Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Задачи: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости, 5) написать заключение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......2
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости
Понятие стресса……………………………………………………………..5
Понятие стрессоустойчивости…………………………………………….10
Виды стресса………………………………………………………………..14
1.4. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………....15
Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности
2.1 Стадии стресса………………………………………………………………19
2.2 Влияние стресса на человека……………………………………………….24
2.3 Профессиональный стресс у торговых работников………………………27
Глава 3. Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости
3.1 Влияние стресса на организм человека……………………………………30
3.2 Рекомендации для профилактики появления стрессов……………………31
Глава 4. Опытно – исследовательская работа
4.1 Характеристика методик и выборки исследования………………………38
4.2 Результаты изучения уровня стрессоустойчивости………………………39
4.3 Результаты изучения синдрома эмоционального выгорания…………….40
4.4 Результаты изучения копинг-стрессового поведения…………………….43
4.5 Опросник УСК………………………………………………………………45
4.6 Результаты анкетирования на выявление причин стресса……………….45
Выводы…………………………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЖЕНЯ.docx

— 140.56 Кб (Скачать файл)

Известный исследователь стресса Г.Селье отмечает, что слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь [24].

В 1979 г. была опубликована монография профессора Р.М. Баевского "Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии", которая рассматривает проблему стресса с точки зрения науки. Также заметно активизировались изучение и попытки систематизации переходных состояний психиатрами и психоневрологами (Н.Д. Лакосина, С.Б. Семитов, В.Я. Семке, Б.В. Шостакович).

Проблемой стресса занимаются так же спортивные психологи. Особенно интересны исследования тех психологов и психогигиенистов, которые по своей работе заняты наблюдением практически здоровых лиц, чья деятельность проходит в чрезвычайно напряжённых условиях с особо сложными требованиями к механизму приспособления организма. [23]

Недостатком большинства книг является отсутствие единой теоретической концепции, главного направления работы, нацеленной на практическую эффективность. Лишь В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов в книге "надежность в спорте" представляют материал с позиции теории надёжности, а Б.А. Вяткин в работе "Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях" - психического стресса. Отсутствие единой и сходной позиции приводит к таким различиям мнений, которые порой выглядят абсурдом. В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов наглядно демонстрируют это, показывая, что за период с 1977 по 1980 год разными авторами дано 14 определений такого кардинального для спорта понятия, как надёжность. И если такая путаница находится в исходной терминологии, то приходится ли удивляться, что даже основной смысл работы психолога в спортивной команде трактуется разными авторами по-разному. [22]

В последнее  время ученые и практики разрабатывают  специальные рекомендации для представителей стрессогенных профессий, спортсменов  и людей, которые наиболее часто  подергаются стрессам в целях  повысить психологическую устойчивость этих общества.

В работах, где изучаются психологические  проблемы стресса доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня ее притязаний и реальных возможностей и т.п.

Из всего  выше нами сказанного можно сделать  вывод, что понятие стресса рассматривалось  в разное время и в разных направлениях и науках, например, в спорте, медицине и в профессиональной деятельности человека. За рабочее определение  мы возьмем следующее: Стресс - неспецифическая  реакция организма на действие экстремальных  факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию.

 

1.2 Понятие стрессоустойчивости.

 

В словаре "Стрессоустойчивость – это  набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам  стрессов. С. состоит из трех связанных  между собой компонентов: 1) ощущение важности своего существования; 2) чувство  независимости и способности  влиять на собственную жизнь; 3) открытость и интерес к изменениям, отношение  к ним не как к угрозе, а как к возможности развития." [6]

Стрессоустойчивость есть показатель интегральный, детерминируемый  многими индивидуальными психофизиологическими  особенностями человека: самооценка, ценностная система, ценностная ориентация, коммуникабельность, эмоциональная  устойчивость, умение контролировать свое поведение, жизненный опыт, воля и целым рядом других нейропсихологическими  особенностями. Исходя из сказанного выше, можно с уверенностью предположить, что показатель стрессоустойчивости  человека есть индивидуальный показатель человека. Несомненно, что он определяется и показателем пола человека. Учитывая психофизиологические гендерные показатели, можно определить гипотезу исследования: стрессоустойчивость работников торговли выше у мужчин, чем у женщин.[6]

Если  говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость "...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности" [7].

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости  обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней "..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке" [14].

Стрессоустойчивость как любой психологический феномен  появляется не вдруг и не сразу, а  имеет свое генетическое происхождение, будучи и средством, и результатом  психического развития. Однако в психологической  литературе этот вопрос освещен фрагментарно, вне принципов развития, системности, культурно-исторической обусловленности. В практическом содержании акцент делается на развитие отдельных качеств (поисковая  активность, копинг-стратегии и копинг-ресурсы в подростковом и юношеском возрасте), рекомендации как помочь ребенку пережить горе и как проводить психокорекционную работу с детьми, которые испытали стрессовые ситуации, то есть речь идет о фактах уже что состоялись, о реабилитации. В связи с этим разработка проблемы стрессоустойчивости в контексте онтогенетического развития в современных культурно-исторических условиях есть, на наш взгляд, актуальной проблемой психологии и, отбивая ее междисциплинарный характер, отвечает задачам психологии развития, клинической психологии и социальной психологии.

В психологической  науке стрессоустойчивость рассматривается  как необходимая характеристика целостного процесса адаптации. Ориентируясь на современную трактовку процесса адаптации, в анализе содержатся понятия стрессоустойчивости, исследователи  опираются на определение психической  стойкости, подчеркивая ее активный характер. По мнению Генковской В.М. Стрессоустойчивость – это „... момент сопротивления, что обнаруживает данная система к внешним влияниям". С точки зрения системно структурного подхода, система допускает наличие признака стойкости, как способности хранить себя в условиях что изменяется, в некоторых границах, среды. Стойкость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другой, при этом хранит основные внутренние взаимосвязи. Живые системы способны в то же время до активного самосохранения своей организации и к самодвижению, к саморазвитию. Соответственно, стойкость не сводится только к поддержке определенных состояний, она охватывает процесс в целом. Ее можно рассматривать как процесс и как результат, она является неотъемлемой частью развития, стороной процесса адаптации. Стойкость, в широком содержании, необходимо, согласно Генковской В.М., рассматривать как функцию двух переменных – окружающей среды и внутренней структуры системы. Если система стойка, то она относительно инвариантна. Таким образом, стойкость определяется как особенная организация существования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование. [10]

Баранов А.А. предлагает считать стрессоустойчивость  частым случаем психической стойкости, которая оказывается при действии факторов стресса. В теории фиксированных  форм поведения.[4] Залевский Г.В. вводит понятие континуума ригидность-флексибильность, как свойства и состояния личности, которая показывает степень открытости-закрытости новому опыту. Как избыточная ригидность приводит систему к закрытости и, как следствие, нежизнеспособности, так и избыточная флексибильность-открытость не позволяет системе приобрести собственную стойкость. В исследованиях Галажинского Э.В. было показано, что одним из факторов эффективной адаптации есть оптимум психической ригидности. В психологической науке нет единственного понимания содержания „стрессоустойчивости", а, следовательно, нет единственного определения этого понятия. Под сроком „Стрессоустойчивость" понимают такие частицы его составляющие как эмоциональная стойкость, психологическая стойкость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность. [3]

Суботин С.В. отмечает, „что все эти наименования суть одного явления". Срок „эмоциональная стойкость" используется в значении некоторой стойкости уровня интенсивности  и качественных особенностей эмоционального переживания. „Эмоциональная стойкость" – это способность быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, которые характеризуют  эмоциональные реакции в разнообразных условиях деятельности.

Платонов  К.К. и Марищук В.Л. вкладывают в это понятие способность руководить своими эмоциями, хранить высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряженности, невзирая на эмоциогенные влияния. Рейковский Я. под эмоциональной стойкостью понимает способность эмоционально возбужденного человека хранить определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. [23]

Таким образом, как следует из всех приведенных  определений, Стрессоустойчивость  рассматривается из функциональных позиций, как характеристика, которая  влияет на производительность (успеваемость) деятельности, и как характеристика, которая обеспечивает гомеостаз  личности, как системы, то есть как  показатель деятельностный и личностный. Расширение и уточнение содержания понятия стрессоустойчивости обусловлено развитием современных представлений о стрессе, которые базируются на многообразии теорий и моделей стресса. В тоже время способность противостоять трудностям, как отмечают многие авторы (Томэ Г., Аммон Г., Мадди С.Р., Ейнсворт Г., Ротенберг В.С., В.В. Аршавский, Анциферова Л.И., Наенко Н.И., Конончук Н.В. и др.) формируется в процессе жизнедеятельности.

 

1.3 Виды стресса.

 

За исключением  традиционного разделения стресса  на эустресс и дистресс предложенного Г. Селье, о котором упоминалось выше, существуют и другие классификации стресса.

В последние  годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с  реальным раздражителем. Психологический  стресс характерен тем, что во время  него человек оценивает предстоящую  ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. [9]

В свою очередь  психологический стресс делится  на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [23].

Но какие  бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена  стресса предполагается та самая  неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем  разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким  образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят  в телесные расстройства: болезни  всех органов или общее физическое недомогание. Возникающее при стрессе  сложные физиологические и биохимические  сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, "реакции  борьбы и бегства". Эта реакция  мгновенно включалась у наших  предков при малейшей угрозе, обеспечивая  с максимальной быстротой мобилизацию  сил организма, необходимых для  борьбы с врагом или бегства от него [23].

 

1.4. Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма.

 

Классические  признаки, сопровождающие стрессы - это  увеличение массы надпочечников, рост в крови концентрации кортизола и как следствие снижение массы вилочковой железы. Вилочковая железа весьма важный орган нашей иммунной  системы, поэтому стрессы и сопровождаются снижением иммунитета. Третьим признаком стресса является разрушение слизистой желудочно-кишечного тракта, образование язв. Причиной этого опять-таки является кортизол, разрушающий белки в организме, поскольку выделяемый при стрессе адреналин сужает кровеносные сосуды органов брюшной полости и препятствует этим восстановлению клеток нашей слизистой.

Нервная система – это разветвлённая  сложная сеть нервных клеток –  нейронов и их отростков. Нейроны  обеспечивают поступление сигналов от органов чувств в центр мозга, а от мозговых центров к мышцам и другим системам организма. Передачу возбуждения от одной клетке к другой обеспечивают специальные вещества, называемые медиаторами (посредниками).

Регуляцию работы внутренних органов процессов  обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение постоянства внутренней среды –  гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию симпатической нервной  системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном  возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение  еще не оказывает болезнетворного  действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для  развития стресса необходимо включение  главного физиологического и биохимического звена стресса – «реакции борьбы или бегства».

Информация о работе Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости