не очень большая загруженность уроков школьным материалом, и их творческая направленность. Более того, в школе созданы специальные кружки, секции, например, изостудия «Радуга», «Акулы пера», хор «Пламя», бальные танцы, кружки по русскому языку и математике «Эрудит» и др.
Инициаторами
мероприятий являются сами
65
Заключение
Наша работа «Развитие
Одной
из важнейших задач в
Мы теоретически обосновали
66
преподавателями данной школы, в ходе которой было выявлено, что школа уделяет большое внимание развитию творческих способностей,
она создает все необходимые
условия для успешного
Данная проблема еще полностью не раскрыта, происходит много дискуссий о том: Стоит ли уделять столь большое внимание развитию творческого потенциала? Какие условия для этого необходимы? Мы лишь сделали первую попытку разобраться в этой проблеме. И нам бы хотелось закончить мысль словами К.Базви: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».
67
Список литературы