Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Задачи: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости, 5) написать заключение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......2
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
Понятие стресса……………………………………………………………..5
Понятие стрессоустойчивости…………………………………………….10
Виды стресса………………………………………………………………..14
1.4. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………....15
Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности
2.1 Стадии стресса………………………………………………………………19
2.2 Влияние стресса на человека……………………………………………….24
2.3 Профессиональный стресс у торговых работников………………………27
Глава 3. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
3.1 Влияние стресса на организм человека……………………………………30
3.2 Рекомендации для профилактики появления стрессов……………………31
Глава 4. Опытно – исследовательская работа
4.1 Характеристика методик и выборки исследования………………………38
4.2 Результаты изучения уровня стрессоустойчивости………………………39
4.3 Результаты изучения синдрома эмоционального выгорания…………….40
4.4 Результаты изучения копинг-стрессового поведения…………………….43
4.5 Опросник УСК………………………………………………………………45
4.6 Результаты анкетирования на выявление причин стресса……………….45
Выводы…………………………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЖЕНЯ.docx

— 140.56 Кб (Скачать файл)

4. Чувствуете ли Вы, что Вам  постоянно не хватает времени?

5. Часто ли Вам приходится  торопиться, чтобы справиться со  своими делами?

6. Испытываете ли Вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет  работу медленнее, чем Вы сами  могли бы сделать?

7. Часто ли Вы заканчиваете  мысль собеседника до того, как  он кончит говорить?

8. Если Вам приходится ждать  кого-нибудь, испытываете ли Вы  нетерпение?

9. Если Вы испытываете напряжение  или раздражение, то трудно  ли Вам скрыть это?

10. Часто ли Вас выводит из  терпения ожидание в очередях?

11. Часто ли у Вас возникает  чувство, что время течет слишком  быстро?

12. Предпочитаете ли Вы поехать  как можно быстрее, чтобы заняться  более важным делами?

13. Вы почти всегда ходите  и делаете все быстро?

14. Стараетесь ли Вы быть во  всем первым и лучше?

15. Считаете ли Вы себя человеком  очень энергичным, напористым?

16. Считают ли Вас энергичным и напористым Ваша жена или близкие?

17. Считают ли Ваши знакомые, хорошо знающие Вас люди, что  Вы относитесь к своей работе  слишком серьезно?

18. Часто ли бывает, что, читая  или слушая собеседника, Вы  продолжаете думать о своих  делах?

19. Часто ли Ваша жена или  близкие просят Вас меньше заниматься делами и больше времени уделять семье?

20. Прилагаете ли Вы усилия, чтобы  победить в играх?

 

Обработка и интерпретация результатов

На каждый вопрос ответу «да» приписывается 2 балла, ответу «нет» — О баллов; ответу «не знаю» — 1 «балл». Подсчитайте общее количество баллов, набранных Вами в тесте.

Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы принадлежите к типу Б. Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. "Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б стрессоустойчивые.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу Б, но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.

Если Вы набрали от 30 до 40 баллов, то Вы принадлежите к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворенными собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

Если Вы набрали от 20 до 50 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Приложение №2

 

Методика  оценки степени эмоционального выгорания  В.В. Бойко.

 

Методика  В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.

I Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим»  механизмом в формировании эмоционального  выгорания. Состоит из следующих  симптомов: 

1.      Симптом «переживания психотравмирующих  обстоятельств».

Проявляется как осознание психотравмирующих  факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений  «выгорания».

2.      Симптом неудовлетворенности собой.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального  переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

3.      Симптомы «загнанности в клетку».

Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

4.      Симптом «тревоги и депрессии».

Симптом «загнанности в клетку» может перейти в  тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии  или месте работы. Этот симптом  является крайней точкой в формировании

I фазы «напряжения»  при развитии эмоционального  выгорания. 

 

II Фаза «резистенции» - вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

1.      Симптом «неадекватного избирательного  эмоционального реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между  двумя принципиально отличающимися  явлениями:

-       экономичное проявление эмоций  и

-       неадекватное избирательное эмоциональное  реагирование

В первом случае речь идет о полезном навыке взаимодействия с деловыми партнерами - подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции  на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости  профессионал способен отнестись к  подопечному или клиенту более  эмоционально, с искренним сочувствием. Такой режим общения свидетельствует  о высоком уровне профессионализма.

 

   Совсем  иное дело, когда профессионал  неадекватно «экономит» на эмоциях,  ограничивает эмоциональную отдачу  за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

 Неадекватное  избирательное эмоциональное реагирование  интерпретируется  партнерами как  неуважение к их личности, т.е.  переходит в плоскость нравственности.

 

2.      Симптом «эмоционально-нравственной  дезориентации».

 

Он является логическим продолжением неадекватного  реагирования в отношениях с деловым  партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям  нельзя сочувствовать», «почему я  должен за всех волноваться», «она еще  и на шею сядет» и т.п.

 Подобные  мысли и оценки говорят о  том, что нравственные чувства  социального работника остаются  в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального  права делить подопечных на  «хороших» и «плохих», на достойных  и недостойных уважения. Истинный  профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.      

 

3.      Симптом «расширения сферы экономии  эмоций».

 

Симптомы  эмоционального  выгорания проявляются  вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

 

4.      Симптом «редукции профессиональных  обязанностей».

 

Проявляется в попытке облегчить или сократить  обязанности, которые требуют эмоциональных  затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.

III Фаза истощения  - характеризуется падением общего  энергетического тонуса и ослаблением  нервной системы. «Выгорание»  становится неотъемлемым атрибутом  личности.

Симптом «эмоционального  дефицита».К  профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений  не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

Симптом «эмоциональной отстраненности». Человек постепенно научается работать как бездушный  автомат. Он почти полностью исключает  эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными  эмоциями.

 

   Реагирование  без чувств и эмоций - наиболее  яркий симптом «выгорания». Он  свидетельствует о профессиональной  деформации личности и наносит  ущерб субъекту общения.

Подопечный  может быть глубоко травмирован  проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма  эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас». 

Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.Проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности.

Метастазы «выгорания»  проникают в систему ценностей  личности. Возникает антигуманистический  настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях  «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

 

4.     Симптом «психосоматических и  психовегетативных» нарушений

  Если  с нравственностью у человека  все нормально, он не может  себе позволить «плевать» на  людей, а «выгорание» продолжает  нарастать – могут происходить  отклонения в соматических или  психических состояниях. Порой даже  мысль о трудных больных, подопечных  вызывает плохое настроение, дурные  ассоциации, чувство страха, неприятные  ощущения в области сердца, сосудистые  реакции, обострения хронических  заболеваний

 

 

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

 

 Если  вы являетесь профессионалом  в какой-либо сфере взаимодействия  с людьми, вам будет интересно  увидеть, в какой степени у  вас сформировалась психологическая  защита в форме эмоционального  выгорания. Читайте по-одному суждения и ставьте в бланке ответов «+», если Вы согласны с данным утверждением и «-», если нет. Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты Вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1. Организационные  недостатки на работе постоянно  заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 

2. Сегодня  я доволен своей профессией  не меньше, чем в начале карьеры. 

3. Я ошибся  в выборе профессии или профиля  деятельности (занимаю не свое  место).

4. Меня беспокоит  то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно,  медленнее).

5. Теплота  взаимодействия с партнерами  очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого. 

6. От меня  как профессионала мало зависит  благополучие партнеров. 

7. Когда я  прихожу с работы домой, то  некоторое время (часа 2-3) мне хочется  побыть наедине, чтобы со мной  никто не общался. 

8. Когда я  чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить  проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется,  что эмоционально я не могу  дать партнерам того, что требует  профессиональный долг.

10. Моя работа  притупляет эмоции.

11. Я откровенно  устал от человеческих проблем,  с которыми приходится иметь  дело на работе.

12. Бывает, я  плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний,  связанных с работой. 

13. Взаимодействие  с партнерами требует от меня  большого напряжения.

Информация о работе Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости