Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Задачи: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости, 5) написать заключение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......2
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
Понятие стресса……………………………………………………………..5
Понятие стрессоустойчивости…………………………………………….10
Виды стресса………………………………………………………………..14
1.4. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………....15
Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности
2.1 Стадии стресса………………………………………………………………19
2.2 Влияние стресса на человека……………………………………………….24
2.3 Профессиональный стресс у торговых работников………………………27
Глава 3. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
3.1 Влияние стресса на организм человека……………………………………30
3.2 Рекомендации для профилактики появления стрессов……………………31
Глава 4. Опытно – исследовательская работа
4.1 Характеристика методик и выборки исследования………………………38
4.2 Результаты изучения уровня стрессоустойчивости………………………39
4.3 Результаты изучения синдрома эмоционального выгорания…………….40
4.4 Результаты изучения копинг-стрессового поведения…………………….43
4.5 Опросник УСК………………………………………………………………45
4.6 Результаты анкетирования на выявление причин стресса……………….45
Выводы…………………………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЖЕНЯ.docx

— 140.56 Кб (Скачать файл)

Эффективность психической адаптации впрямую  зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.[6]

Но не только анализ факторов окружающей среды  определяет уровень адаптации и  эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного  окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

2.2 Влияние стресса на  человека.

 

Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с интенсивным  и нередко напряженным межличностным  общением, становится в последние  годы объектом все более активного  внимания психологии и медицины. Это  в полной мере относится к торговым работникам. Особое место в вопросе  эффективной организации труда  таких специалистов занимает проблема профессионального стресса, или  синдрома "выгорания". Его рассматривают  как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических  реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия  профессионального стресса рассматривают  в нескольких плоскостях: влияние  на результаты труда, психическое и  физическое здоровье самих работников. Сравнение особенностей формирования и протекания "выгорания" в трех разных видах профессиональной деятельности (когда объектом труда являются люди, материальные объекты или информационные потоки; комбинация первых двух) показывает, что у специалистов, работающих с людьми, профессиональный стресс отмечается наиболее часто.[18]                                                                                                                                              Среди характеристик коммуникативных профессий, существенно влияющих на развитие стресса, отмечают: ограничение возможности использования имеющегося личностного потенциала; монотонность работы; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом. И только после этого в качестве стрессогенных факторов рассматривают низкий уровень оплаты и неудовлетворительные условия труда, считая их важными, но не ведущими, как это часто кажется, источниками профессионального стресса у работников торговли.[7]

В фокусе проблемы профессионального стресса  находится соответствие/несоответствие потенциальных возможностей профессионала  и социальных условий его деятельности. Поэтому эта проблема рассматривается  в комплексе "специалист коммуникативной  профессии - его социальное окружение". Очень важен аспект эмоциональной  заразительности синдрома "выгорания", что также подчеркивает его социальную природу.

В качестве основных характеристик синдрома "выгорания" отмечаются: эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности; деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу); снижение профессиональной самооценки.

Сами  симптомы не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в широком  диапазоне - от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т.д. до невротических и даже психосоматических расстройств. Очень  важна и исходная личностная структура: например, у человека с психастеническими  чертами гораздо больше шансов впадать  в уныние и беспокойство по поводу работы, а у человека с исходно  ригидной личностной структурой, да еще  с гипертимными чертами, больше вероятности стать агрессивнее в общении с покупателями.

Можно утверждать, что профессиональный стресс - это, прежде всего следствие снижения профессиональной мотивации и что "выгорание" и сохранение увлеченности работой - это два полюса взаимоотношений человека и профессии. Целым рядом исследований показано, что постепенно развивающаяся профессиональная деформация достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени "выгорания" нарастает тенденция к негативному, нередко даже скрыто-агрессивному отношению к покупателям, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления, от чего, естественно, страдают обе стороны.[7]

Абсолютный  уровень требований не является определяющим для возникновения профессионального  стресса. Самое важное - рассогласование  между ними и субъективной оценкой  личностных ресурсов, необходимых для  удовлетворения этих требований, которые  к тому же нередко воспринимаются достаточно иррационально и некритично.

При этом наблюдается когнитивный диссонанс: чем напряженнее работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним "выгоранием". "Люди, работающие в торговле, часто подвержены значительному личностному стрессу: им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Благодаря многим исследованиям выяснено, что стресс в работе равнозначен неудаче и собственной слабости. Именно поэтому он вызывает основанное на чувстве вины отрицание и приводит к тому, что человеку трудно признаваться в наличии этих проблем, соответственно, трудно делиться ими и решать их.[14]

Развитию  этого состояния способствуют определенные личностные особенности: высокий уровень  эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения (в любой профессии есть интересы, легко выдаваемые за идеалы), склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью внутреннего стандарта и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Способность торговых работников подавлять свои негативные эмоции, связанные со сложной коммуникацией с покупателями, иногда может быть их сильной чертой, но нередко это становится и слабостью. Полезно помнить о том, что в ситуации любого стресса мы сами являемся одновременно и частью наших проблем, и частью их решений.[23]

Профессиональный  стресс - это проблема не столько "трудных" людей, сколько "трудных" (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в  структуре межличностного взаимодействия, нечеткого обозначения социальных ролей и функций, недостаточной  эмоциональной поддержки со стороны  коллег и руководства.

 

2.3 Профессиональный стресс  у торговых работников.

 

Профессиональный  стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и  соматических реакциях на напряженные  ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к профессии продавца. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

ограничение свободы действий и использования  имеющегося потенциала;

монотонность  работы;

высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

неудовлетворенность социальным статусом.

Профессиональное  «выгорание» сотрудников может  быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными  особенностями работников, а также  характером их межличностных взаимодействий. В качестве основных характеристик  синдрома «выгорания» отмечают:

неадекватный  уровень требований к специалисту;

недостаточные индивидуальные адаптивные способности  к этим требованиям (сниженные ресурсы  личности);

дефицит внешней поддержки;

ситуационные  ограничения, влияющие на профессиональную адаптацию;

заниженность  профессиональной самооценки;

эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности;

деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать  работу).

Существует  тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к  снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению  к рабочим обязанностям, которые  сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием».                                          В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку.[23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ СТРЕССА  И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ.

 

3.1 Влияние стрессов на  организм человека.

 

Наша жизнь набрала такой  бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Учёные не перестают разрабатывать  системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть  в «стрессорный плен».

Чтобы эффективно справляться со стрессом, необходимо в известной мере усовершенствовать  наши психические процессы мышления. Все мы видим мир по-разному, каждый из нас реагирует на окружающую действительность уникальным образом. Как уже было сказано выше, стрессы для каждого  из нас – не одно и то же.[21]

Уровень стресса можно снизить  с помощью внутренних механизмов, создающих и удерживающих в нашем  сознании ощущения стресса. Если мы страдаем от вспышек гнева, колебаний настроения, подавленности и самоуничтожения, то вполне уместно проверить, в чём  причина наших страданий. Психологи  установили, что наше восприятие самих  себя и окружающего мира зависит  от наших внутренних состояний, возникающих  раньше, чем мы успеваем понять то, что  мы чувствуем. Исследуя эти процессы и состояния, мы убеждаемся в том, что они сменяют друг друга в следующем порядке:1) восприятие (через зрение и слух) событий или ситуаций; 2) интерпретация событий или ситуаций; 3) обдумывание событий или ситуаций в соответствии с нашим представлении о том, какими «должны быть» мы и мир, окружающий нас; 4) эмоциональная реакция на события или ситуации; 5) действия, предпринимаемые в ответ на наши мысли и чувства, вызванные этими событиями или ситуацией. [22]

Прежде всего, следует рассказать о тех болезненных проявлениях, которые свидетельствуют о запредельном «запороговом» воздействии стрессов на организм человека, на его нервную систему и психику.

Здесь необходимо обратить особое внимание: любой из перечисленных ниже симптомов  может указывать на то, что стрессорные воздействия оказали на вас болезнетворное воздействие и что вам, возможно, уже пора обращаться за помощью к врачам (особенно, в тех случаях, когда сами вы не умеете справиться с результатами стрессорных воздействий). Вот эти болезненные проявления:

1. Приступы головокружений, потемнения  в глазах вплоть до полного  нарушения сознания.

2. Повышенная потливость ладоней.

3. Пароксизмы (приступы) учащенных  сердцебиений или «замираний»  сердца.

4. «Блуждающие» боли в шее  и спине.

5. Постоянные или приступообразные  головные боли без значительного  изменения артериального давления.

6. Дрожь в руках.

7. Нестабильность артериального  давления.

8. Непреодолимое внутреннее беспокойство.

9. Чувство постоянного напряжения.

10. Сонливость днем [21].

 

3.2 Рекомендации для профилактики  появления стрессов.

Информация о работе Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости