Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Творчество на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Файлы: 1 файл

курс. развитие творч способно.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

        У каждого ребенка есть способности  и таланты. Дети от природы  любознательны и полны желания  учиться. Для того, чтобы они  могли проявлять свои дарования,  нужна умная поддержка со стороны 

27

взрослых. Задачи педагога состоят в том, чтобы используя разнообразные методы обучения:

-  систематически и целенаправленно  развивать подвижность т гибкость  мышления;

- стимулировать процессы  переключения поисковой активности;

- учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим  делать выводы;

- находить новые, оригинальные  подходы, красивые решения, чтобы  ощутить удовольствие от обучения.

         Увидеть что-то по-новому не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческого задатка и способностей учащихся. Задания должны составлять систему, позволяющую формировать и  развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности.

         Главная  цель ТРИС: «Кем бы вы не  стали в этой жизни, вам всегда будут нужны знания, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия,

воображение, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать». [23,  231]

        Мы считаем, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, произведения и т.д., в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

        Учебный процесс включает самые различные виды труда, поощряя проявления творчества. Такое  разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил  позволяет выявить

28

индивидуальные способности  каждого и обеспечить условия  для развития, сделать процесс  обучения интересным для детей. Только снабдив учащихся определенными  знаниями, можно говорить о самостоятельном  создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству.

 

1.3.  Факторы и условия развития творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.

         Теперь нам необходимо определить  условия необходимые и благоприятные для развития творческого потенциала и факторы, его определяющие.

        « В течении столетий – пишет  В.В. Давыдов, - главная задача  массового обучения, воплощаемого  в школах, состояла в привитии  общекультурных знаний и умений (писать, считать, читать). Социальная задача школы диктовала не только отбор утилитарно-

эмпирических знаний и навыков, но и проектировала  общий духовный облик и тип  мышления учащихся. Такая ориентация необходима в “четырех стенах дома”, при выполнении стереотипных трудовых действий, но она совершенно не соответствует и не достаточна для начала творческих отношений к действительности. Творческое отношение к действительности, следовательно, предполагает теоретическое мышление. [1, 67]

       Обучение в традиционном понимании – это передача обучающемуся знаний, навыков, которые были открыты другими и неоднократно проверены. В результате ребенок может успешно действовать по заданному алгоритму, образцу. Иногда это принимается за творчество.

29

        Как отмечает А.А. Мелик Пашаев, проявление творчества не может быть прямым следствием того, что уже делалось. Развивать ребенка в творческом отношении – это значит ставить перед ним творческие задачи.

            Принципы для развития творческого потенциала

Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

  • Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.
  • Содержание развивающихся техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
  • В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
  • Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
  • Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы. [26, 73]

            Как надо развивать творческие способности

      Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение,  ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?

30

       Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников – изобразительными способностями, математиков – математическими и т.д. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. Именно в этом и состоит второе условие эффективного развития способностей.

        Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, которых требует максимального напряжения сил.

        Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и

выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.

       Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься – объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

31

       Четвертое – важное условие, о котором уже упоминалось раньше: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

        Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу! [12,  173]

      Иногда полагают, что к творческим относятся только задания типа: придумай интересную сказку, сочини песенку, нарисуй картину. Но чтобы выполнить такую работу, ребенок должен пройти большой путь познания себя и мира, научиться оформлять свои находки. И на этом пути ему помогут творческие задания.

        И уж, конечно, толкование, термина (понятия) «творческая деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Согласно, например, Б.М. Теплову, «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

         Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, да это и не входит в задачи школы. Поэтому такое определение творческой деятельности

32

для общеобразовательной  школы, да еще для учащихся начальных  классов, очевидно, принято быть не может.

       Как известно из выше представленных фактов, проблема креативности широко обсуждается по всему миру, и является прекрасным полем для исследований и проведения экспериментов.

        Креативность, или творческая способность, активно стала изучаться после опубликования работ Гилфорда, его кубообразной модели структуры интеллекта, когда он выделил: 1) конвергентное мышление, которое идет по определенному руслу и находит одно решение и 2) дивергентное мышление (или творческое мышление), которое допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

У людей «среднего  ума» интеллект и творческие способности  обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области 10 (коэффициент интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При выше 10 120 корреляции между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. [14,  453]    

       Творческое мышление: пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два; подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой

 

33

зрения; оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

       Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фегюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений. [7, 13]

       Однако, так как уровень способностей  и творческая отдача не всегда  коррелирует, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так, творческой одаренности и продуктивности, с другой. Это последнее понятие получило название коэффициента креативности. Оказалось что эти понятия не всегда взаимосвязаны. В 1960 году

Джексон опубликовал данные об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.        

     Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:

- богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);

- гибкость мысли (скорость  переключения с одной задачи  на другую);

- оригинальность;

- любознательность;

- способность к разработке  гипотезы;

- иррелевантность –  логическая независимость реакции  от стимула;

- фантастичность – оторванность  ответа от реальности при наличии  определенной логической связи  стимула и реакции.

      Гилфорд отмечает 6 параметров креативности.

34

Способность к обнаружению  и постановке проблем.

Способность к генерированию большого количества идей.

Семантическая спонтанная гибкость –  способность к продуцированию разнообразных  идей.

Оригинальность – способность  продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные  решения.

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Способность решать нестандартные  проблемы, проявляя семантическую гибкость – увидеть в объекте новые  признаки, найти новое использование.

      Гилфорд  разработал батарею тестов для  диагностики креативности, (10 тестов  на вербальную креативность, 4 – на

невербальную). Приведем примеры некоторых  заданий на креативность: тест «легкости словоупотребления» (напишите как можно больше слов, содержащих букву «о»); тест «беглости идей» (напишите как можно больше слов, обозначающих предметы, явления, которые могут быть белого цвета); тест на «гибкость идей, гибкость использования предметов» (укажите как можно разныз способов использования консервной банки); тест на «составление изображений» (составить как можно больше разных изображений, используя набор фигур: треуголдьник, квадрат, круг, трапеция).

Информация о работе Развитиетворческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества