Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Файлы: 1 файл

курс. развитие творч способно.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

        Каждый способен творить, но  часто мы не видим их потенциальных возможностей, и “художник” умирает. Помочь “не умереть” – задача педагога. [24, 167]                

      

19

          Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы, родительские собрания, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.

       Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества. Для выполнения этой задачи педагогам и родителям, необходимо помочь ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Таким образом, проведенный в данном параграфе анализ взглядов различных исследователей позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству, а творчество – это

явление развивающееся  и соответственно с ним развивается  креативность.

 

    1. Предпосылки и основы развития творческого потенциала у учащихся.

            Определив основные понятия данной работы необходимо перейти к основам развития творческого потенциала у детей. Какие предпосылки этому способствуют?

           

20

         В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники. Мы охотно признаем и легко узнаем творчество в деятельности Толстого, Пушкина,  Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества вовсе нет. [2, 32]

         Однако, как уже сказано, такой  взгляд является неправильным. По  сравнению одного из русских  ученых, как электричество действует  и проявляется не только там,  где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей. [23, 85]        

        Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем, как совершенно правильно говорит по этому поводу Рибо. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как правило, чем как исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям  человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

21

         Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

       В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.        

      Основной целью образования и воспитания является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. [4, 160]

      Каждый  педагог обязан осознать, какую  лепту в личностное становление  ученика он сможет внести. Педагог  является в креативной практике  сценаристом, режиссером и актером  – исполнителем, а не летчиком  испытателем в проблемной или деструктивной ситуации. Работа педагога специфична в виду и

индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать. [5, 143]

         Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий. [7, 76]

22

          Педагог должен знать, что креативный процесс развития происходит по принципу диалектической спирали, восхождение по которой способствует изменению при равноуровневом возвращении к исходным позициям, так как прошлое и будущее располагается также спирально, пронизывая и обуславливая очередной виток развития.

         Креативность как динамически  развивающаяся структура личности  характеризуется своеобразием и  целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.[16. 155]

         В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным,  сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом

овладении им, более результативно, ибо по словам И.Г. Песталоцци “Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать”. Тем самым объект познания  актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, по терминологии А. Леонтьева, общественный опыт или объективно существующее “значение” в “знание для меня” или “личностный смысл”. Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность школьника. [15,  137]

            Кому нужны творческие способности?

23

           И как не покажется это на первый взгляд странным, более сложная, пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей, и не только молодых. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Возможно, что это и закономерно, и в высшей степени симптоматично: ведь мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, священных многовековыми традициями, а подвижности

мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Особенно остро это стало ощущаться в период перестройки, когда гласность стала открывать всем глаза и позволила увидеть море проблем, которые не замечал ограниченный ум послушного исполнителя в годы застоя. Как бороться с бюрократизмом, как преодолеть процентоманию в школе? Что делать, чтобы ученье из ярых противников новаторства превратились в его сторонников! [15, 68]

      Подвижности требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

        Ускорение научно-технического прогресса  будет зависеть от количества  и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того,

24

что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.               

       И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

      Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко… [15, 115]

              Щедра ли природа на таланты?

       К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди научились делать алмазы.

       Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности! Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо! [15,  35]

      Может быть, все-таки правы те, кто говорит, что умным надо родиться? Теперь известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: и цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и губы, и многое другое. Но закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали, а кое-кто считает и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков, т.е. генетически обусловлены. Но вот советские генетики Н.П. Дубинин и Ю.Г. Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается

25

путем воспитания, усложняется  и развивается с каждым новым  поколением.              

       А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учебе те ребята, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития. Достаточно дать детям, только еще поступающим в школу, несколько психологических тестов (заданий), чтобы сказать: вот эти будут хорошо и легко учиться, эти – средне, а эти – с трудом; одни имеют уже «задатки» исследователей, а другие – нет; у одних уже заметен творческий потенциал, а других его не обнаружишь никакими способами.

      “Ребенок  субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача…” (А.А. Мелик Пашаев)

        Система развивающего  обучения (РО), которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы. Способность не может возникнуть вне соответствующей

конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении произведений были ребенку по силам. [20, 321]

      На современном  этапе развития в связи с  изменившимися требованиями, предъявляемыми  к человеку, возникла необходимость  модернизировать школьные программы.  Опыт других стран и передовые разработки педагогов в нашей стране указывают на потребность введения форм обучения, которые бы решили многие актуальные проблемы:

- социальная адаптация учащихся;

- развитие нестандартного мышления;

26

 - формирование инициативной позиции;

- обеспечение заинтересованности  и возможности выбора.         

      Программа ТРИС (творческое развитие индивидуальных способностей – разработана в гимназии №17, г. Белорецк) призвана решать эти проблемы. Во многих школах действуют много разных инновационных программ и технологий, способствующих развитию возможностей и способностей детей, часто невостребованных при традиционном обучении. Сейчас не возникает тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результаты.

      Основные  принципы сквозной программы  ТРИС:

- системность;

- комплексность;

- последовательность;

- нестандартность и  отход от стереотипов;

- работа на основе  интереса и активности;

- разнообразие приемов;

- учет особенностей нервно-психологической деятельности в зависимости от возраста.

Курс 1-4 классов

  • Формирование умения управлять творческими процессами.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие мышления.
  • Создание благоприятной атмосферы общения, вызывающей положительные эмоции. [4, 89]

Информация о работе Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества