Семейное психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практического психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур). Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, заботиться. Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста. Консультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Файлы: 1 файл

Семейное психологическое консультирование_Шилов.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Мать формально устраивали такие  отношения с Анатолием, но интуитивно она чувствовала некоторую искусственность ситуации, хотя старалась не придавать этому значения. Сообщение о том, что сын ушел от жены к другой женщине, прозвучало для нее, как гром среди ясного неба.

В процессе беседы психолог предложил  Марии Петровне попытаться описать ситуацию глазами сына. Это оказалось для нее невероятно сложным. Но только тогда она начала делать для себя удивительные открытия; например, что сын слушался ее из страха, что он постоянно находился в состоянии неудовлетворенности из-за того, что в угоду матери шел против своих природных особенностей, и что она собственными руками сделала жизнь сына невыносимой. Она поняла, что уход Анатолия от жены — это попытка изменить свою жизнь и, наконец-то, освободившись от давления матери, стать счастливым человеком. Мать начала осознавать, что если она хочет восстановить отношения с сыном, то должна коренным образом пересмотреть свою позицию и сама пойти на контакт на новой основе. Таким образом, уже первая консультация принесла Марии Петровне ощутимую пользу, дав толчок к началу трудного пути изменения себя и собственной жизни.

Остается только сожалеть, что эта  женщина обратилась к нам столь  поздно. Скольких ошибок можно было избежать! Сколько здоровья сохранить! Именно поэтому психологи рекомендуют  обращаться за помощью как можно раньше.

В практике семейного консультирования можно выделить несколько направлений, которые взаимопересекаются и дополняют  друг друга: 1 — работа с одинокими  людьми, которые желают создать семью, но терпят неудачу уже на начальной  стадии завязывания знакомства; 2 — добрачное консультирование пар, подающих заявление на регистрацию брака; 3 — консультирование конфликтных, кризисных семей и разводящихся; 4 — прием родителей, сталкивающихся с трудностями в воспитании детей, и подростков, конфликтующих со своими родителями, педагогами и окружением. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, и по каждому может вестись как индивидуальная, так и групповая работа.

Существует достаточное количество исследований, посвященных вопросам семьи и ее консультирования. Рассмотрим некоторые из направлений, отражающих современное состояние данной проблемы.

Оригинальный подход изложен в  монографии Г.С. и А.С. Кочарянов, где  выделяются три модели семейного  консультирования: энергетическая, симптоматическая и семантическая, отличающиеся уровнем сложности проведения как диагностического, так и терапевтического этапов. В первом случае консультирование направлено на снижение эмоционального напряжения с помощью «вегетативных и разряжающих тактик», во втором — терапия «сводится к коррекции психологической несовместимости, суть которой состоит в основном в информировании партнеров об их личностных особенностях, выработке приемлемых способов обращения друг с другом», а в третьем — задачей психолога является построение «ряда правдоподобных версий конфликта» на основе идеи о многомерности личностной структуры. Кроме того, авторы исследуют этапы и формы семейной терапии и консультирования. Диагностический этап рассматривается на трех уровнях: описательном, генетическом и динамическом.

Описательный уровень состоит  в выявлении симптомов анормального взаимодействия: ссор, сексуальных  дисгармоний, измен, злоупотребления  алкоголем и т. п. На генетическом уровне рассматриваются эволюция брака  с целью определения типов  патологического взаимодополнения (соперничество, псевдосотрудничество, изоляция), «семейные мифы», супружеские затруднения (конфликты). Динамический уровень предполагает присоединение психотерапевта к семье с целью построения ее структуры и активного воздействия на ее членов. Семейная диагностика предполагает, по мнению авторов, также типологическую классификацию стилей семейного взаимодействия.

На этапе коррекции рассматривается, прежде всего, проблема защитных механизмов и в связи с этим — уровни реагирования на супружескую травматизацию. Выделяют два типа реагирования: ситуационное (гнев, депрессия, тревога и т.п.) и личностное (актуализация защитных процессов). В первом случае терапия направляется на «снижение выраженности агрессии и на формирование либо более приемлемых для супругов форм выражения этой агрессии, либо более адаптивных поведенческих реакций». Во втором случае предполагается учет формирования различных типов индивидуальных защит: «козел отпущения», формирование коалиций внутри семьи, эмоциональный уход, привлечение постороннего человека, ослабление эмоциональных связей в семье, разрядка напряжения посредством агрессивного поведения, отказ или компромисс, создание семейных «мифов». Задача семейного терапевта состоит в замене невротических форм защиты на адекватные нормальные взаимоотношения между членами семьи.

Авторы выделяют несколько принципов  коррекции и семь видов коррекционных  стратегий: интерпретацию, познание, обучение, совет, катартическую терапию, активное переструктурирование, конфронтацию.

Под интерпретацией понимаются выявление  действительных причин нарушенных семейных отношений и причинных связей, снятие искажений в версиях конфликта, аффективная актуализация конфликтогенного комплекса.

Сущность стратегии познания состоит  в коррекции искажений восприятия ситуации, трансформации эмоционального отношения в сугубо логическое, познавательное.

Акцент на обучении сделан в поведенческом  супружеском консультировании. Цель данного вида терапии — развитие коммуникативных навыков и межличностного психологического мастерства.

Совет в ряде случаев является единственной формой помощи, например, когда на консультирование приходит лишь один супруг, или когда  время работы с семьей очень ограничено.

Катартическую терапию рекомендуют  при наличии выраженной мотивации сохранения брака у супругов и аффективно переживаемого светлого прошлого их брака.

Сущность техники конфронтации состоит в критике личностной позиции пациента, что позволяет  сорвать механизмы манипуляции  и защиты. Эта техника обеспечивает вхождение психотравмирующей информации в сознание. Она больше подходит лицам с истерическими чертами при наличии протективных механизмов защиты. В случае преобладания дефензивных защит авторы рекомендуют технику восстановления целостности аффективно-интеллектуального комплекса, в результате ее применения конфликтогенное содержание выносится из пространства индивидуальной психики пациента и становится достоянием терапевтической системы «пациент — терапевт».

Помимо описанных стратегий, авторы указывают на терапевтическую стратегию просветления Джона Энратта (1980), недирективную психотерапию К. Роджерса и гештальт-терапию Ф. Перлса, которая направлена на личностный рост, а также на психосинтез Р. Ассаджоли.

Интересна точка зрения представителей школы интро-лингвистического программирования, описанная в книге Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера, Вирджинии Сатир. Здесь рассматривается модель эффективной семейной терапии.

Одна из главных целей авторов  — помочь членам семьи обнаружить и воспринять возможности внутрисемейной системы, необходимые для изменений. При этом сам терапевт должен хорошо осознавать и контролировать процессы, происходящие в нем, а также требования и нужды семьи. Терапевт должен поддерживать контакт с каждым членом семьи индивидуально, быть способным включать независимые, растущие надежды и желания каждого члена семьи в целостность их семейной системы. Чтобы добиться желаемого эффекта, терапевту необходимо понять, какие ресурсы внутри себя осознает и использует семья в данный момент и то желаемое состояние, к которому она стремится. В. Сатир выделила четыре коммуникационных состояния, к которым люди прибегают при стрессе: задабривание, порицание, «компьютер», неуместность. Предлагается принять эти четыре состояния и побывать в них около 60 секунд, чтобы прочувствовать позы тела и внутреннюю установку, соответствующие каждой из них.

Каждая из этих поз представляет собой универсальный и часто  встречающийся пример неконгруэнтности — несоответствия, т. е. те слова, которые  слышит терапевт, не совпадают с  тоном пациента, движениями рук, позой. Терапевт может прервать этот процесс, действуя шаг за шагом, последовательно идентифицируя все примеры общения и отдельные элементы. Предложив членам семьи описать свои ощущения, терапевт постепенно выясняет, что в семье разрешается говорить, делать или выказывать относительно самих себя и других, а что — нет. Одна группа правил касается того, что члены семьи могут воспринимать и как они могут действовать, когда их взаимодействие становится неконгруэнтным. Вторая группа правил определяет каналы передачи информации, тип информации и каким членам семьи она предназначена.

Затем терапевт помогает членам семьи  стать конгруэнтными при выражении  важных посланий. Как только это  происходит, он обобщает это новое  знание, чтобы включить другие каналы выражения отношения.

Далее авторы книги предлагают на выбор несколько способов эффективного вмешательства терапевта в заданные циклы общения. Наиболее общий уровень  вмешательства включает три фазы: сбор информации, трансформацию системы, закрепляющие изменения.

В первой фазе терапевт работает с  членами семьи, собирая информацию, которая в дальнейшем поможет  ему создать начальный опыт нового общения, так как, осознавая историю  своей семьи, ее члены начинают видеть выход из тупика, в котором они  находятся. После этого определяются желаемое и текущее состояния семейной системы. Затем терапевт переходит ко второй фазе — трансформации системы, где используются три главные стратегии: разрушение фиксированных заключений, выработанных в прошлом; показ перспектив процесса; трансформация системы путем перепрограммирования. В конечной стадии происходит закрепление тех умений, которые члены семьи выработали.

Принципиально иной подход рассматривается  в монографии Э. Г. Эйдемиллера и  В. В. Юстицкого «Семейная психотерапия».

Авторы понимают под семейной терапией воздействие «на отдельных членов семьи и семью в целом с  целью достижения желаемых изменений  в их жизни». Большое значение придается  технике ведения первой встречи  с членом семьи. Здесь выделяют три  плана: ознакомление с проблемами пациента; создание представления о том, что семейная психотерапия дает шанс найти путь к решению проблем; «проработка» мотивов, препятствующих участию в семейной терапии.

Используется метод «парадоксальной  потенции» Франкла. В результате такой работы пациент подготавливается к реальной встрече с трудными ситуациями. Он настраивается на активный поиск своих проблем с помощью психотерапевта.

Дальнейшая работа с семьей предполагает следующие основные формы: индивидуальная работа с отдельным членом, групповая психотерапия с членами семьи и с целой семьей. Здесь могут быть использованы различные психотерапевтические техники:

директивы(указания), т. е. высказывания психотерапевта о необходимости  определенных действий, при этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашенной. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Наш опыт показывает высокую эффективность такой техники на том этапе, когда в ходе индивидуальных и групповых занятий члены семьи уже научились всему необходимому для самостоятельного решения семейной проблемы, и теперь нужно лишь помочь им научиться применять полученные знания в повседневной семейной жизни;

изучение семьи. В основе любой  директивы лежит психологический  расчет, учитывающий огромный набор  фактов. Внимание, уделяемое семье  в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать  позитивное воздействие;

воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом "выплывают" проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить;

семейная дискуссия, т. е. обсуждение членами семьи широкого круга  проблем, касающихся жизни семьи, способа  решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:

- коррекция неправильных представлений  о различных аспектах семейных  взаимоотношений. Участие в групповой  дискуссии «расшатывает» устоявшиеся  представления пациентов, зарождает  сомнения в правильности и незыблемости их убеждений, которые раньше представлялись им единственно возможными и очевидными;

- обучение членов семьи методам  дискуссии;

Вот некоторые правила ведения  дискуссии:

а) "цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину";

б) "дискуссия - не соревнование и не способ выявления того, кто умнее";

в) "цель дискуссии - не прийти к  соглашению, а найти истину";

г) "прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в  чем прав другой";

- обучение членов семьи объективности.  При этом не малую роль играет  коррекция семейных взаимоотношений,  препятствующих формированию адекватного  представления членов семьи по  тому или иному вопросу.

При коррекции особое значение приобретает  интерес членов семьи к семейной дискуссии.

При ведении семейной дискуссии  терапевт может использовать различные  приемы, предложенные J.Peres: молчание, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение (резюмирование), обобщение, наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи, конфронтацию с определенным мнением и др.;

обусловленное общение, т. е. введение в привычные семейные взаимоотношения  нового элемента. Цель такого введения - дать возможность членам семьи  осуществить коррекцию нарушений  в данном отношении. Один из приемов - обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру с различными вопросами, а тот - предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся определенные правила. Такова, разработанная G.Bach и модифицированная S. Kratochvil, техника "честной борьбы" или "конструктивного спора". Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность выражения агрессии:

Информация о работе Семейное психологическое консультирование