Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

В результате на данном этапе; Николай  оказался как бы «загнанным в капсулу», внутри которой он «сам себя сжигает» своими же собственными негативными эмоциями. Он привел ассоциацию с чайником, который кипит внутри с закрытой крышкой и в результате должен расплавиться, когда выкипит вся йода. Такая ситуация, естественно, очень тягостна для любого человека и вполне логично приводит к депрессии и неврозу. Поэтому следующим шагом было задание Николаю попытаться выражать свои чувству и эмоции, точнее, говорить о них окружающим: сначала — на консультации психологу, потом — жене, а потом — остальным. Дело в том, что до сих пор Николай говорил жене только о своих мыслях и оценках ситуаций, а так как его мысли отличаются своеобразием, то Ирина почти никогда не понимала, о чем идет речь, а это раздражало и расстраивало обоих. Язык же чувств универсален и понятен людям любого типа, поэтому не удивительно, что через некоторое время Николай отметил улучшение отношений с женой. При этом ему также стадо несколько легче.

Следующим шагом работы с этой парой  была коррекция поведения Ирины, которая весьма удивилась, узнав, что Николай считает их семью неблагополучной. Ей нелегко было понять, что происходит в душе мужа, так как она объясняла его поведение «дурными привычками» и ленью. В конечном итоге Ирина согласилась помочь психологу, поддерживая начинания мужа в естественном самовыражении.

Безусловно, процесс личностного  изменения очень сложен и длителен, но при наличии собственного желания, поддержки семьи и помощи психолога  результат практически всегда бывает положительным.

Особую категорию семейных проблем  составляют ревность и измена. Как правило, стратегия поведения психолога здесь состоит преимущественно в работе с тем супругом, которому изменили, тем более что именно он, как пострадавшая сторона, обычно обращается в психологическую консультацию.

Ярким примером такой ситуации является случай Ольги, которая обратилась по поводу того, что ее муж уже два года имеет постоянную любовницу. При этом, как отмечает Ольга, отношение ее мужа, Леонида, к ней изменилось в лучшую сторону с того момента, как появилась «она». Леонид стал больше помогать по хозяйству, чаще общаться с детьми, стал лучше удовлетворять жену в интимной жизни. Но Ольгу беспокоит отчуждение, возникшее между супругами в общении, и обида в связи с тем, что ее променяли на другую. Ольга готова даже пойти на разрыв с мужем, если ничего не изменится.

Психолог предложил Ольге проанализировать ситуацию и разобрать все «за» и «против» развода. Оказалось, что  в результате развода Ольга не выиграет ничего, а проиграет все  — останется одна с двумя детьми и алиментами. Ольге было предложено вступить как бы в соревнование с конкуренткой, т. е. попытаться вновь завоевать мужа, используя весь арсенал средств: от изменения внешнего вида до изменения своего бытового и социального поведения. Она не должна была больше следить за мужем, допекать его расспросами и упреками. Вместо этого ей предлагалось открыться перед ним, говорить о своих чувствах, а не о подозрениях, чтобы снять психологические защиты, которые в данный момент в изобилии сформировались у Леонида. Это должно было помочь супругам обрести доверительное общение. Через некоторое время Ольга отметила, что встречи Леонида с «ней» стали реже. Кроме того, супруг впервые за долгие месяцы «просто подошел и обнял ее», выражая свои теплые чувства к ней. Конечно, Ольге было очень нелегко осуществлять задуманную программу, так как обида постоянно давала о себе знать. Тем не менее, делая два шага вперед, один — назад, Ольга неуклонно продвигалась к намеченной цели.

Безусловно, не всегда можно добиться того, чтобы супруг расстался с  любовницей или любовником, тем более, если это — стиль его жизни. В таком случае выбор остается за вторым супругом. Рассмотрев все аспекты ситуации, он решает вопрос о сохранении семьи. В случае положительного решения психолог поможет пострадавшему супругу адаптироваться к сложившемуся положению, принять ситуацию такой, какая она есть, найдя и здесь свои положительные стороны. Например, во многих случаях, как и в Ольгиной семье, изменивший супруг становится более внимательным, как бы пытаясь «загладить» свою вину, что снижает уровень конфликтности и дает возможность супругам поддерживать нормальные отношения.

Существует еще один тип конфликтов, в достаточном количестве случаев  приводящий к разводу, — это противостояние супругов и их родителей. Наиболее остра  эта ситуация, когда пара проживает совместно с родителями мужа. Обычно все участники конфликта считают себя жертвами. Свекровь жалуется, что «эта нахалка совсем не хочет прислушиваться к мнению старших, и делает все по-своему», невестка плачет: «Она не дает мне и шагу ступить, перекладывает мои вещи и настраивает мужа против меня». А муж, он же сын, при этом вздыхает: «Они ругаются, а я между ними мечусь и не знаю, как их помирить». Обычно такая картина наблюдается, когда мать, всю жизнь опекавшая сына, всячески ограничивая его свободу, чувствуя себя собственницей по отношению к нему, сталкивается с невесткой, проявляющей свою личность и не желающей безоговорочно признавать авторитет свекрови. В этом случае невестка автоматически становится конкуренткой со всеми вытекающими последствиями. А мужу приходится выбирать между матерью и женой, что само по себе для него невыносимо. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего, необходимо показать свекрови, что женщина, пришедшая в ее дом, не конкурентка, а полноправный член семьи, такой же ребенок для нее, как и сын. Если свекровь или свекор поймут, что не потеряли сына, а, наоборот, приобрели еще и дочь, ситуация в корне изменится. Желательно разделить и сферы домашнего хозяйства, чтобы уменьшить количество возможных очагов конфликтности. Например, можно предложить свекрови готовить еду, а невестке — убирать квартиру; или же каждому делать и то, и другое, но поочередно. Если к тому же каждый член семьи научится уважать мнение другого и принимать этого другого со всеми его достоинствами и недостатками, невзирая на возраст и положение в семье, есть надежда, что ситуация стабилизируется.

В заключение хотелось бы отметить, что  в основном все семейные проблемы решаются с помощью психологии, потому что, даже если супруги сталкиваются с материальными трудностями, с воздействием внешних объективных неблагоприятных факторов, или с проблемами в интимных отношениях, достаточно изменить структуру восприятия этих ситуаций в их сознании и уже возможно появление различных вариантов выходов. А дальше с помощью психолога можно выбрать оптимальное решение и двигаться вперед к нормализации своей семейной, да и не только семейной, жизни.

При наличии у человека высокой  мотивации к самоанализу и  изменению себя возможна существенная коррекция собственной жизни и семейных отношений. Эффективным при этом является помощь специалиста-психолога, который в своей деятельности опирается в наибольшей степени на индивидуальные особенности личности и ее активность.

 

Особенности психологической помощи разноэтническим семьям

Психологическая помощь в семейных отношениях представителям различных  этнических общностей - это область  применения этнопсихологии, ориентированная  на повышение социально-психологической  компетентности людей в строительстве  и укреплении межнациональных брачных союзов и оказание психологических услуг в соответствующих интересах. Основными направлениями такой помощи являются:

- формирование, развитие и коррекция  представлений о межнациональных  браках, своеобразии их формирования  и упрочения, при котором объектами психологической помощи являются как отдельные члены разноэтнических семей, так и семья в целом на важнейших стадиях ее жизнедеятельности;

- предотвращение развития негативных  психологи-ческих явлений в разноэтнической  семье, у отдельных ее членов, или снижение конфликтности между ними специальными психотерапевтическими и иными средствами;

- предотвращение затруднительных  социально-психологических ситуаций  в различных сферах жизни моно - и разноэтнических семей;

- ликвидация последствий воздействия негативных психологических явлений совместной жизни в семьях различной этнической принадлежности.

Важнейшими принципами оказания психологической  помощи семьям представителей различных  наций и народов являются:

- проведение ее лишь по желанию супругов, прямо или косвенно заявивших о ее целесообразности для семьи;

- осуществление ее только ненасильственными  способами и средствами и лишь  после формирования соответствующей  мотивации у членов семьи;

- проявление консультантом терпения  в интересах осмысления реальных трудностей семьи и приобретения членами последней навыков оказания подобной помощи друг другу;

- полное отключение специалистом  от своих личных проблем, отказ  от индивидуальных национальных  стереотипов с целью достижения  большей эффективности в своей деятельности.

В рамках психологической помощи консультантом  должны проводиться также психологическая  профилактика и психологическое  консультирование семей представителей конкретных этнических общностей.

Главной задачей психопрофилактической работы должны быть: предоставление специали-зированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравмирующих реакций, возникающих в результате адаптации к трудностям жизни в моно- или разноэтнической семье.

Основными задачами психологического консультирования представителей тех  или иных этнических общностей являются:

- индивидуальные и групповые  консультации лиц, обратившихся  к специалисту с целью позитивного решения сложных жизненных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтных ситуаций;

- выявление семей с повышенной  напряженностью в межэтнических  отношениях и проведения с  ними психологической консультативной  работы;

- оказание помощи супругам, представителям различных национальностей в выявлении психогенных отклонений и выборе адекватных форм их преодоления;

- обучение обращающихся в консультацию  методам контроля и саморегуляции  своих психоэмоциональных состояний.

 

Консультирование родителей

Общая предпосылка успешного результата консультирования родителей - создание доверительных откровенных отношений  с ними. Основы такого доверительного отношения:

- уважение,

- признание беспокойства по  поводу ребенка,

- одобрение заинтересованности родителей в устранении трудностей ребенка.

Запрещены:

- критика действий родителей,

- сомнение в их педагогической  компетентности.

Обратная связь с родителем, облеченная в тактичную форму  возможна только на заключительных этапах.

В первых встречах любой намек на неодобрение действий родителей может вызвать у них сильные защитные реакции.

В последующих встречах необходимо разъяснять родителям возможные  цели и задачи консультирования.

Консультанту необходимо провести коррекцию неадекватных ожиданий родителей перед началом консультирования:

а) разъяснить сложность проблемы,

б) рассказать о длительности консультационной работы,

в) нивелировать ожидание на получение  готового рецепта,

г) провести адекватную ориентацию родителей  в структуре консультационно-коррекционной работы,

д) сформировать установку на совместный и разносторонний анализ проблемы ребенка,

е) провести специальные разъяснения, если ребенка необходимо направить  на консультацию к другим специалистам.

Консультант на всех этапах работы должен:

1) показывать заинтересованность в ребенке,

2) стремиться освобождать родителей  от тяжелых чувств,

3) стимулировать их внимание  к позитивным сторонам проблемы,

4) активизировать поиск решения.

Цель этой коррекционной работы в начале консультирования родителей - предупреждение о возможных трудностях. Недопустимо, чтобы родители имели установку на "волшебное" разрешение трудностей, немедленный результат - это снизит их активность в решении проблемы. В то же время консультант не должен внушать неоправданных ожиданий, чтобы не было обманутых надежд.

Беседу полезно проводить одновременно с обоими родителями.

Во-первых, это дает более объективную  разностороннюю информацию о представлениях их обоих о причинах трудностей ребенка, о средствах их разрешения.

Во-вторых, родители должны почувствовать общую ответственность за судьбу ребенка, за те цели, которые они ставят перед ребенком, за будущее, на которое они ориентируют ребенка.

Сообщение конкретных данных психологического обследования родителям помогает преодолеть ошибочные представления о характер и степени трудностей ребенка.

Консультанту вместе с родителями необходимо выработать реалистическое представление о трудностях ребенка, наметить и обсудить с ними специальную  программу действий.

В ходе работы консультант проявляет теплоту, понимание, уважение к родителям. Эффективность беседы с родителями оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили. Возможно, при необходимости посещение ребенка консультантом на дому.

После окончания консультирования родителям полезно иметь на руках  психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим  записать выводы-рекомендации.

Это позволяет им не раз вернуться  к рекомендациям, обдумать, искать конкретные меры, проверять их на последующем поведении ребенка.

 

Причины психического неблагополучия в детстве

Основными причинами психического неблагополучия в детстве, по мнению Л.Ф. Шеховцовой, являются следующие:

- инверсия семейных ролей;

- стиль воспитания;

- неправильное поведение родителей,  других взрослых, окружающих ребенка;

- ошибки, систематически допускаемые  родителями в воспитании детей;

- занятость родителей.

1. Инверсия семейных ролей

В психологической литературе описана  модель нормальной семьи - отец, мать, дети. Позиции и роли отца и матери в семье взаимодополнительны. Мать, безусловно, любит своего ребенка, каким бы он ни был, и показывает ему эту любовь. Любовь отца ребенок должен "заслужить", выполняя те требования, которые предъявляет ему отец - в этом смысле любовь отца условна. Учитывая опыт психоаналитической практики, не следует забывать, что для мальчика отец является соперником в его любви к матери, а для девочки такой соперницей является мать. Если описывать данные взаимоотношения на символическом языке, то у мальчика происходит идентификация с отцом посредством которой идет освоение "мужского" поведения, такого, которое может "понравиться" матери, а девочка идентифицируется с матерью, осваивая такое поведение, которое "одобрит" отец.

Мать окружает ребенка заботой, нежностью, лаской, поддержкой - обеспечивая  тот эмоциональный фон, только при  наличии которого ребенок может  нормально развиваться. Отец поощряет, одобряет и поддерживает то поведение  ребенка, которое соответствует "правилам" освоения социальных ролей.

Информация о работе Семейное психологическое консультирование