Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа
Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Задачи: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости, 5) написать заключение.
Введение………………………………………………………………………......2
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
Понятие стресса……………………………………………………………..5
Понятие стрессоустойчивости…………………………………………….10
Виды стресса………………………………………………………………..14
1.4. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………....15
Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности
2.1 Стадии стресса………………………………………………………………19
2.2 Влияние стресса на человека……………………………………………….24
2.3 Профессиональный стресс у торговых работников………………………27
Глава 3. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
3.1 Влияние стресса на организм человека……………………………………30
3.2 Рекомендации для профилактики появления стрессов……………………31
Глава 4. Опытно – исследовательская работа
4.1 Характеристика методик и выборки исследования………………………38
4.2 Результаты изучения уровня стрессоустойчивости………………………39
4.3 Результаты изучения синдрома эмоционального выгорания…………….40
4.4 Результаты изучения копинг-стрессового поведения…………………….43
4.5 Опросник УСК………………………………………………………………45
4.6 Результаты анкетирования на выявление причин стресса……………….45
Выводы…………………………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………..49
Сформированность фазы резистенции:
Фазы резистенции |
продавцы |
% |
Не сформировалась |
6 |
15 |
На стадии |
12 |
30 |
Сформировалась |
22 |
55 |
Таблица 3
Как видно из таблицы № 3, данная фаза сформировалась у 55% торговых работников. Данная фаза характеризуется неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией, расширением сферы экономии эмоций, редукцией профессиональных обязанностей; появляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. На этой фазе работник, не проявляя должного эмоционального отношения к покупателю, защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на покупателя, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину.
Сформированность фазы истощения:
Фазы истощения |
продавцы |
% |
Не сформировалась |
14 |
35 |
На стадии |
18 |
45 |
Сформировалась |
8 |
20 |
Таблица 4
Фаза истощения
сформировалась у 20 % торговых работников.
Для этой стадии характерны эмоциональный
дефицит, эмоциональная отстраненность,
личностная отстраненность (деперсонализация),
психосоматические и
В целом можно
говорить, что у торговых работников
в большей степени
4.4 Результаты изучения копинг-стрессового поведения.
Типы реакции на стрессовые ситуации |
продавцы |
% |
Копинг на решение задачи |
10 |
25 |
Копинг на эмоции |
20 |
50 |
Копинг на избегание |
10 |
25 |
Таблица № 5
Из общего числа испытуемых 10 человек (25 %) имеют копинг, ориентированный на решение задачи. Преобладающие типы поведения и реакции у них следующие: тщательное распределение своего времени, сосредоточенность на проблеме и поиске её решения, определение курса действий, стремление вникнуть в ситуацию, немедленное принятие мер для исправления ситуации, обдумывание случившегося и своего отношения к нему, анализ проблемы до реакции на неё, стремление контролировать ситуацию, приложение дополнительных усилий, разработка вариантов решения проблем, старание быть собранным для выхода победителем из ситуации. 50 % торговых работников ориентированы на эмоции, то есть в ситуации стресса погружаются в свою боль и страдания, обвиняют себя за то, что оказались в такой ситуации, за нерешительность, за то, что не знают как поступить. Оказавшись в стрессовой ситуации, такие люди сильно переживают, испытывают нервное напряжение и раздражение, склонны отыгрываться на других. Остальные 8 человек (25 %) имеют копинг, ориентированный на избегание.
На основании проведённого исследования было выявление связи между показателями стрессоустойчивости, эмоционального выгорания и типом реакции на стресс. На основании анализа полученных данных установлено:
1. Чем ниже
стрессоустойчивость, тем
2. Торговые
работники, которые имеют
3. Чем больше выражен стресс у торговых работников, тем больше присутствует эмоциональный копинг. Можно говорить, что эмоциональное истощение является результатом низкой стрессоустойчивости.
4. Чем больше
возраст, тем ниже
Анализ результатов
изучения уровня стресса у торговых
работников позволяет говорить о
негативных эмоциональных проявлениях
в их профессиональной сфере. 40% торговых
работника обладают средними и сильными
признаками стресса. У 55% отмечается неадекватное
избирательное эмоциональное
4.5 Опросник УСК-диагностика уровня субъективного контроля поведения.
По методике УСК по шкале общей интернальности, в группе обнаружен средний показатель 26 баллов, что является среднестатистической нормой. При этом необходимо отметить, что все испытуемые обладают средними значениями по данной шкале.
4.6 Результаты анкетирования на выявление причин стресса.
Причины стресса |
продавцы |
% |
Нетворческий характер профессии |
28 |
70 |
Неудовлетворенность выбором профессии |
15 |
37,5 |
Чувство усталости на работе, нервные перегрузки |
39 |
97,5 |
Конфликтный характер профессии |
33 |
82,5 |
Стрессовый характер работы |
37 |
92,5 |
Конфликтные отношения с руководством |
10 |
25 |
Конфликтные отношения с коллегами |
8 |
20 |
Конфликтные отношения с покупателями |
26 |
65 |
Таблица №6.
Из данного исследования видно, что самым значимым фактором профессионального стресса торговых работников является чувство усталости на работе и нервные перегрузки (97,5% торговых работников отметили это). 92,5% торговых работников сами указали, что их профессиональная деятельность носит стрессовый характер. Данный стресс усугубляется конфликтным характером профессии. При этом основным источником конфликтов являются покупатели, далее следуют конфликты с руководством, а затем – с коллегами по работе. Немаловажным фактором, на наш взгляд, также является оценка профессии как нетворческой – 70 %, а также в целом неудовлетворенностью выбранной профессией – 37,5 %.
Выводы.
Из полученного материал можно сделать следующие выводы:
1. По типу стрессоустойчивости выделено 3 группы торговых работников: 60 % отличаются более высокой устойчивостью к стрессу, 35 % торговых работников характеризуется средним уровнем стрессоустойчивости. 5 % торговых работников продемонстрировали низкий уровень стрессоустойчивости. У торговых работников проявился сформированный синдром эмоционального выгорания: фаза напряжения сформировалась у 37,5 % торговых работников, фаза резистенции - у 55 % торговых работников, фаза истощения у 20 % торговых работников/ Изучение особенностей стресса у торговых работников показало, что 75% из них используют непродуктивные стратегии совладания со стрессом (копинг на избегание и на эмоции).
2. Установлено,
что чем ниже
Заключение.
Целью нашего исследования было изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Исследование установило, что профессиональная деятельность торговых работников носит стрессовый характер. Причины стрессов сами работники видят в напряженных, иногда конфликтных отношениях, прежде всего с покупателями, в хронической усталости, в нетворческом характере профессии.
Исследование также установило объективные факторы стресса у торговых работников – проявление синдрома эмоционального выгорания, преобладание среднего и низкого уровня стрессоустойчивости, а также преимущественно непродуктивных стратегий совладания со стрессом (эмоциональное реагирование).
Все вышеизложенное
свидетельствует о
Список литературы:
1. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: изд-во КазГУ, 1987.
2. Айзенк. Г. Конструктивная типология и психодиагностика личности, Изд.: Псков, 1994г
3. Александровский Ю.А. Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. - с. 96.
4. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А.А.Баранов. — Ижевск: УдГУ, 1997.-114 с
5. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб.-практич.пособие. – М.: Дело, 2005. – 496 с.
6. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
7. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости : категории, принципы и методы психологии. Психические процессы / Б.Х. Варданян. - М. : Наука, 1983. - 542 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.
9. Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, #4 декабрь 2001.
10.Генковская, В.М. Особенности саморегуляции как формы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Автореф. дис. . канд. психод. наук / В.М. Генковская. Киев, 1990. 18 с.
11. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
12. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал. 1996. № 3. Т . 17. С. 140-148, 157.
13. Жуков Д.А. Психогенетика стресса: поведенческие и эндокринные корреляты генетических детерминант стресс-реактивности при неконтролируемой ситуации. СПб, 1997. - с. 81.
14. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.
15. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности СПб: ПИТЕР 2008, 690 с.
16. Ильин Е.П. Пол и гендер СПб.: Питер 2010г. 688с.
17. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. - М.: Наука, 1970
18. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви. - Л.: Медицина, 1970.
19. Лебедев В.И. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. - с. 214.
20. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. - М.: Радикс, 1995.
21. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955.
22. Немчинов Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л., 1983.
23. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. -СПб.: Питер, 2000.
24. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.
25. Селье Г. На уровне целого организма. – М: Наука, 1972.
Методика перцептивной оценки типа стрессоустойчивости.
Инструкция: На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа:
«да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его столько в том случае, если Вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или «нет».
Опросник
1. Очень ли трудна и напряженна Ваша работа?
2. Часто ли Вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?
3. Часто ли Вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами, связанными с работой?
Информация о работе Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости