Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Файлы: 1 файл

курс. развитие творч способно.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

      В тестах  Торренса принята следующая система баллов:

4 балла – если ответ  испытуемого встречается менее  чем в 1% случаев ответов обследуемых;

3 балла – если ответ  встречается менее чем 1-2% случаев;

0 баллов – когда  ответ встречается более чем  в 6% случаев. [2, 112]

     Дети, которые имели высокий уровень интеллекта и низкий уровень креативности, стремятся к школьным успехам, избегают риска, скрытны, имеют мало друзей, не любят быть предоставленными сами себе, испытывают дискомфорт в отсутствие внешней адекватной оценки своих поступков.

     Школьники  с высоким уровнем креативности  и низким уровнем интеллекта  часто в социальном плане занимают  позицию «гонимых», с трудом  приспосабливаются к школьным  требованиям, имеют увлечения  за пределами школы, наиболее  тревожны, не уверены в себе.

     Дети, у  которых низкие показатели интеллекта  и креативности, внешне хорошо  адаптируются, довольны своим положением, демонстрируют адекватную самооценку, компенсируют низкий уровень  предметных способностей развитием  социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе. [ 5, 78]

 

 

 

 

 

 

60

2.2.  Результаты экспериментальной работы.

    Экспериментальная  работа велась на базе МОУ  НОШ №42  г. Сургута, в 1-г  классе. В эксперименте принимали  участие дети в возрасте 6,5 –  7 лет. 

      С детьми было проведено тестирование по изучению творческого мышления (креативности) по методике Торренса.   Для эксперимента использовался тест «Фигурная форма».

Методика «Креативности  Торренса»

    Краткий тест. Фигурная форма.

   Сокращенный вариант  изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».

     Задание  «Закончи рисунок» представляет  собой второй субтест фигурной  батареи тестов творческого мышления  Торренса.

      Тест  может быть использован для исследования творческого мышления детей, начиная с дошкольного возраста и до выпускных классов школы. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

      Закончи рисунок

     На двух  страницах нарисованы незаконченные  фигурки. Если ты добавишь к  ним дополнительные линии, у  тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки. При этом дети должны придумать для каждой картинки название и подписать внизу.

     На выполнение  этого задания отводится 10-15 минут. 

    Интерпретация результатов тестирования

 

 

61

  1. Беглость или продуктивность – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунка.
  2. Оригинальность – этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающихся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных.
  3. Разработанность –  высокие результаты этого показателя  характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательной и конструктивной деятельности.

 

Таблица исследования

Ученики

Беглость

Оригинальность

Разработанность

1.Геворг А.

10

3 (35)

16 (40)

2.Алина А.

10

8 (47)

12 (36)

3.Фатима Б.

10

6 (42)

25 (47)

4.Ирина Г.

10

6 (42)

16 (40)

5.Ольга Г.

10

11 (54)

13 (37)

6.Денис Ж.

10

11 (54)

17 (41)

7.Анвер Л.

10

7 (45)

31 (50)

8.Саша Л.

10

7 (45)

24 (46)

9.Женя П.

10

14 (60)

23 (45)

10.Анна П.

10

11 (54)

32 (51)

11.Маша П.

10

11 (54)

43 (57)

12.Паша С.

10

11 (54)

19 (41)

13.Кристина С.

10

14 (60)

34 (53)

14.Саша С.

10

12 (56)

6 (28)

15.Юлиан Ц.

10

12 (56)

33 (52)

16.Вера Ш.

10

7 (45)

17 (40)

17.Никита Ш.

10

7 (45)

8 (31)

 

170 (170)

158 (848)

369 (735)

 

1,7 (1,7)

1,58 (8,48)

3,69 (7,35)


 

    (56) – цифры в скобках – показатели  по Т-шкале

Выводы по методике:

Мы провели расчеты  и можем подвести результаты.

     Беглость

Является самым лучшим показателем класса. Он полностью  соответствует возрасту детей. Задания выполнены очень продуктивно.

     Оригинальность

Данный показатель очень  низкий – 1,58 (8,48), что характеризует  класс, как не способный выдвигать  новые идеи, которые бы отличались от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или просто установленных. Они привыкли предлагать легкие, очевидные и неинтересные ответы. Можно сделать следующие выводы. Количество учеников, у которых высокий уровень – 2 человека (12%), средний уровень – 12 человек (71%), низкий уровень – 3 человека (17%).

     Разработанность

Данный показатель находится  на среднем уровне, что говорит  о том, что у учащихся стабильная успеваемость, есть способности к  изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают беглостью  мышления. Можно сделать вывод, что высокий уровень разработанности - 4 человека (23%), средний уровень – 10 человек (58%, низкий уровень – 3 человека (17%).

 

 

обожжётся этим открытием  – до той поры нет интереса к  чтению, нет и потребности в  нём!»

 

 

63

Анкета

     Учителям  данной школы была предложена  анкета со следующими вопросами:

1. Что вы понимаете  под творческим потенциалом?

2. Необходимо ли развивать  в детях творческое начало?

3. На каком этапе  необходимо уделять внимание  развитию творческого начала  в детях?

4. Какие школьные предметы  способствуют творческому развитию?

5. Какие формы работы  целесообразно использовать для  развития творческих способностей?

6. Какие виды занятий  способствуют развитию творческих  способностей?

7. Возможно ли реализовать  на уроках данную цель –  развитие творческих способностей?

8. Существуют ли в школе специальные кружки, секции?

9. Кто является инициатором  различных мероприятий в школе?

10. Насколько большое  внимание ваша школа уделяет  развитию в детях творческих  способностей?

 

   Выводы  по анкете.

    Опрашиваемыми  являются преподаватели МОУ НОШ №42 г. Сургута. Количество опрашиваемых – 10 человек, преподаватели начальных классов. Данные вопросы не вызывали особых трудностей.

    Первый вопрос  вызвал наибольшие трудности,  т.к. предполагал собственное  понимание изложенной проблемы. Четверо преподавателей этот пункт опустили, т.к. не имели никакого представления о понятии « творческий потенциал». Остальные опрашиваемые рассматривают «творческий потенциал», как совокупность способностей, творческих возможностей,

64

любознательности, стремления к познанию, внутренней дисциплины и организованности, а также не полностью раскрытые возможности ребенка.

    Абсолютно  все преподаватели считают, что  развитие творческого начала  в детях является обязательным  условием развития полноценной,  всесторонне развитой личности.

    Большая часть  опрашиваемых, считают именно начальный  этап, одним из наиболее благоприятных  для развития творческих способностей. Хотя многие утверждают, что постоянное  развитие необходимо продолжать  на протяжении всего процесса обучения.

     Учителя  полагают, что именно гуманитарные  науки, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство способствуют  творческому развитию. Они развивают  воображение, формируют умения  и навыки. Необходимо использовать  больше коллективной, групповой работы, не исключена самостоятельная работа с дополнительными источниками: книги, экскурсии, походы в музеи.

     Преподаватели  утверждают, что уроки предоставляют  возможность развития в детях  творческих способностей, этому  способствует не очень большая загруженность уроков школьным материалом, и их творческая направленность. Более того, в школе созданы специальные кружки, секции, например, изостудия «Радуга», «Акулы пера», хор «Пламя», бальные танцы, кружки по русскому языку и математике «Эрудит» и др.

     Инициаторами  мероприятий являются сами учителя,  но их организаторами являются  ученики  1-4 классов. Школа уделяет  очень большое внимание развитию  творческих способностей, она создает  все необходимые условия для  успешного совмещения учебной  и творческой деятельности, а также проведению интересных, творческих уроков..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65

Заключение

       

         Наша работа «Развитие творческих  способностей у младших школьников  средствами устного народного  творчества» действительно является важнейшей  актуальной задачей в современной педагогической практике. Рассмотрев лишь несколько аспектов этого раздела, нам удалось в этом убедиться. Сейчас требуются люди способные принимать нестандартные решения, творческие. А развивать творческое начало надо с детства, где большую роль играет школа.

       Одной  из важнейших задач в настоящее  время, является духовное, нравственное  возрождение, которое невозможно  осуществить, не осваивая культурно-исторический  опыт народа, создаваемый веками  громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. При ознакомлении устного народного творчества у детей развиваются познавательные процессы, эмоциональная сфера, эстетические чувства, и, конечно фольклор и его использование оказывает большое влияние на развитие творческой деятельности детей.

        Мы теоретически обосновали педагогические  условия способствующие развитию  у школьников творческих способностей  и экспериментально выявили уровень  развития творческого мышления  на примере 1 класса МОУ НОШ №42. Класс по многим показателям находится на среднем уровне. Класс не способен выдвигать оригинальные и новые идеи, но есть способности к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают беглостью мышления. В ходе эксперимента была проведена анкета с

 

 

66

преподавателями данной школы, в ходе которой было выявлено, что школа уделяет большое внимание развитию творческих способностей,

она создает все необходимые  условия для успешного совмещения учебной и творческой деятельности, а также проведению творческих уроков. Хочется добавить, что в школе 3 класса обучаются по программе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), где основная деятельность учеников направлена на развитие творческих способностей.

        Данная проблема еще полностью не раскрыта, происходит много дискуссий о том: Стоит ли уделять столь большое внимание развитию творческого потенциала? Какие условия для этого необходимы? Мы лишь сделали первую попытку разобраться в этой проблеме. И нам бы хотелось закончить мысль словами К.Базви: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

67

Список литературы

  1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М.: Просвещение, 1986. – 154 с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М.: Педагогика, 1982. – 93 с.
  3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 1998. -144 с.
  4. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 240 с.
  5. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 1982.-167 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  7. Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. – М.: Просвещение, 1989.-67 с.
  8. Горальский А.В. Об обучении творчества «Вопросы психологии №5, 1986.- 54 с.
  9. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998. -210 с.
  10. Ендовицкая Т.К. О развитии творческих способностей «Дошкольное воспитание №12, 1967.-32 с.
  11. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. –М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  12. Кругликов Г.И. Основы технического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование, 1996.-344 с.
  13. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – Просвещение. 1990.- 160 с.

Информация о работе Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества