Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Задачи: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости, 5) написать заключение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......2
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
Понятие стресса……………………………………………………………..5
Понятие стрессоустойчивости…………………………………………….10
Виды стресса………………………………………………………………..14
1.4. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………....15
Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности
2.1 Стадии стресса………………………………………………………………19
2.2 Влияние стресса на человека……………………………………………….24
2.3 Профессиональный стресс у торговых работников………………………27
Глава 3. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
3.1 Влияние стресса на организм человека……………………………………30
3.2 Рекомендации для профилактики появления стрессов……………………31
Глава 4. Опытно – исследовательская работа
4.1 Характеристика методик и выборки исследования………………………38
4.2 Результаты изучения уровня стрессоустойчивости………………………39
4.3 Результаты изучения синдрома эмоционального выгорания…………….40
4.4 Результаты изучения копинг-стрессового поведения…………………….43
4.5 Опросник УСК………………………………………………………………45
4.6 Результаты анкетирования на выявление причин стресса……………….45
Выводы…………………………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЖЕНЯ.docx

— 140.56 Кб (Скачать файл)

При такой  реакции происходит рефлекторная активация  коры надпочечников и «вторичные»  мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее  при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию  дополнительно вовлекаются эндокринные  системы, действие которых является еще более длительным и может  влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина  в кровь и был необходим  для быстрого развития мышечной активности [10;17].

В наши дни  стресс чаще всего вовсе не требует  от человека энергичных физических действий – требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после стресса достаточно даже слабого воздействия, чтобы началось их поспешное выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те всем хорошо известные ситуации, когда после трудного дня, после неприятности на работе возникают срывы по мелочам на близких.

Если  после каждого стресса – в  самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё – требовалась физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог бы не иметь вредных последствий [17].

Таким образом, физическая активность – необходимое и действенная защита против возникновения дистресса. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, – это расслабление. Если же защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс – так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д. [17]

В возникновении  и течении стресса обнаруживаются три взаимодействующих звена: 1) оценка стрессогенного события, в которой  нередко сталкиваются эмоции и рассудок; 2) физиологические и биохимические  реакции на само событие и на его  оценку; 3) действие, поведенческие реакции, направленные на устранение причин и  последствий стресса и имеющие  целью избежать его в будущем.

Сердечно  – сосудистые заболевания (гипертония, ишемическая болезнь), а также  сосудистые (мигрень, болезнь Рейно) чаще всего рассматривают как следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.

Влияет  стресс и на возникновение аллергических  заболеваний. Напряжение мышц, связанное  со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Типичной «мишенью» стресса  является кожа. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические  стрессы могут приводить к  постоянному подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница – все это следы  деятельности дистресса. Такое состояние Авиценна характеризовал, как «не здоровое, но и не больное». Трудное засыпание и еще более мучительное пробуждение. Нередко – чувство «тупой щемящей тоски, которая нападает на человека в предчувствии загадочной и ничем не мотивируемой угрозы, тоски беспредметной, самой себя питающей, почти осязаемой». В итоге возникает ощущение, что жизнь в тягость [17;20].

Из всего  выше сказанного следует, что стресс – это реакция физического  происхождения. Имеет последствия  не только психологического характера. Стресс может «уничтожить» человека изнутри. Теперь понимая физиологию наших процессов при стрессе, становится ещё более очевидно, насколько  необходима нам в жизни фундаментальная стрессоустойчивость и как важно развитие таких навыков для нашего здоровья и самочувствия.

В современных  условиях на первое место выступает  проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является  одним  из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая  устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической  устойчивости к стрессам является залогом  сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.                                                                                                   

 

ГЛАВА 2  СТАДИИ СТРЕССА, СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Стадии стресса.

 

Изучение  адаптационных процессов тесно  связано с представления об эмоциональном  напряжении и стрессе. Это послужило  основанием для определения стресса  как неспецифической реакции  организма на предъявляемые ему  требования, и рассмотрение его как  общего адаптационного синдрома.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и  нервных расстройствах, определил  следующие стадии стресса как  процесса :

1) непосредственная  реакция на воздействие (стадия  тревоги);

2) максимально  эффективная адаптация (стадия  ресистентности);

3) нарушение  адаптационного процесса (стадия  истощения).[25]

В широком  смысле эти стадии характерны для  любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная  напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной  системы человека. К примеру, при  экспериментальных исследованиях  в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся  в нервном напряжении, тяжелее  переносят вирусные инфекции. В таких  случаях необходима помощь квалифицированного психолога.[25]

Основные  черты психического стресса:

1) стресс  — состояние организма, его  возникновение предполагает взаимодействие  между организмом и средой;

2) стресс  — более напряженное состояние,  чем обычное мотивационное; оно  требует для своего возникновения  восприятия угрозы;

3) явления  стресса имеют место тогда,  когда нормальная адаптивная  реакция недостаточна.

Так как  стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение  в определенной ситуации может возникать  по субъективным причинам, связанным  с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень  эмоциональной напряженности нарастает  по мере увеличения различий между  условиями, в которых формируются  механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия  вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма  индивида.

При любом  нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или  физических ресурсов индивидуума для  удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы  потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

ощущение  неопределенной угрозы;

чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

неопределенное  беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и  мотивационную роль, сопоставимую с  ролью боли. С возникновением тревоги  связывают усиление поведенческой  активности, изменение характера  поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие  от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит  вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком  случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности  субъекта, чем реальную значимость угрозы.[19]

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой  интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых  изменений психического состояния  и поведения, обусловленных психическим  стрессом.

Профессор Березин определил тревожный  ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение  внутренней напряженности — не  имеет ярко выраженного оттенка  угрозы, служит лишь сигналом  ее приближения, создавая тягостный  душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно  тревога — центральный элемент  рассматриваемого ряда. Проявляется  ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх  — тревога, конкретизированная  на определенном объекте. Хотя  объекты, с которыми связывается  тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение  неотвратимости надвигающейся катастрофы  — нарастание интенсивности тревожных  расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое  возбуждение — вызываемая тревогой  дезорганизация достигает максимума,  и возможность целенаправленной  деятельности исчезает.[4]

При пароксизмальном  нарастании тревоги все указанные  явления можно наблюдать в  течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что  старение — итог всех стрессов, которым  подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней. [24]

Усиление  тревоги приводит к повышению  интенсивности действия двух взаимосвязанных  адаптационных механизмов, которые  приведены ниже:

1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее.

2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.

Существует  несколько типов защит, которые  используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

1) препятствие  осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

2) фиксация  тревоги на определенных стимулах;

3) снижение  уровня побуждения, т.е. обесценивание  исходных потребностей;

4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых  формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при  любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она  активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает  включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию. Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.[6]

Информация о работе Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости