Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Файлы: 1 файл

курс. развитие творч способно.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

11

управленческий (условия  креативного развития, самовыражения  и косвенного управления сотворческим процессом обучения и воспитания) [6, 119 ]       

         Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.

                Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего “нечто новое” и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретичная природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда “отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны”. Синкретизм

роднит творчество с  игрой, о чем свидетельствует  то, что в процессе творчества ребенок  стремится опробовать разные роли [26, 172 ].

             По определению ученых-психологов, творческость есть сила, способствующая  положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Только то, что ребенок «открыл» для себя сам, надолго и прочно запоминается.

12

          Одной из задач развития детей является развитие познавательных процессов. Творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения, поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

          Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться! Значит воображение, фантазия являются

высшей и необходимой  способностью человека. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Воображение не возникает естественным образом, по мере созревания человека, а развивается при определенных условиях жизни, образования и воспитания. В настоящее время наблюдается дефицит этой способности. Для того, чтобы ребенок вырос с воображением, важно, в какой среде он находится, какими делами занимается, как и о чем с ним разговаривают [14, 134 ]

          В философском словаре под воображением понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для образа желаемого и более или менее

13

отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта [6, 94 ]

        Воображение – это всегда создание  нового в результате переработки  прошлого опыта. Никакая творческая  деятельность невозможна без  фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый

продукт, получаемый личностью в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего, мы видим продукты творчества второго рода. [20, 63]

              Хотя это не исключает возможность  создания детьми и объективных  открытий. Развитие творческого  процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

            Творческая деятельность воображения  находится в прямой зависимости  от богатства и разнообразия  прежнего опыта человека, так  как этот опыт представляет  материал, из которого создаются

построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его  воображение.

            Накопление знаний, опыта – это   только предпосылка для развития  творческого воображения. Любые  знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому

 

14

важнейшая линия в  развитии воображения школьника  – это развитие направленности воображения.

           Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л.Г. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Леонтьев и др ). Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на “комбинирующей способности мозга”. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как “кристаллизованное воображение”.                   

               Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

              1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. “Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение”.

              2. Воображение выступает как средство  расширения опыта. Это “высшая  форма связи” воображения с  реальностью, которая возможна “только благодаря чужому или социальному опыту”.

              3. Эмоциональная связь, которая  проявляется двояко:                         1). Воображение руководствуется  эмоциональным фактором – 

внутренней логикой чувств, “чувства влияют на воображение”. Это “наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения”.

2). Воображение влияет на чувства, проявляется “закон эмоциональной реальности воображения”.

               4. “Воображение становится действительностью”, когда оно кристаллизуется”, “воплощается”, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это “полный круг” творческой деятельности воображения, возможный также и для “субъективного воображения”, опирающегося на эмоции [6, 56 ]

            

15

           Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

             Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата [6, 76 ]

Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. 

             Воображение является необходимым этапом, предшествующим появлению или проявлению мышления.

             Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений.

        Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление – это «логические переживания». С точки зрения новизны и оригинальности, то можно выделить мышление творческое (продуктивное). [12, 177 ]

          Главной педагогической задачей  по развитию творческого мышления в школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как

16

развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

          Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

          Благодаря развитию ассоциативности  мышление становится гибким и  оригинальным. Кроме того, большое  количество ассоциативных связей  позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти.                   

            Часто открытия рождаются при  соединении, казалось бы несоединимого.  Например, долгое время казались  невозможными полеты на летательных  аппаратах, которые тяжелее воздуха.  Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

            Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающих их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

            Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ

трудов Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.[6, 45

            Педагогическими задачами по  формированию диалектичности мышления  в школьном возрасте являются:

Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и  явлении.

Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.

Формирование умения разрешать противоречия.

            И еще одно качество, формирующее  творческое мышление – это  системность.

17

            Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

            Системное мышление позволяет  видеть огромное количество свойств  предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

           Системность мышления развивается корректным анализом систем  и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в школьном возрасте:

    • формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени.
    • развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

          Сущностную характеристику процессов  развития составляет время. Развивать  можно любые качества, но для  этого необходимо время. Движущей  силой развития выступают противоречия и их преодоление. Основным противоречием, обеспечивающим развитие

индивида, является противоречие между способностями и требованиями деятельности и поведения. Диалектика возникновения и развития этого  противоречия заключается в том, что деятельность вначале осуществляется с опорой на имеющиеся способности, но требования деятельности к способностям может превышать их наличный уровень развития, и тогда под влиянием требований деятельности, при наличии надлежащей мотивации способности приходят в развитие. [24,  167]

       

18

         Попытаемся подойти к проблеме  творчества с другой стороны, а именно со стороны целостной личности в ее отношении к миру независимо от вида и внутренней стороны той или иной конкретной деятельности.

         Начнем с того, что творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как определяет его словарь по психологии.

Под общим названием  творчества понимаются разные виды:  техническое, педагогическое, этическое. Очевидно, что они педагогически не равноценны. Например, техническое и художественное творчество по разному соотнесены с теоретическим мышлением. Но кое-что их объединяет – это способность человека действовать в неопределенной ситуации. Условием такой способности является самореализация. Мы имеем дело с самостоятельным строительством системы отношений между отдельной личностью, предметом и социальным миром, интегральной частью которого и является эта личность. [14, 234]

        Главное в творчестве – осознание  ребенком себя как “нового открытия”, как активного преобразующего начала, строителя мира.        Как правило, замечает В.В. Давыдов “нельзя выявить подлинные

глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности, и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. Цель развивающего обучения – углубить его и расширить”.

Информация о работе Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества